"Град-1" на МТ-ЛБ, 9П139 живьем! Нашлись нормальные фотографии раритетной
strangernn — 18.07.2015вид на БМ 9П139 сбоку
По постановлению Совета министров СССР № 71-26 от 21 января 1970 года в НПО «Сплав» были начаты работы по созданию реактивной системы залпового огня «Град-1». Работы велись под руководством главного конструктора А. Н. Ганичева. Боевая машина разрабатывалась в двух вариантах. Первый вариант предусматривал размещение пусковой установки на шасси грузового автомобиля ЗиЛ-131, этот вариант машины получил обозначение 9П138. Второй вариант предусматривал размещение пусковой установки на гусеничном бронированном шасси высокой проходимости. Такой вариант боевой машины получил обозначение 9П139. Разработка второго варианта проводилась в Государственном конструкторском бюро компрессорного машиностроения Министерства авиационной промышленности СССР под руководством главного конструктора А. И. Яскина. Машина была спроектирована в 1974 году. Специально к боевой машине была создана транспортно-заряжающая машина 9Т451 на шасси тягача МТ-Лбу. В 1976 году система была принята на вооружение. После окончания разработки была создана небольшая серийная партия машин, которые были отправлены в войска. Полномасштабное производство боевых машин 9П139 и транспортных машин 9Т451 планировалось организовать в Болгарии, однако серийное производство освоено не было.
9П139, вид сзади. Хорошо видны выдвижные упоры.
Честно говоря, немного жаль, что не получилось. Плавающая (а возможно и авиадесантируемая) РСЗО, обладающая равной с боевыми машинами морпехов и ВДВ (согласитесь, что "Град-В", одна третья часть "Града-1" на Шишиге, - это несколько не то) могла бы привнести много интересного в тактические схемы мобильных частей. Бронированность, присущая МТ-ЛБ исходно, - существенно увеличивала бы живучесть боевых машин в случае контрбатарейной стрельбы противника, кстати.
+ вид строго спереди
P.S. пять лет назад был неправ в части шасси. Поправляйте википедию.