Гойя в Базеле


Франсиско Гойя. Маха одетая, 1800-1805. Фото: Museo Nacional del Prado, Madrid
Боттичелли - в Париже, Климт - в Риме, Фаберже - в Лондоне! А в швейцарском Базеле - Франсиско де Гойя!
Предлагаю вашему вниманию обзор выставки по материалам Фонда Бейелер...
Частный музей Фонда Бейелер находится в одном из пригородов Базеля, городке Риен. Фонд собрал на крупнейшей за пределами Испании выставке художника Франсиско де Гойя (1746-1828) более семидесяти картин, коллекцию рисунков и гравюр, редко выставляемые произведения из испанских частных коллекций. Представлены также основные работы из самых известных европейских и американских музеев и частных коллекций. Проект подготовлен в сотрудничестве с Национальным музеем Прадо в Мадриде.
Гойя был одним из последних великих придворных художников и первым предшественником современного искусства. Он был одновременно живописцем впечатляющих портретов и изобретателем загадочных, очень личных живописных миров. Именно из этих неразрешимых противоречий искусство Гойи черпает свое волшебное очарование.
Карьера Гойи длительностью более 60 лет охватывает период от рококо до романтизма. Он изображал святых и преступников, ведьм и демонов, открывая врата в царства, в которых границы между реальностью и фантазией стирались. В своем искусстве Гойя стал пристальным наблюдателем драмы, разворачивающейся между разумом и иррациональностью, мечтами и кошмарами.

Франсиско Гойя. Цветочницы (Весна), 1786. Фото: Museo Nacional del Prado, Madrid
Полотна "Махи на балконе" и "Маха и сводница" (обе 1808-1812) прибыли из частных коллекций. Владелец первого предпочел остаться анонимным, а второе принадлежит маркизе Алисии Копловиц, одной из богатейших женщин Испании. Весьма вероятно, что две эти картины никогда прежде не выставлялись вместе.

Франсиско Гойя. Махи на балконе, 1808-1812. Частное собрание

Франсиско Гойя. Маха и сводница, 1808-1812. Частное собрание

Франсиско Гойя. Шабаш ведьм, 1798. Холст, масло. Музей Лазаро Гальдиано, Мадрид

Франсиско Гойя. Полёт ведьм, 1798. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид


На следующей картине на переднем плане изображена процессия мужчин в белых одеждах и остроконечных шляпах, хлестающих обнаженные спины в раскаянии. Другие, в черных капюшонах, выстраиваются вдоль маршрута, остальные несут знамена, кресты и лампы. Эта картина иллюстрирует одну из сторон испанской жизни, которую хотели реформировать либералы (в том числе Гойя), но чьей реформе противостояла абсолютистская политика Испании и Фердинанда VII.

Франсиско Гойя. Шествие флагеллантов, 1812-1819. Дерево, масло. A cademia de Bellas Artes de San Fernando, Madrid. Фото: star-wiki.ru
Тема психиатрических лечебниц была довольно популярна в кругах испанской знати. Вероятнее всего, на создание картины Гойю вдохновило посещение дома для душевнобольных в Сарагосе в 1812 году. Его дядя и тетя страдали психическими недугами и примерно в это же время Гойя переживал смерть своего зятя. Возможно, автора также сподвигли на создание картины последствия его тяжёлой и продолжительной болезни 1792 года, после которой он почти всю свою жизнь оставался глухим и страдал от приступов депрессии. В это время его работы становятся более мрачными и тяжёлыми, чем в начале карьеры.

Франсиско Гойя. Сумасшедший дом, 1812-1819. Дерево, масло. Королевская академия изящных искусств Сан-Фернандо
На выставке представлена серия портретов исторических лиц. Король Карл III (1716-1788), будучи великодушным монархом, пытался во время своего правления (1759-88) внедрить в Испании идеалы и реформы эпохи Просвещения. Он участвовал в социальной политике, создании больниц и учебных заведений, а также в развитии торговли и инфраструктуры.

Франсиско Гойя. Карл III в охотничьей одежде, 1786. Национальный музей Прадо, Мадрид, © Photographic Archive
Просвещенная герцогиня Осуна (1752-1834) происходила из самых важных семей испанской аристократии. Как страстный коллекционер произведений искусства, она была среди самых преданных покровителей Гойи.

Франсиско Гойя. Герцогиня Асуна, 1785. Частная коллекция
Назначенный придворным художником в 1789 году, Гойя позирует в залитой светом мастерской. Он в праздничной одежде, в огромной шляпе с металлическим подсвечником на полях, со своими принадлежностями для рисования.

Франциско Гойя. Автопортрет перед мольбертом, 1790-95. Museo de la Real Academia de Bellas Artes de San Fernando, Мадрид
Юрист, политический писатель и поэт Гаспар Мельчор де Ховельянос (1744-1811) был близким другом Гойи и одним из выдающихся интеллектуалов испанского Просвещения. Всего через девять месяцев после назначения министром юстиции он был уволен первым государственным секретарем Мануэлем Годой за свою прогрессивную политику. Позже его даже изгнали из мадридского двора. Во время испанской войны за независимость Ховельянос был членом группировки, воевавшей против французских оккупационных войск.

Франсиско Гойя. Гаспар Мельчор де Ховельянос, 1798. Национальный музей Прадо, Мадрид. © Photographic Archive
Портрет короля Карла IV (1748-1819) был создан по случаю его коронации в 1789 году. Сын короля Карла III был благочестивым, мягким и легко поддающимся влиянию монархом. За время своего почти 20-летнего правления (1789-1808) он доверил официальные дела королеве Марии Луизе и первому государственному секретарю Мануэлю Годою.

Франсиско Гойя. Карлос IV, 1789. Национальный музей Прадо, Мадрид. © Photographic Archive
Инфант Франсиско де Паула (1794-1865) был младшим сыном короля Карла IV и королевы Марии Луизы де Парма. Как блестящий сценограф, Гойя усилил внешность мальчика в этом незаконченном масляном эскизе, выборочно осветив фон, который светится за головой инфанте, как ореол.

Франсиско Гойя. Инфант Франсиско де Паула, 1800. Национальный музей Прадо, Мадрид. © Photographic Archive
Мария Луиза де Парма (1751-1819) стала женой короля Карла IV и матерью 14 младенцев, включая будущего короля Фердинанда VII. Вместе со своим любимцем - первым госсекретарем Мануэлем Годой, она на долгие годы определяла судьбу страны. Портрет создан по случаю её коронации в 1789 году.

Франсиско Гойя. Королева Мария Луиза де Парма, 1789. Национальный музей Прадо, Мадрид. © Photographic Archive
Успешный купец, банкир, крупный землевладелец и политический деятель Сарагосы Мартин Сапатер (1747-1803) дружил с Гойей с юных лет. Из их долгой переписки до наших дней сохранились только письма Гойи. Они являются незаменимым источником понимания личности художника и повседневной жизни.

Франсиско Гойя. Мартин Сапатер, 1797. Museo de Bellas Artes de Bilbao. © Bilboko Arte Ederren Museoa
Знаменитый поэт Хуан Антонио Мелендес Вальдес (1754-1817) также был адвокатом, приверженным идеалам Просвещения, а позже даже судьей. Отстраненный от должности первым государственным секретарем Мануэлем Годой в 1798 году из-за своей либеральной позиции, он позже служил в правительстве короля Жозефа Бонапарта. В конце концов он умер в изгнании во Франции в нищете.

Франсиско Гойя. Хуан Антонио Мелендес Вальдес, 1797. Музей Боуз, Замок Барнарда, графство Дарем
Антония Сарате (1775-1811) в модном платье в стиле ампир была известной актрисой, принадлежавшей к мадридскому кругу друзей Гойи и драматурга Фернандеса де Моратина.

Франсиско Гойя. Антония Сарате, 1810. Представлено сэром Альфредом и леди Бейт, 1987. © Национальная галерея Ирландии, Дублин
Для маркизы Виллафранки (1780-1835), женщины из высокопоставленной арагонской дворянской семьи, рисование было частью ее образования. Рядом с ней на мольберте стоит портрет её мужа, маркиза Виллафранка, брата герцога Альбы, который она написала. Как и герцогиня Осуна, она была верной покровительницей Гойи.

Франсиско Гойя. Маркиза Виллафранка, 1804. Национальный музей Прадо, Мадрид, © Photographic Archive
Герцогиня Альба (1762-1802), у которой было еще 15 дворянских титулов, была единственной наследницей самого высокопоставленного герцога Испании и одной из самых богатых вельмож своего времени. Она также прославилась как покровительница художников, музыкантов и драматургов.

Франсиско Гойя. Герцогиня Альба, 1795. Fundación Casa de Alba, Дворец Лирии, Мадрид
Мануэль Годой - выходец из низшего дворянства, был первым государственным секретарем в течение четырех лет во время правления короля Карла IV. В 1795 году он подписал Базельский мир, положивший конец войне Испании против Франции (1793-95). Даже после увольнения он оставался влиятельным фаворитом королевы и короля. Гойя изобразил Годоя победоносным генералом после кампании в Португалии, во время которой он оказал поддержку армии Наполеона.

Франсиско Гойя. Мануэль Годой (1767-1851), Museo de la Real Academia de Bellas Artes de San Fernando, Мадрид
Мария Луиза де Бурбон-и-Валлабрига (1783-1848) - племянница короля Карла III. Гойя изобразил ранее придворную даму в виде годовалой девочки на картине "Семья инфанта Дона Луиса". Её старшая сестра, графиня Чинчон, вышла замуж за первого государственного секретаря Мануэля Годоя в 1797 году по наущению королевы Марии Луизы.

Франсиско Гойя. Мария Луиза де Бурбон-и-Валлабрига, около 1800. Gallerie degli Uffizi, Galleria delle Statue e delle Pitture, Флоренция
Портрет генерала Николя Филиппа Гай (1773-1845) написан во время французской оккупации. Гай был адъютантом короля Жозефа Бонапарта и военного губернатора Севильи во время французского вторжения в Испанию.

Высокий 32-летний капитан-адъютант происходил из богатой баскской купеческой семьи. Он служил в гусарском полку королевы Марии Луизы, который его родители поддерживали финансово. Портрет написан непосредственно перед его уходом из армии - в год начала войны за независимость Испании.

Франсиско Гойя. Панталеон Перес де Ненин , 1808. Colleción BBVA, © Дэвид Меха
Этот автопортрет написан через год после окончания войны за независимость Испании. 69-летний художник в то время подвергся проверке со стороны инквизиции, которую восстановил король Фердинанд VII. В своем откровенном выражении лица Гойя показывает нескрываемую меланхолию, как и свою непоколебимую энергию.

Франсиско Гойя. Автопортрет, 1815. Национальный музей Прадо, Мадрид, © Photographic Archive.
В более поздний мадридский период Гойи среди его ближайших друзей был архитектор и директор Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо (1785/86-1841).

Франсиско Гойя. Тибурчо Перес и Куэрво, 1820. Музей Метрополитен, коллекция Теодора М. Дэвиса. © Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк
Эухенио Гарсиа Арриета (1770-после 1820) - врач, практикующий в Мадриде, лечил тяжелобольного художника в 1819 году. В благодарность за спасение от смерти Гойя подарил Арриете двойной портрет. В следующем году Арриете было поручено изучить бубонную чуму на западноафриканском побережье, где его след потерялся.

Франсиско Гойя. Автопортрет с доктором Арриетой, 1820. Институт искусств Миннеаполиса
Фердинанд VII (1784-1833) - старший сын короля Карла IV, восстановлен в качестве короля (годы правления 1808, 1813-33) после вывода французских оккупационных войск. Он был деспотическим монархом, которого также называли Эль-Рей Фелон (преступный король). Он отменил либеральную конституцию Кадиса и установил репрессивный режим, просуществовавший два десятилетия, включая повторное введение инквизиции.

Франсиско Гойя. Фердинанд VII в королевском плаще, 1814/15. Национальный музей Прадо, Мадрид, © Photographic Archive.
В мастерской литографа Сиприена Гаулона (1777-1858) в Бордо Гойя создал серию корриды Toros de Burdeos (Бордоские быки). Этот портрет, нарисованный на литографическом камне и напечатанный минимальным тиражом, стал благодарностью Гойи за плодотворное сотрудничество.

Франсиско Гойя. Портрет печатника Сиприена Гаулона, 1824/25. © Музей Лазаро Гальдиано, Мадрид
Близкий друг Гойи, монах-августинец Хуан Фернандес де Рохас (1750-1819) был профессором философии и теологом, отстаивавшим прогрессивные идеи. Свои литературные произведения, в основном сатирические и пародийные, а также литературную критику, он публиковал под разными псевдонимами.

Франсиско Гойя. Брат Хуан Фернандес де Рохас, 1815. Реальная академия истории, Мадрид
Леандро Фернандес де Моратин (1760-1828) - один из самых выдающихся испанских драматургов, поэтов и переводчиков конца XVIII века. Будучи доверенным лицом Гойи, он долгое время был послом в Париже и Лондоне. После вывода наполеоновских оккупационных войск в 1813 году поборник идеалов Просвещения провёл остаток жизни в изгнании во Франции.

Франсиско Гойя. Портрет поэта Моратин, 1824. Museo de Bellas Artes de Bilbao
Мариано Гойя (1806-1874) - сын Гумерсинды Гойкоэчеа и Хавьера Гойи, единственного выжившего ребенка художника. Портрет 21-летнего Мариано, одетого в модную одежду, создан в июле 1827 года, во время последнего пребывания Гойи в Мадриде. Картина его единственного внука - последняя задокументированная работа Гойи.

Франсиско Гойя. Мариано Гойа, 1827. Meadows Museum, SMU, Dallas. © Michael Bodycomb
Источники информации: www.fondationbeyele , www.swissafisha.ch - Миры Франсиско Гойи
|
</> |