Говорит председатель ликвидационной комиссии

- О том, что официальная церковь – это давно уже не тело Христово, а мертвый камень и грязь под ногами;
- Что христианский проект потерпел масштабную духовную катастрофу уже в IV веке;
- Что не только нет обещанного бессмертия, а христиане все так же умирают от старости и болезней, но нет ни любви, ни нравственности даже в тех, кто должен показывать пример и вести за собой паству;
- Что "поистине, Евангелие — это самый большой профанирующий проект в истории";
- Что "Христос не вернулся", поэтому "церкви пришлось надолго расположиться «в мире сем» и, соответственно, пропитаться его миазмами и хитростями", начать блудить с сильными мира сего. "Наша экспедиция на планету Земля оказалась «забыта». «Звездные врата» вместо портала в Иной мир стали местом сбора соседей. Парики стали «соседями». И преход стал приходом, а для кого-то — доходом. Парусия не состоялась. А смерть осталась. Человеческие дрязги тоже. Надо было учиться жить в грязи земной истории. То есть с волками жить — по-волчьи выть. В итоге ранняя история Церкви стала цепью катастроф. То есть катастрофического несбытия мечт";
- Что мечта о религии без посредников (чтобы "у каждого — прямой доступ к Богу, причем двусторонний, онлайн") не сбылась, поэтому пришлось назначить жрецов и "строить церковь с железной дисциплиной и сложной иерархией". "Первые христиане ждали возвращения Христа, а к ним пришла церковь. Пришлось приступить к церковно-партийному строительству <...> Снова выстроилась пирамида иерархии с соответствующими карьерными вожделениями. И даже — «церковно-административный механизм». Снова появился календарь постов, праздников и молитв. То есть понудительная дисциплина заняла место добровольной жажды молитвы и подвига (Типикон вместо «непрестанно молитесь»). <...> Вместо «не заботьтесь о завтрашнем дне» — высокомудрые расчеты в стиле «реал-политик» и борьба за «интересы церкви»"
[На это "пришлось" хорошо ответил некий

- Что "на стайерской дистанции длиной в столетия христианская идея заметно выдохлась". "Вдруг оказалось, что мы застряли в мире закона, в мире завета, объявленного ветхим. Мытарь, гордящийся тем, что он не фарисей, — таков итог многовековой духовной селекции <...> Церковь стала как все. Она стала субъектом имущественно-правовых отношений, свар и зависти. И даже «церковное право сменилось церковной политикой». Земля приручила «граждан неба». <...> Заземление Церкви, причем с ее собственного согласия, прошло успешно и на века";
- Что "«Образ Церкви» в библейском рассказе о Пятидесятнице вообще-то радикально несовместим с каноническим правом. В тот день никто и думать не мог о канонических границах, церковных судах, епитимьях, иерархиях и деньгах. <...> Тот «образ Церкви»
— в языках пламени, пророчествах и чудесах. Где огонь, пророчества и чудеса в сборниках канонов? <...> Нет, церковные каноны родом вовсе не из Пятидесятницы. Это ее антипод и субститут";
- Что "Вкратце эти метаморфозы всей церкви были повторены в истории монашества. Поиск свободы и одиночества обернулся созданием ордена карьеристов". И самое сильное: "То, что в число христианских добродетелей вошло безбрачие (взамен античного воинского гомосексуального братства) и что война заменена «духовной бранью», — это уже частности". То есть Кураев не видит особой разницы между войной и "духовной бранью", между безбрачием и содомией – это всего лишь частности.
- И завершает повествование, как припечатывает: "Пока Церковь была апостольски бедна и не было в ней ни вида, ни величия, она была невидима для конкурентно-хищнических взоров. Если ее ненавидели — то именно за ее веру, а не за ее политические союзы и амбиции или имущественные авуары.
Но потом она покрылась тяжким пурпурным облачением империализма, ее облепил мокрый снег недвижимости, грязь золота и туман компрометирующих, но «полезных» связей сделали ее заметной для тех, кто желал в ней видеть не Церковь Божию, а обычного участника обычных крысиных бегов за вполне земные призы".
* * *
Даже у Великого инквизитора из романа Достоевского сама церковь все-таки еще представляет из себя некую духовную силу, хоть и обманув паству, но взяв на себя тяжкую ношу самим знать правду, не опускаться и нравственно не "опускать" народ. Кураев показывает, что и этого не осталось, а есть только земная бессмысленная и жестокая административная структура, работающая уже даже не на государство, а только на себя – "церковная власть может быть слепа, предвзята, корыстна, коррумпирована, мстительна".
Впрочем, он и раньше говорил не менее откровенно: "И то, что нас ждет – полная десакрализация отношения к Церкви со стороны общества. И страшное разочарование. Все, наконец-то, увидят и узнают, какие мы на самом деле. И это мало кому понравится. И если вы надеетесь все еще укрыться за занавесочками, не выйдет из этого ничего". Вот только в те давние времена он еще считал себя ее частью и только пытался хоть как-то заставить клир "соблюдать приличия" и не нарываться.
Что характерно, дьякон открыл наготу не только церкви. Посмотрите, что он говорит про веру:
"Символ Веры исповедует веру во «Едину, Святую, Соборную и апостольскую церковь». Увы, акцент приходится ставить на слове «вера». То есть церковь (община людей) с такими качествами есть предмет веры, а не очевидность.
А верят в то, что неочевидно. Верят в то, что противоречит повседневному опыту. Вот и в сказанное: верую... но не вижу. Точнее говоря: власть любви слишком редко и робко проступает порой сквозь тяжеловесно очевидную Систему топота, окриков и выговоров."
То есть то, о чем ап. Павел говорил: "Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом" (Евр.11:1) – уже не основа религиозной жизни, не сила, возвышающая человека над его земным печальным существованием и делающая сильным его самого, но просто костыль для слабых и хромающих, которые верят, хотя и не видят толку, но все равно верят, потому что больше ничего не имеют. Ай да дьякон! Лучшего посланца от семиглавого зверя, рушащего последние бастионы, трудно придумать.
От какого зверя? Да-да, именно того, который показан в Откровении Иоанна. Дьякон бытовым современным языком пересказал то, что было сказано еще почти две тысячи лет назад в Апокалипсисе о будущей падшей церкви. Вот только в нем более точно был описан весь процесс постепенной ее деградации, а у Кураева получилось, что церковь чуть ли не изначально была такой, по крайней мере начиная с IV века. Сам процесс был описан в посланиях к церквям (2-3 главы), а окончательное и бесповоротное падение, которое произошло буквально на наших глазах, – как описано в главах 17-18.
Вот как там сказано об этом окончательном падении, я даже не буду никак комментировать эти строки, они сейчас более чем понятны (кому все-таки непонятно, могут прочесть комментарии здесь):
Глава 17
1 И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и обращаясь ко мне, сказал: подойди, я покажу тебе приговор великой блуднице, сидящей на водах многих;
2 с которой блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния были опьянены живущие на земле.
3 И перенес меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами хульными, имеющем семь голов и десять рогов.
4 И жена облечена была в порфиру и багряницу, и украшена золотом, и драгоценными камнями, и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотами блудодейства ее и земли;
5 и на челе ее имя написано: тайна, [столица] великая Вавилон, мать блудницам и мерзостям земным.
6 И я увидел жену опьяневшей от вина блуда ее, и удивился удивлением великим, увидев ее.
...
12 И десять рогов, которые ты увидел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час.
13 Они одно намерение имеют и дают силу и власть свою зверю.
15 И говорит мне: эти воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть народы и толпы, и племена и языки.
16 И десять рогов, которые ты увидел, и зверь, сии возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее огнем;
Глава 18
1 После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба, имеющего власть великую.
2 И воскликнул он могучим голосом, говоря: пала великая [столица] Вавилон и сделалась жилищем демонов и пристанищем всякому духу нечистому, и пристанищем всякой птице нечистой и ненавидимой; ибо от вина жажды блуда ее пали все народы,
3 и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от силы превозношения ее.
4 И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди из нее, народ Мой, чтобы не стать вам соучастниками в грехах ее и не подвергнуться бедствиям ее;
5 ибо грехи ее взгромоздились до неба, и Бог воспомянул преступления ее.
6 Воздайте ей так, как и она воздавала, и вдвое воздайте по делам ее; в чаше ее, в которой она смешивала, смешайте ей вдвое.
7 Сколько славилась она и надмевалась, столько воздайте ей мучения и скорби. Ибо она говорит в сердце своем: "сижу царицей, и не вдова, и не увижу скорби!"
8 За то в один день придут бедствия ее, смерть и горе, и голод, и будет сожжена огнем, потому что силен Господь Бог, осудивший ее.
...
21 И один сильный Ангел взял как бы камень большой и поверг в море, говоря: так стремительно повержена будет столица великая Вавилон, и уже не будет ее.
22 И голоса играющих на гуслях, и поющих, и играющих на свирелях, и трубящих трубами уже не слышно будет в тебе; и никакого мастера уже не будет в тебе;
23 и свет светильника уже не будет светить в тебе; и голоса жениха и невесты не будет уже слышно в тебе: ибо купцы твои были вельможи земли, и чародейством твоим введены в заблуждение все народы.
|
</> |