госзакупки

Фольклор уже пошел вокруг темы о госзакупках, которую в последнее время все так отчаянно мусолят. Народ довели уже просто золотыми кроватями и машинами, которые закупаются на бюджетные (они же наши с вами) деньги. В основном об этом пишут политически направленные сообщества, и если б я не читал Навального, вряд ли об этом узнал. Стало интересно, начал копать, прочитал много всего интересного в сети и по мере прочтения загорался вопросом. Читал и законы, и статьи, и критику. В общем, теперь держу руку на пульсе. И дабы упростить жизнь тем, кто захочет ознакомиться с проблемой с нуля, в этом посте я сформировал некоего рода подборку материалов по теме.
Собственно проблема: госучреждения закупают много, часто, дорого и необоснованно. Сейчас госзакупки регулируются Бюджетным кодексом РФ и Законом №94 «О размещении заказов…». В Бюджетном кодексе оговаривается порядок того, как планировать закупки и тратить деньги, а в 94-м Законе – как покупать. Покупать надо на электронных аукционах - это значит, что все сведения о закупке доступны для обозрения любому пользователю интернета (т.е. купить золотую кровать в тайне не получится! ). Благодаря этому принципу стал возможен проект Алексея Навального РосПил, а до него существовали и существуют подобные проекты, но не столь распиаренные (например, сообщество
![госзакупки [info]](http://l-stat.livejournal.com/img/community.gif?v=2)
![госзакупки [info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif?v=2)
Вот точечно обозначенные проблемы:
1. Если закупка явно коррупционная, то закупщику практически ничего не грозит (максимальный штраф – 50 тыс. руб., всего!)
2. Товар закупается по наименьшей предложенной цене, и его качество оставляет желать лучшего (например, трухлявые парты для школ, которые можно выкидывать уже через год).
3. Никто не хочет проводить честные аукционы – техзадания и требования к товарам пишутся таким образом, что поставить их сможет только один конкретный поставщик, которого выбрали заранее и с которым договорились.
4. И, наконец, государственные учреждения не заинтересованы экономить средства, т.к. если они не «выполнят план», то им грозят санкции сверху.
Я выделил наиболее важные, но их гораздо больше. О них знали многие, но катавасия началась, как водится, с указа нашего Президента (ну и, пожалуй, с раскруткой Навального). Прекрасная тема в предвыборный год – сократим коррупцию, которая составляет 1 трлн. рублей в год.
Как результат – 2 гос. ведомства подготовили два проекта, которые впредь должны пресечь эту кражу триллионов. Вот эти концепции (советую прочитать самостоятельно, чтобы не затуманивать взор чужим мнением, букв не очень много):
Концепция Минэконома (разработка Федеральной контрактной системы – «нечто с нуля»)
Концепция ФАС (переделка существующего 94-го Закона)
Сначала не въехал причём тут Антимонопольная служба – оказалось ФАС помимо прочего занимается контролем за государственным заказом и имеет полномочия отменять нехорошие конкурсы (поэтому в РосПиле обращения направляются именно в ФАС).
Одно дело – написать, другое – согласовать между собой. Согласовать не получилось. И теперь перед нами два органа
власти, не поделившие полномочия – оба тянут одеяло на себя.
Кто тут прав – без пол-литра почти нереально разобраться, как со многим у нас. Самостоятельно это сделать не-юристу, не-экономисту сложновато, поэтому вот ссылочки, которые помогут вникнуть в суть дела (мне они помогли вычленить основные моменты, на которые надо обратить внимание).
Почитаем Навального (очень субъективно)
и Антона Носика (тоже субъективно)
В ЖЖ есть журнал
![госзакупки [info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif?v=2)
Критика ФАС - http://rusanalit.livejournal.com/1096837.html
Критика Минэконома - http://rusanalit.livejournal.com/1097141.html, http://rusanalit.livejournal.com/1099059.html
Вообще, в этом журнале в последнее время что ни пост, то все по теме.
Самое яркое событие в противостоянии на настоящий момент – дебаты Навального и Кузьминова в Высшей школе экономики (4 часа! http://navalny.livejournal.com/ 566998.html). В ЖЖ можно найти пересказы, вот например.
И напоследок: как я сам все это вижу? Вижу, что РосПил работает, и верю Навальному, что работает он благодаря 94-му Закону. Что-то стало наконец меняться тут. В одной из ссылок на статью rusanalit хорошо описано, что проект ФКС убьет возможность мониторить закупки, как это делается сейчас. Мы снова погрузимся в хаос неизвестности. Что касается других проблем – в обеих концепциях есть пути их решения, но позиция Минэконома уж слишком неземная. Я солидарен с высказыванием Алексея: «они хотят разломать старенькую дрезину, которая хоть как-то да едет, и построить на ее месте летучий корабль». Нелепо, когда в нашей стране планируют что-то сломать и обещают на этом месте построить нечто кардинально новое, что принесет всем добро и пользу.
Ведь от чего они отталкиваются? От того, что надо дать чиновникам больше свободы, чтобы они сами выбирали, что и у кого будут покупать (презумпция добросовестности! ). Смешно? Мне не смешно. И они еще говорят, что делают это с чистыми намерениями.
Не от реальности чуваки отталкиваются, а от идеала некоего, за что, конечно, их можно похвалить, НО… Сами понимаете ). Не верю! (с)
Резюмирую. Учитывая поднявшийся шум, я склонен верить, что ситуация противостояния (вынесенная на общественные трибуны!) будет иметь положительный итог. Концепции широко обсуждаются, сами ведомства их меняют и дополняют, учитывают высказывания и пожелания общественности. Кстати, в сети уже появляются общественные начинания – письма-петиции:
http://rusanalit.livejournal.com/1096497.html
http://etp.roseltorg.ru/petition/
Будем надеяться, что в этом соревновании родится истина.