"Государство-цивилизация" для политэкономии - как осетрина второй свежести для

топ 100 блогов alex_rozoff30.04.2023 — Голубчик, это вздор!
— Чего вздор?
— Вторая свежесть — вот что вздор! Свежесть бывает только одна: первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!

("Мастер и Маргарита" Михаил Булгаков)
Государство-цивилизация для политэкономии - как осетрина второй свежести для
С некоторых пор философы озадачиваются поиском всеобъемлющих определений для социальных феноменов, ранее понимаемых интуитивно. Одним из таких феноменов является цивилизация. Возможно, поиск всеобъемлющего определения цивилизации может когда-нибудь принести какую-то пользу, но пока мы практически имеем лишь интуитивное понимание, основанное на историческом опыте. Этот опыт включает:

1. Самую примитивную и очень бедную цивилизацию охотников-собирателей - которую мы отчасти знаем по археологии и по первобытным племенам в некоторых местностях.
2. Примитивно-аграрную (до-машинную или до-индустриальную) цивилизацию - которую мы знаем по археологии, по сохранившейся истории и по экстремально-депрессивным регионам в современном мире. Известно, что уровень и качество жизни людей в такой цивилизации ниже даже чем у первобытных охотников-собирателей*.
...Далее два вида цивилизации между которыми последние 70 лет вращается более-менее развитая часть современного мира.
3. Индустриальная цивилизация — это общество, в котором ведущую роль играет промышленность (индустрия) оказывающая ключевое влияние на все сферы его жизни: экономику, политику, культуру.
4. Постиндустриальная цивилизация — отличается от индустриальной очень высокой производительностью труда, обеспечивающей быстрый рост качества жизни людей и развитие инновационной экономики, включая индустрию знаний.
...Понятная и безальтернативная цель (единственно-разумная, как единственная свежесть осетрины) - достичь по-настоящему постиндустриальной цивилизации, в которой максимально реализуется концепция Рога изобилия в плане материального благосостояния и социально-бытового комфорта, в плане психофизического здоровья и продолжительности жизни, в плане свободного распоряжения своим временем и усилиями, в плане удовлетворения естественного любопытства в науке, искусстве и развлечениях той или иной степени конструктивности по свободному выбору.

Достичь этого не очень просто, однако сама постановка целей и задач цивилизации предельна проста - вроде бы тут ничего не добавить и не убавить. Однако, вдруг в недрах философии политического мистицизма появляется концепция "государство-цивилизация"**. Для чего она нужна людям - непонятно. Ее смысл будто диктуется неким воображаемым божеством из арсенала деструктивных культов. И (внезапно) эту концепцию подхватывает верхушка второго мирового центра геополитики (КНР)***

Это выглядит настолько нелепо, что порождает у журналистов ироничный термин Xivilisation (от Civilization и имени китайского лидера в латинской транскрипции Xi Jinpin).
Априорная нелепость состоит в том, что политический инструмент (государство) ставится впереди цели (цивилизации), причем инструмент такого свойства, что далеко не всегда служит цели, а порой даже противостоит ей.
Определение (в переводе по "Oxford Languages") Государство - политическая организация господствующего класса страны во главе с правительством и его органами, имеющими задачей защиту интересов этого класса и подавление его классовых противников, а также сама страна с такой организацией.

То, что государство это не цель, а лишь временный инструмент, над которым (пока он применяется) необходим постоянный человеческий контроль, чтобы избежать отклонения от цели - отметили практически мыслящие люди еще в XVIII веке.

Мы считаем за очевидные истины, что все люди сотворены равными, что им даны их Творцом некоторые неотъемлемые права, в числе которых находятся — жизнь, свобода и право на счастье, что для обеспечения этих прав людьми учреждены правительства, пользующиеся своей властью с согласия управляемых, — что если какое-либо правительство препятствует достижению этих целей, то народ имеет право изменить или уничтожить его и учредить новое правительство на таких основаниях и началах, организуя его власть в таких формах, которые лучше всего должны обеспечить его безопасность и счастье. Благоразумие указывает, чтобы давно уже учрежденные правительства не были сменяемы на основании маловеских и преходящих причин; и, согласно с этим, опыт показывает, что люди скорее склонны терпеть зло, пока оно выносимо, чем восстанавливать свои права путем уничтожения тех форм, к которым они привыкли. Но когда длинный ряд злоупотреблений и насилий, неизменно преследующих ту же цель, обнаруживает стремление подчинить их полному деспотизму, то это их право, то это их долг — свергнуть такое правительство и установить новые гарантии ограждения их будущей безопасности.
(Декларация независимости США, 4 июля 1776)

Почти через 240 лет тот же принцип в форме эссе изложил Алексей Цветков:
...западный человек в глубине души знает: государство есть зло. Неизбежное на данном этапе развития цивилизации, а может быть и вообще вечное, но все-таки зло. Государство — это зло, так как оно всегда аппарат подчинения большинства меньшинству, машина воспроизводства угнетения, дискриминации и неравенства. Да, мы без него не смогли бы. Да, его исчезновение привело бы к хаосу и немедленной войне всех против всех, но это не делает его добром.
Таким образом, государства бывают плохие и очень плохие. Разница между ними такова: очень плохие государства не контролируются обществом, потому что общества на их территории нет, а есть только «подданные» и «покорнейшие слуги». А просто плохие государства — это такие государства, где общество есть, оно в некоторой степени организовано и постоянно пытается ставить государство на место, критикуя и контролируя власть.

Помните кино Вачовски про букву «V», там сжато дан этот принцип: «Плохо, когда народ боится власти, хорошо, когда власть боится народа».
Там, где государство воспринимается большинством населения критически, как постоянная опасность, это государство становится несколько лучше, гуманнее и удобнее для людей. Там, где большинство солидаризуется с государством, власть превращается в настоящего тираннозавра. (Быть с ним — немного стыдно, против него — нормально... Алексей Цветков, 08 марта 2015) ****

Так что суть ситуации понятна и с точки зрения политэкономии, и с точки зрения простого здравого смысла. Как с осетриной второй свежести.
Но персонам, зацикленным на своих аномальных амбициях и на дремучем социал-дарвинизме - очень не нравится такое понимание. Потому-то они и пытаются продать обществу всякие нелепости - "устойчивое развитие", "государство цивилизация", "великая перезагрузка", etc.

...Такие дела...

---------------------------
*)Николай Проценко 14 июля 2020 Варварство с человеческим лицом. О книге американского социолога, уверенного в том, что государства не нужны
«Против зерна» — третья книга американского антрополога и социолога Джеймса Скотта
https://gorky.media/reviews/varvarstvo-s-chelovecheskim-litsom/
**) Наумкин В.В. Модель не-Запада: существует ли государство-цивилизация? // Полис. Политические исследования. 2020. № 4. С. 78-93. DOI 10.17976/jpps/2020.04.06.
***) Apr 27th 2023 Xivilisation. China’s latest attempt to rally the world against Western values. Xi Jinping faults America for any clash of civilisations.
https://www.economist.com/china/2023/04/27/chinas-latest-attempt-to-rally-the-world-against-western-values
****) 08 марта 2015, Быть с ним — немного стыдно, против него — нормально
Алексей Цветков о западном и российском отношении к государству
https://www.gazeta.ru/comments/2015/03/02_a_6433053.shtml

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В 2008 году во многих иностранных СМИ гремела история под заголовком «Трёхсот не надо, хватит одного». Речь шла о русском солдате, который в одиночку развернул целую колонну грузинских военных во время конфликта между Южной Осетией и Грузией. Звали этого героя, по версии ...
Ну вот, еще один конкурс. Я решила его посвятить нашим прелесным цветкам. Ведь не зря девушек сравнивают с цветком.Для этого нужно:  Фото возраст Ты считаешь себя такой же прекрасной как цветок? А считают ли тебя окружающие прелесным ...
Пинк с мужем и дочкой в воскресенье на улицах Малибу. src ...
Результаты прошедших выборов просто ошеломляют. И в первую очередь небывало высоким процентом явки избирателей. Казалось, сделано всё, для снижения рейтинга Путина. И многолетние санкции, реально нанесшие вред нашей экономике, и непрестанная работа тысяч антироссийских ...
Часто на новый год мы украшаем комнату вязанными изделиями. Белые салфетки похожи на заснеженный мир. На стол кладём белую салфетку, связанную из катушечных ниток. Её связала моя прабабушка, приехавшая из Хабаровска в Усолье Сибирское, чтоб увидеть правнучку. Можно сказать, антикварная ...