Гостиница Моссовета (Москва)

топ 100 блогов lemming80930.12.2024 В начале 30-х гг Моссовет принял решение о строительстве в Москве нескольких новых гостиниц, поскольку имел место дефицит гостиничного фонда, лишь«Метрополь» и «Националь» по своему комфорту отвечали требованиям начала 1930-х годов.

Первой должна была стать скромная, но большая гостиница у Киевского вокзала. Предполагалось также сооружение гостиниц Общества пролетарского туризма и экскурсий на Арбате, Интуриста в Охотном Ряду. Ввод в строй всех запланированных зданий позволил бы удвоить гостиничный фонд Москвы. Для главного отеля Москвы – огромной и комфортабельной, образцовой гостиницы Моссовета – отводилась площадка в самом центре города, у стен Кремля. Начало строительства намечалось на 1932 год

Гостиница Моссовета (Москва) 1000135419.jpg
Охотный Ряд. Середина 20-х гг. XX века. На этом месте должна была строиться новая гостиница

В середине 1931 года был объявлен открытый конкурс проектов новой гостиницы, намеченной к постройке в Охотном Ряду
( Рабочая Москва. 1931. 4 ноября)

В соответствии с программой конкурса участок для гостиницы ограничивался Охотным Рядом, Тверской улицей (с 1932 года ставшей улицей Горького), площадью Революции и площадью Свердлова.

Большая часть стоявших здесь старых домов, использовавшихся под торговые помещения, подлежала сносу. Сохранялось лишь пятиэтажное здание самой крупной из старых московских гостиниц (так и называвшейся – «Большая Московская», а в советские годы переименованной в «Гранд-отель»), которое планировали надстроить и включить в новое сооружение.

Гостиница Моссовета (Москва) 1000135420.jpg
Вид на Тверскую улицу. Справа – торец «Гранд-отеля». За ним – дома, подлежащие сносу для строительства гостиницы Моссовета. Слева – здание Экспортхлеба, снесенное в 1938 г. при создании Манежной площади

Временно сохранялся и капитальный дом по площади Свердлова, где ранее располагалась гостиница «Континенталь», а в 1930-х годах работал кинотеатр «Востоккино». На этом месте корпуса новой гостиницы должны были строиться в последнюю очередь
( Мостаков А. 1000 номеров. Конкурс на проект мощной гостиницы // Строительство Москвы. 1931. № 11.)

Конкурс не отличался большой представительностью – поступило всего шесть проектов. Два из них выполнил Госпроект, два – Мосстрой, один – Институт сооружений. Последнюю работу на конкурс прислал архитектор П.А. Голосов.

Госпроект представил два проекта, общее решение которых было сходным. Авторы первого из них, архитекторы Г.Б. Бархин и Н.Н. Юргенсон, предложили корпус в четырнадцать этажей, в основном ориентированный на Охотный Ряд, с надстройкой одного этажа по верху существующего «Гранд-отеля». Корпусу придавалась вогнутая в плане форма, что по мысли авторов делало его выразительным и запоминающимся.

Гостиница Моссовета (Москва) 1000135421.jpg
Проект гостиницы Моссовета. Арх. Г.Б. Бархин, Н.Н. Юргенсон. План 2-го этажа

В его центре, в отдалении от красной линии, располагался главный вход, а над ним ресторан. Там же, в середине корпуса, сосредоточивалась группа обслуживающих помещений. Другие входы, гардероб, пандусы, два центральных узла с лестничными клетками, являющимися основными распределителями потоков, жилые номера с окнами, раскрывающимися от пола, оборудованные санитарными узлами, были решены вполне удовлетворительно. Проект обеспечивал хорошую ориентацию по сторонам света и хорошее проветривание. Однако жюри справедливо указало, что острые углы, образуемые основным корпусом с корпусами по площади Свердлова и по Тверской, являются серьезным недостатком проекта. Отмечалось также затемнение вестибюля выдвинутым вперед объемом ресторана.

Вторая работа Госпроекта (автор – архитектор И.П. Лобов) оказалась слабее и в целом особого интереса не представляла.

Гостиница Моссовета (Москва) 1000135435.jpg
Борис Блохин

Следующие два проекта поступили от Мосстроя. Первый выполнили Б.Н. Блохин, А.М. Зальцман и Я.А. Корнфельд, второй – О.А. Стапран и А.А. Зубин. Оба проекта решали гостиницу как ряд отдельных корпусов.

Гостиница Моссовета (Москва) 1000135422.jpg
Проект гостиницы Моссовета. Арх. О.А. Стапран, А.А. Зубин. План 1-го этажа

В проекте Блохина, Зальцмана и Корнфельда корпус вдоль Охотного Ряда делился надвое путем сдвига угловой части в глубь участка. С освободившейся перед фасадом площадки через главный вход посетители попадали в расположенные на первом этаже центральный вестибюль и зимний сад. В верхних этажах место сдвига становилось центральным узлом лестничных клеток. При такой планировке гостиница состояла из ряда корпусов небольшой длины, освещающихся и проветриваемых с торцов. Это также позволяло избежать монотонности протяженных фасадов.

Имело свои достоинства и размещение ресторана на девятом этаже, откуда открывались бы разнообразные перспективы – на Красную площадь, центр города, даже на Ленинские горы. Расположение кухни наверху обеспечивало отсутствие запахов.

Однако тот же самый сдвиг корпусов привел к появлению ряда номеров весьма неудобного (в виде параллелограмма) плана. Вдвинутый во двор корпус затеснял и затемнял его. Неудачной выглядела и постановка высокой башни, выходящей на площадь Свердлова, что сводило на нет впечатление от самой гостиницы.

Еще более сложным оказался проект О.А. Стапрана и А.А. Зубина. В представлении этих авторов гостиница должна была состоять из нескольких внутренних корпусов, разделенных дворами минимальных размеров. Как и в предыдущем проекте, предусматривался небоскреб над зданием «Востоккино».

Гостиница Моссовета (Москва) 1000135434.jpg
Пантелеймон Голосов

Проект архитектора П.А. Голосова по общему приему не многим отличался от решения Блохина, Зальцмана и Корнфельда и имел тот же основной недостаток – три внутренних двора. Выходившие в них комнаты, особенно в нижних этажах, были обречены на отсутствие удовлетворительного проветривания и инсоляции. Само здание выглядело скучно и производило впечатление унылого безразличия.

Гостиница Моссовета (Москва) 1000135423.jpg
Проект гостиницы Моссовета. Институт сооружений. Фасад по Охотному Ряду, план 2-го этажа

Институт сооружений также представил проект довольно скучного сооружения. Основная масса номеров располагалась в корпусах, замыкающих внутренний двор. Тем самым постояльцам предоставлялась приятная возможность любоваться размещенным во дворе рестораном и обслуживающими его помещениями. Жюри конкурса идеи не оценило и отметило такое расположение пищеблока как серьезную ошибку
( Мостаков А. 1000 номеров. Конкурс на проект мощной гостиницы // Строительство Москвы. 1931. № 11.)

Таким образом, первый конкурс принес несколько вариантов возможных решений гостиницы, однако вполне удовлетворительной основы для дальнейшей разработки выбрать так и не удалось. Поэтому соревнование зодчих было продолжено.


Учитывая значение новой гостиницы, Моссовет поручил Моспроекту провести еще один, на этот раз закрытый конкурс. Было выдано всего три заказа. Первый коллективный проект выполняли уже участвовавший в первом конкурсе О.А. Стапран и присоединившийся к нему Л.И. Савельев, которых консультировал А.В. Щусев, второй коллектив проектировщиков составляли А.А. Кеслер и И.З. Вайнштейн при консультации профессора М.Я. Гинзбурга. Третий заказ получил работавший в Москве немецкий зодчий Бруно Таут.

Гостиница Моссовета (Москва) 1000135432.jpg
М.Я.Гинзбург

Проектировщики учли все плюсы и минусы первого проектирования, и новые проекты оказались значительно более зрелыми.

Гостиница Моссовета (Москва) 1000135424.jpg
Проект гостиницы Моссовета. Арх. Б. Таут. Перспектива с площади Свердлова

Гостиница Моссовета (Москва) 1000135425.jpg
Проект гостиницы Моссовета. Арх. А.А. Кеслер, И.З. Вайнштейн, при консультации М.Я. Гинзбурга

Был получен материал, давший возможность выбрать проект и начать строительство.

Гостиница Моссовета (Москва) 1000135430.jpg
Бруно Таут

Гостиница Моссовета (Москва) 1000135431.jpg
Илья Вайнштейн

При составлении схемы застройки и Б. Таут, и А.А. Кеслер с И.З. Вайнштейном исходили прежде всего из необходимости оставления существующего классического абриса площади Свердлова, имеющей в настоящее время архитектурным центром Большой театр. Совершенно естественное, с нашей точки зрения, стремление в 1931 году было сочтено явным недостатком проектов. Считалось, что новой доминантой площади Свердлова, да и всей округи должна стать именно гостиница Моссовета. Кроме того, она же открывала проектируемую аллею Ильича, ведущую к Дворцу Советов и образующую новую планировочную ось, более сильную, чем направленная вдоль площади.

Эти планировочные аспекты учли авторы третьего проекта Л.И. Савельев и О.А. Стапран, предложившие решение, которое, не нарушая контура площади Свердлова, придавало первому дому аллеи Ильича яркую парадную форму. Согласно их замыслу гостиница Моссовета должна была выходить на площадь десятиэтажным полукруглым корпусом, с колоннадой-барельефом наверху. Острый угол, образуемый Охотным Рядом и площадью Свердлова (где стоял дом «Востоккино»), застраивался трибуной в виде портика с колоннами из мрамора. На нее открывались эффектные перспективы с Большой Дмитровки, Театрального проезда, площади Свердлова и Охотного Ряда. Трибуна подчеркивала значение места. Очевидно, именно это чисто планировочное соображение и предопределило успех Савельева и Стапрана. Парадокс состоит в том, что принесшая им победу полукруглая часть гостиницы никогда не была осуществлена, а при завершении строительства «Москвы» в 1970-х годах на красной линии площади Свердлова встал невысокий, с прямым в плане фасадом корпус, сохранявший единство ансамбля площади – примерно так, как задумывали неудачники конкурса – Таут и Кеслер с Вайнштейном

Так или иначе, а по итогам конкурса лучшим, наиболее интересным по плановому решению и архитектурному оформлению был признан проект молодых архитекторов Савельева и Стапрана. На этом проекте и остановил свой выбор Моссовет.

Гостиница Моссовета (Москва) 1000135429.jpg
Леонид Савельев

Несмотря на свою молодость (Савельев окончил архитектурное отделение МВТУ в 1926 году, Стапран – в 1925-м), победители конкурса имели уже определенный опыт значимых работ. В послужном списке Стапрана числился дом Сахаротреста по 3-й Тверской-Ямской улице, застройка квартала по Писцовой улице, участие в проектировании жилого массива по Шмитовскому проезду. Савельев успел спроектировать дом в городке художников на Верхней Масловке, в составе авторского коллектива выстроил огромное и интересное здание общежития Института философии, литературы и искусства (ИФЛИ) на Усачевой улице.

Гостиница Моссовета (Москва) 1000135428.jpg
Освальд Стапран

Согласно проекту Савельева и Стапрана в новой гостинице предполагалось устроить около 800 комфортабельных номеров (в соответствии с последующими изменениями проекта это количество то увеличивалось, то сокращалось и в конце концов остановилось на тысяче). Центральный корпус, выходивший на Тверскую улицу (позже – Манежную площадь), насчитывал пятнадцать этажей, остальные корпуса – по десять. В полукруглой части, выходившей на площадь Свердлова, планировалось размещение мюзик-холла на две тысячи зрителей. Но эта часть проекта отпала – полукруглый фасад мюзик-холла плохо вписывался в ансамбль площади, разрушал его, а потому это странное решение тихо отпало вскоре после начала строительства.

Гостиница Моссовета (Москва) 1000135426.jpg
Конкурсный проект гостиницы Моссовета. Арх. Л.И. Савельев, О.А. Стапран. 1932 г. Макет

Фасад центрального корпуса должен был поддерживать красную линию Красной площади (по фасадам ГУМа, здания бывшего Губернского правления) и, как впоследствии оказалось, новую красную линию улицы Горького.

Гостиница Моссовета (Москва) 1000135427.jpg
Конкурсный проект гостиницы Моссовета. Арх. Л.И. Савельев, О.А. Стапран. 1932 г. Перспектива с площади Свердлова

Главные подъезды гостиницы располагались со стороны Охотного Ряда и площади Революции, отдельные входы в ресторан, бар и кафе – с углов по Тверской. Под двором предусматривалась автостоянка. Подвозку продуктов и инвентаря обеспечивал пандус-спуск со стороны площади Революции. Хозяйственный двор и все кладовые устраивались под главным вестибюлем.

Благоустроенный внутренний двор имел размеры 53 × 136 метров, что обеспечивало хорошее проветривание и солнечное освещение всех жилых помещений.

Номера размещались с третьего этажа, причем на третьем, четвертом и пятом находились лучшие – с балконами и эркерами, выше шли номера попроще. Размеры одноместных номеров устанавливались в 15 квадратных метров, двухместных – 24 квадратных метра. Помимо номеров на каждом этаже гостиницы имелись санитарные узлы для персонала, дежурные комнаты и буфетные, связанные подъемниками с кухней, а через этаж в угловых частях здания – гостиные в два света
С двумя рядами расположенных друг над другом окон.
с выходами на балконы. Доставку проживающих на этажи должны были обеспечивать вместительные лифты.

Сложнее обстояло дело с надстройкой над «Гранд-отелем». Старая, выстроенная в 70-х годах XIX века гостиница, естественно, не имела удобств в номерах. Требовались достаточно серьезные переделки здания, чтобы привести его номера в соответствие с современными требованиями и лишь затем надстраивать новые этажи.

Главные входы новой гостиницы связывались огромным просторным вестибюлем, спланированным так, чтобы портье видел оба входа и все движение в помещении. К вестибюлю примыкали дежурная администратора, телефонная комната, помещения банка, почты, телеграфа. Второй этаж предназначался для дирекции, канцелярии управления треста гостиниц. Там же находилась центральная бельевая. Кафе и бар на первом этаже выходили на фасад по Тверской улице. Над ними размещался большой зал ресторана. Дополнительной летней площадью для него должна была стать плоская крыша. Несколько помещений первого этажа отводились под магазины

В эскизный проект заказчик – Моссовет – предложил внести изменения: запроектировать еще один вход, фасад по Тверской несколько упростить, сдвинув в глубь участка ресторанную часть, а главный вход с Охотного Ряда переместить ближе к центру здания.

Были установлены три очереди проектирования и последовательного развертывания производства строительных работ. В первую очередь возводилась вся часть здания, выходящая на Охотный Ряд и улицу Горького. Ко второй очереди отнесли полукруглую часть, выходящую на площадь Свердлова. Наконец, в третью очередь предусматривалась реконструкция и надстройка здания Большой Московской гостиницы. Заказ на строительство передали Мосстрою. Авторы проекта назначались архитектурными руководителями строительства.

Перед ними ставились многочисленные задачи – обеспечить развертывающееся строительство рабочими чертежами как самого здания, так и его инженерных систем: отопления, вентиляции, водо провода, газификации, горячего водоснабжения, радио и телефона, пылеудаления, снеготаяния, кухонь, прачечных, лифтов и т. д.

Не менее важно было и решение внешней отделки здания. Так как в начале 1930-х годов участок по Охотному Ряду напротив будущей «Москвы» предназначался для строительства гостиницы Интуриста, проект которой уже разрабатывался, требовалось увязать оба проекта. Так что Савельеву и Стапрану приходилось работать «на два фронта».

Но вскоре ситуация изменилась – участок напротив передали под строительство здания Совета труда и обороны, который был спроектирован практически без учета архитектуры «Москвы».

Продолжение следует...

Источник книга А.Рогачева "Москва.Великие стройки социализма"

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Пока Леша бегает по городу в поисках недорогого автокресла для младшенького, я собираю чемоданы. Бумага для пастели, акварельная бумага, пастельные мелки, краски, фурнитура для сережек, пластика для сережек. Это все нихрена не похоже на отпускной чемодан и гремит не как отпускной чемодан. ...
Материал больше для новичков сообщества,старожилы и так в курсе. --------------------------- Иногда в комментариях пишут "придираетесь ко второй герцогине, а первая у Вас безупречная". В ответ на это хочется предложить статью "Как хейтили Кейт Миддлтон" в издании "Сплетник".Ну да, ...
пригласили на свадьбу, понятия не имею что здесь принято одевать гостям и что дарить. была очень давно и не помню даже..свадьба близкого друга, вечером в зале. - в брюках девочкам можно? или желательно в платьях? а если платье, прям ...
знаете ли вы, что это за категория такая ? думаю, что большинство не в курсе, как ещё буквально только что и я не ведала. итак, ликбез по микроагрессии : Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл на этой неделе выпустил руководство, в котором говорится, что каникулы на Рождество ...
Ужасная «Галка» 20 июля 1428 года к Порхову подошла армия литовского князя Витовта. Восьмидневная осада стала первой на русских землях осадой с применением только огнестрельных орудий (пушек, тюфяков, пищалей). Наибольшее впечатление на современников произвела огромная бомбарда «Галка». ...