Гостиница" Москва" : вторая очередь

топ 100 блогов lemming80906.01.2025 Давшееся с большим трудом завершение надстроенной над торцом
«Гранд-отеля» башни заставило задуматься над целесообразностью дальнейшего использования старого здания. Раздумье это, к сожалению, растянулось надолго. Ломать массивное сооружение было жалко (и, что важнее, накладно), а вновь пробовать надстраивать подозрительные по прочности стены – опасно.

А пока суд да дело, длинное пятиэтажное здание находилось за правой башней «Москвы». Номера в нем по-прежнему оставались неудобными, без санитарных узлов, потому пользовались меньшей популярностью, чем комнаты новой гостиницы.

В результате «Грандотель» решили не сохранять, отпалм накладываемые на проектирование ограничения – необходимость использования старых несущих стен. Тем самым следующий корпус гостиницы можно было сделать более комфортабельным, чем это предусматривалось прежним проектом. Однако предполагаемый снос «Гранд-отеля» добавлял и проблем. Во-первых, нужно было выводить из эксплуатации две сотни гостиничных номеров, во-вторых, новое строительство требовало больших затрат по сравнению с ранее планированными. Все это обусловило необходимость очередной переработки проекта третьей очереди гостиницы.

По каким-то причинам, одной из которых, видимо, оказался скандал из-за авторства, разработку передали другому коллективу – в 3-ю архитектурно-проектную мастерскую Моссовета. В начале 1939 года ее сотрудники архитекторы К.И. Джус и М.А. Хомутов подготовили форпроект третьей очереди гостиницы «Москва» и эскиз планировки площади Свердлова. Проект был представлен на обсуждение в экспертном совете Отдела проектирования Моссовета и признан приемлемым. Авторам предложили продолжить его дальнейшую разработку.

Неизвестно, к каким результатам это привело, так как отвлечение средств на оборонные нужды заставило сократить грандиозные планы строительства в Москве, прежде всего за счет зданий общественного назначения. Сооружение гостиницы до начала Великой Отечественной войны не было продолжено, послевоенные трудности также не позволяли заниматься крупнейшей гостиницей города, и долгие годы «Москва» продолжала состоять из двух новых корпусов – по Охотному Ряду и Манежной площади, с примыкающим к ним бывшим «Гранд-отелем».

Интерес к «Москве» вновь пробудился лишь в середине 1950-х годов, когда поручение на разработку очередного проекта достройки получил И.В. Жолтовский. Теперь проектируемые корпуса именовались не третьей, а второй очередью. О том, что раньше второй очередью считалась правая башня, успели позабыть. Заодно были забыты и проблемы «Гранд-отеля». Его вновь собирались надстроить! В полной мере сказался долгий перерыв в создании «Москвы». За истекшие годы сменились кадры строителей, а накопленный опыт 1930-х годов оказался в значительной степени утраченным.

Гостиница Москва : вторая очередь 1000135975.jpg
Вид площади Свердлова после завершения второй очереди строительства гостиницы «Москва» (слева)

Вторая очередь должна была наконец завершить комплекс гостиницы, замкнуть его корпусами по площади Свердлова и площади Революции. Чтобы расчистить место для первого из них, планировалось сломать здание бывшего «Континенталя» (расположенный там кинотеатр «Востоккино» стал первым в Москве приспособленным для показа стереоскопических фильмов и в соответствии с этим сменил название на «Стереокино») и сохранившийся с начала XIX века дом, занимаемый студенческими общежитиями. В новый корпус должен был переместиться главный вход в гостиницу. Помимо номеров там же предполагались служебные помещения, еще один ресторан и кафе.

Работы предполагалось начать в 1957 году, однако и это решение не было выполнено. Вторую очередь гостиницы выстроили лишь в 1976 году по проекту архитекторов А.Б. Борецкого, А.А. Дзержковича, И.Е. Рожина, Д.С. Солопова и В.А. Щелкановцевой. Перед этим снесли все остававшиеся в квартале старые здания, в том числе «Гранд-отель» и бывший «Континенталь» («Стереокино»).

Плановые очертания новых корпусов в общем повторяли проект 1930-х годов, однако фасады выполнялись в соответствии с новыми веяниями в советской архитектуре. Оформление фасада со стороны площади Революции было решено в стилистике старого здания, но отнюдь не повторяло фасад со стороны Охотного Ряда, спроектированного А.В. Щусевым. Сохранялись лишь характер членения фасадов и их пропорциональный строй. Богатство декорации 1930-х годов сменилось минимальной деталировкой, предельно строгой по рисунку.

Несомненной удачей авторов нового проекта стал фасад, выходящий на Театральную площадь. Согласно проекту Щусева там предусматривалась монументальная трехпролетная арка. Такое решение подавило бы не только весь сложившийся к началу XX века ансамбль площади, но и здание Большого театра. В 1970-х годах это было учтено, и архитекторы вынесли на площадь шестиэтажный, пониженный по сравнению с остальными корпусами гостиницы объем. Размеры этого корпуса соизмерялись с масштабом остальных построек, выходящих на площадь, благодаря чему он не становился доминирующим элементом ансамбля. При этом фасад, выполненный в общей стилистике гостиницы «Москва», не повторяя ни классических аркад Малого театра, ни пестроты модернового «Метрополя», прекрасно вписался в строгий облик площади. Величественный ряд проемов, карниз, высокий аттик, объединяющий в цоколь первые два этажа, достойно поддержали и темы первой очереди гостиницы.

Строители второй очереди столкнулись с немалыми сложностями. Через площадь Революции в подземном коллекторе протекала речка Неглинная, и грунты вокруг нее издавна были слабыми, болотистыми. Вдобавок все подземное пространство пронизано тоннелями метрополитена – буквально под гостиницей находился центральный пересадочный узел метро. Тем не менее под новыми корпусами удалось устроить два подземных этажа, где разместился пищевой цех, обслуживавший не только «Москву», но и другие рестораны центра города, мастерские по ремонту мебели, подсобные помещения. Въезд автомобилей обеспечивали два пандуса.

Здание строилось на века, прочно и надежно. Номера второй очереди отделывались более скромно, чем в 1930-х годах, зато уровень комфорта вырос в соответствии с новыми техническими возможностями. Никто в то время и представить себе не мог, что жить «Москве» осталось всего четверть века.

Источник "Москва. Великие стройки социализма - Алексей Рогачев"

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Марш чего у нас вчера был? Заупокойный? Борису Ефимычу заупокойный, или Владимиру, Красну Солнышку? Я не матерюсь до 12 апреля, это моя позиция по Великому посту. А так бы сказал. Вышли, флажки взяли, прошлись, прогулялись, возложили цветы и разошлись... Шлюхи. Не хер было вообще со ...
Мы с вами живем в удивительное время. Нашему поколению посчастливилось жить не просто на рубеже веков, а на стыке тысячелетий. Мы начинали жить в одном государстве, под названием СССР, а продолжаем теперь жить в другом, под названием РФ (заметьте, ...
В центр Москвы, к месту сноса усадьбы Алексеевых, сегодня подъехал ещё один ...
Хехе. Я вот наконец-то поняла, чего боятся девицы, спеша на свидании потными лапками расчехлить кошелечек и быстренько там хотя бы свою половинку счета загасить. Нет, мы, конечно, не берем случаи, когда все прошло настолько отвратительно, что дальнейшего общения даже в страшном сне не хоч ...
Девушка-хиппи на концерте Ролинг-Стоунз, Part of the Scene, 1969. Frank Habricht Flag Counter ...