Господин рисовальщик
nikolai_endegor — 29.11.2020 Есть художники, которые создают свой особенный мир и существуют в нем практически всю жизнь. Случается, их замечают и даже начинают почитать как гениев, но гораздо чаще их звезды закатываются, так и не успев зажечься. Разве что, через многие годы кто-то откроет их работы заново. К таким людям, я думаю, можно отнести и французского рисовальщика и графика Жана-Жака Лёке (1757-1826).Жан-Жак Лёке. И мы тоже будем матерями... Фрагмент.
Сергей Курёхин. Тема из к/ф "Господин оформитель".
Жан-Жак Лёке считал себя архитектором. Он разработал более полутора сотен архитектурных проектов, но ни один из них так и не был реализован. Его можно было бы назвать художником-графиком, создавшим множество прекрасных рисунков. Однако, никто эти рисунки не покупал и не печатал. Все жизнь Лёке работал над трудами по изображению человеческого тела, по строительству и ландшафтному дизайну, даже по кулинарии. Ни один из его трактатов не был издан...
Незадолго до смерти Лёке подарил более 800 листов своих графических работ Королевской библиотеке. 27 из них отправили в отдельный кабинет как "исключительно непристойные"; но и эти, и все другие работы Лёке более ста лет пролежали на полках библиотеки невостребованными, а сам он умер в бедности и безвестности.
Кем же был Жан-Жак Лёке, непризнанным гением? "озабоченным" неудачником? графоманом от чертежной доски? самодостаточным творцом? Смотрите и решайте сами.
1. Лицом к лицу
Автопортреты Лёке охватывают значительную часть его творческой жизни. На них художник предстает в самых разных образах, демонстрируя свои способности к перевоплощению - по-видимому, это было необходимо в бурную эпоху потрясений, которые переживала Франция в конце XVIII - начале XIX веков.
Автопортрет, 1786.
В 1786 году 29-летний Лёке стал корреспондентом Руанской Академии искусств. Для сына плотника, окончившего государственную школу дизайна, это было огромным успехом. Он изобразил себя молодым интеллектуалом, полным сил, перед которым, кажется, открываются широкие горизонты. Но страна уже стояла на пороге великой и ужасной Революции 1789 года, повергшей в прах весь уклад прежней жизни.
Одноглазая гримаса
Лёке использовал себя в качестве модели для физиогномических исследований, анализа комических и драматических выражений лица. Эти работы говорят о широте его интересов, выходящих далеко за рамки обычных рисовальных или архитектурных проектов. Этот и следующие портреты не датированы, но они определенно были созданы в революционные годы.
Мужчина с губой
Чтобы расшифровать характер человека, в те времена полагалось изучать черты его лица в покое, играть на тонких нюансах эмоций. Лёке отбрасывает этот принцип. Он демонстрирует гротескную мимику, которая одновременно и подчеркивает характер, и является маской, защищающей от слишком внимательного взгляда.
Великий зеватель
Через вариации выражения лица и аксессуаров Лёке перевоплощается в разные образы, словно играя множество ролей в театре одного актера.
Высовывающий язык
Мужчина с остриженной головой, в рубашке с открытым воротом, широко открывает рот и далеко высовывает язык. Это прием у врача? Или демонстрация намерений? Или готовность этого длинного языка лишиться? Искусство тем и хорошо, что заставляет зрителя думать.
Прихорашивающийся
Лёке исследует, как выражения лица передают не только сиюминутные эмоции, но и черты характера человека. Здесь художник в дурацком колпаке морщит губы и поднимает брови в пародии на тщеславие.
Автопортрет, 1793
Судя по всему, от скромности Лёке не страдал. На этом автопортрете он окружен своими трудами, включая карту Парижа, на которой лежит его рука. Надпись представляет его как архитектора Руанской академии, арочное обрамление подчеркивает значимость его персоны. Ромбовидные вставки на боковых панелях повторяют рисунок на перстне, а камень над аркой украшен фигуркой строителя-труженика бобра.
2. Воображаемый архитектор
Хотя Лёке называл себя архитектором и начинал свою карьеру с работы на стройплощадке, большую часть своей жизни он проработал в качестве государственного чертежника, меняя различные бюрократические должности. Архитектором он был скорее в душе, вне основного рабочего места, выплескивая на листы бумаги свои многочисленные фантазийные, а зачастую и фантастические, проекты.
Церковь Святой Женевьевы в Париже, 1781.
В 1779 г. Лёке переезжает в Париж, где становится рисовальщиком у Жака Жермена Суффло, ведущего неоклассического зодчего столицы. Он также работает помощником архитектора на строительстве церкви Святой Женевьевы, покровительницы Парижа. Это было единственное реальное здание, к которому Лёке приложил свою руку. Через несколько лет Революция превратила эту церковь в Пантеон - место захоронения знаменитых людей Франции.
Основной трактат Лёке под названием "Гражданская архитектура", был задуман как учебник архитектурного мастерства. Постепенно он стал коллекций огромного количества проектов, которые не ограничивались практичностью конструкций, но сочетали в себе элементы фантазии, а иногда и юмора. Основные учебные рисунки Лёке сделал в начале своей карьеры, но в течение всей жизни продолжал пополнять это собрание.
Аристократия в цепях. Проект колонны для национального дворца, 1789 г.
Аристократ, как символ старого режима, был предметом презрения во время революции. На рисунке колонны у аристократа скованы запястья, бывший правящий класс изображен быть обреченным на лишение свободы и вечную поддержку республиканского здания. Этот чисто политический проект показывает, что Лёке активно включался в создание революционной иконографии.
Проект Храма равенства, 1794.
Лёке подготовил этот проект в 1794 году для "храма" в бывшем аристократическом саду, прилегающем к парижскому особняку банкира Николя Божона (ныне там располагается Елисейский дворец - резиденция президента Франции). В этом году он вступал в Народное республиканское общество искусств, но чтобы его приняли, он должен был продемонстрировать абсолютный патриотизм. Вероятно, Лёке это удалось, поскольку вскоре он стал членом общества.
Однако очевидную “революционность” Лёке нельзя принимать за чистую монету. На обратной стороне одного из рисунков того времени он написал: "Рисунок, чтобы спасти меня от гильотины. Все для отечества!".
Памятник жертвам революции на площади Победы, 1794 г.
Во II году республиканской эры (1793-94) был проведен конкурс на создание монумента в память погибших 10 августа 1792 года при штурме дворца Тюильри. Проект Лёке был выставлен в "Зале Свободы" замка Консьержери, где заседал Революционный трибунал, но до реализации не дошел: после термидорианского переворота и падения Робеспьера в июле 1794 года о нем просто забыли.
Параллельно с архитектурой, Лёке работал и над другими темами.
Изучение рта. Из трактата Лёке "Новый метод, применяемый к элементарным принципам рисования". 1792
В 1790е годы Лёке подготовил серию исследований, в которых пытался выработать принципы рисования человеческой головы. На фронтисписе к своему "Новому методу", он заявляет о стремлении расшифровать античные идеалы красоты с использованием чертежных инструментов и геометрии.
Как показано на схеме, контур губ, нарисованный согласно его методу, получается из серии дуг, проведенных из последовательности фиксированных точек. В комментарии Лёке сравнивает извилистую линию закрытого рта и лук Купидона, ассоциирующийся с “улыбкой идеального рта Венеры".
Кошка свободы, 1804
Кошка - независимое по своей природе существо - стала символом богини Свободы. Обычно ее изображали сидящей у ног богини или на коленях. Эта кошка, нарисованная Лёке с натуры, должна была украсить фигуру Свободы на триумфальной арке Парижа, встречавшей наполеоновские войска.
Казалось, при любой власти Лёке продолжал создавать проекты в свойственной ему индивидуальной манере. Вот работа времен реставрации монархии.
Молочная ферма в виде коровы, 1815
Это один из проектов Лёке, в которых форма и украшения здания "объясняют" его функциональное назначение - стиль, получивший позднее название "говорящая архитектура". Лёке продолжал создавать свои удивительные разработки и во время своей чиновничьей карьеры, и после того, как был вынужден уйти в отставку в 1815 году.
3. Дорога в "Ад"
Когда рисунки Лёке попали в Королевскую библиотеку, двадцать семь листов с "похотливыми и непристойными" сюжетами были отправлены в отдел ограниченного доступа, позже получивший название "Ад". И это несмотря на то, что Лёке родился в эпоху, когда прославляли распутство, исследовали сексуальность и собирали древности эротического содержания. Многие из этих работ действительно не для широкого зрителя, но не в силу "похотливости", а скорее в силу полной натуралистичности и анатомичности. В сети их копий почти нет, но желающие могут ознакомиться с ними на сайте BNF (Biblioteque National de France - так сейчас называется бывшая Королевская библиотека). Мне больше нравятся рисунки Лёке, которые можно назвать "озорными".
Что она видит во сне, 1794-95
Лёке показывает молодую женщину, видящую эротический сон. Она спит на диване над замысловатой нишей, в которой находится павлин и корзины с фруктами и цветами. Ее окружают образы, символизирующие мужские гениталии, включая стрелы, побеги растений и крылатого купидона, восседающего на фаллосе.
Несовременная женщина, 1792
Эта зрелая женщина “устарела”, поскольку она вызывает в памяти ушедшую эпоху. То, что до революции было пикантной мушкой, превратилось в обычное насекомое. На шее у женщины украшение со словом "удовольствие", что намекает на павшую монархию.
Этюд обнаженной женщины в кровати, 1793-94
Лёке игнорирует академические каноны красоты, которых придерживались его современники. Он представляет тело в своей естественности, не скрывая недостатков, так, как это нравится ему самому, и используя свои собственные геометрические приемы построения форм.
Он свободен, 1798-99
В этой сцене обнаженная женщина, лежащая в необычной позе, высовывается из ниши, чтобы выпустить на волю самца птицы-лирохвоста. Первые экземпляры этих птиц, обитающих в Австралии, тогда только что привезли в Европу.
Альковное окно, 1797-98
Здесь прослеживается мотив подглядывания, весьма любимый Лёке. Через окошко зритель смотрит на женщину в тюрбане, которая опустив глаза "не замечает" присутствия наблюдателя, поскольку занята зеркалом. На последнем изображен Амур, в свою очередь держащий аналогичное зеркало с фигурой... Эти бесконечно углубляющиеся отражения символизируют постоянный поиск, одновременно дразнящий наблюдателя и отделяющий его от объекта желаний.
Я обещаю, 1797-98
Эта очаровательная молодая женщина кажется приглашает зрителя на "романтическое свидание". Лёке жил около улицы Сен-Дени, в традиционном районе работы парижских женщин легкого поведения.
Агдистис, сын Юпитера, 1794-95
Лёке интересовался концепцией гендерной текучести. Это выразилось в частности в изображении редко обсуждаемой мифологической фигуры Агдистиса, сына Зевса и матери-земли Кибелы. У Агдистиса были как мужские, так и женские органы; по легенде он был оскоплен Дионисом, чтобы уменьшить его разрушительную мощь. Фигура на рисунке Лёке держит розу - символ женственности и стрелу - символ мужественности.
И мы тоже будем матерями, потому что ... 1793-94.
Образ монахини, обнажающей грудь, неоднозначен. Подпись Лёке может намекать на подавление религиозных орденов в период революции, когда свирепствовал террор, включая массовые казни духовенства и принудительные браки. Жест отказа от вековых привычек и посвящения себя продолжению рода вполне соответствует революционным идеям.
4. Хронология
1757 - 14 сентября, Жан-Жак Лёке родился в семье руанского плотника.
1770 - учеба в Руанской государственной школе дизайна.
1778 - премия в области архитектуры от Руанской академии.
1779 - Лёке переезжает в Париж и становится рисовальщиком архитектора Суффло.
1786 - становится корреспондентом Руанской академии. Работает чертежником в Париже.
1789 - начало Французской революции.
1792 – рисовальщик в управлении земельных кадастров.
1794 - избран членом Народно-республиканского общества искусств.
1795 - рисовальщик в Политехнической школе.
1797 - старший рисовальщик Комиссии общественных работ.
1808 - первую (и единственную) работу Лёке принимают в парижский Салон.
1815 - реставрация монархии во Франции.
1815 - Лёке отправляют в отставку с годовой пенсией в 668 франков (для сравнения - писарь в лавке получал 1000 франков).
1817-23 - безуспешные попытки продать рисунки, архитектурные проекты, карты.
1825 - Лёке дарит 823 работы Королевской библиотеке в Париже.
1826 - 28 марта, кончина Жана-Жака Лёке.
1952 - искусствовед Эмиль Кауфман публикует книгу "Три революционных архитектора: Булле, Леду и Лёке".
1987 - опубликована работа историка архитектуры Филиппа Дюбоя "Загадка Лёке".
2019 - выставка работ Лёке в парижском Малом дворце (настоящая запись сделана по ее материалам).
.
|
</> |