ГОША | МУЗА НАШЕГО ДВОРА
Сообщество «МУЗА НАШЕГО ДВОРА» — 15.01.2013Когда я работал на Крайнем севере, у меня была своя художественная мастерская, находившаяся в помещении бывшего Детского сада.
Три раза в неделю я вёл занятия с учениками рядом расположенной школы. В студию приходили 12 ребят разного возраста, желающие одного - научиться хорошо рисовать и что-нибудь мастерить своими руками. Цепочка их возрастов тянулась от 8 до 15 лет.
Наша совместная работа была увлекательнейшим творческим процессом, в течение которого мы учились не только владению карандашом и кистью, но и сложной науке творческого взаимопонимания людей разных исторических эпох.
Было чрезвычайно интересно и важно уловить мелодии, которыми были наполнены их души. Я очень хотел услышать их неповторимое звучание. Чем они жили, о чём мечтали, во что верили - архиважные вопросы, ответы на которые очень хотелось получить.
Разными были по усердию и способностям дети и я понимал, что и подход к каждому должен быть строго индивидуальным.
Среди старательно и одухотворённо сопящего коллектива меня почему-то особенно привлекал самый маленький студент - 8-летний Гоша.Это был пышущий какой-то неукротимой внутренней энергией мальчишка, с торчащими в разные стороны, как иголки у ежа, светлыми волосами.
Я упивался его манерой работать уверенно и легко, совершенно не робея перед белой чистотой листа бумаги. Такое присуще только устоявшимся мастерам своего дела, мэтрам.
Очень скоро я смог убедиться в том, что именно из таких, как он, и вырастают настоящие мастера своего дела.
Всё произошло на одном из занятий, тему которого я обозначил просто: "Свободная". Присев в отдалении и делая вид, что занят своими рисунками, я исподволь наблюдал за детьми. Атмосферу студии наполнила особая, прерываемая только звуками скользящих по бумаге карандашей, вдохновенная тишина. Нет! Это звучала мелодия, льющаяся из сердец творящих нечто неповторимое, своё, детей.
В конце часа я поочерёдно рассматривал и обсуждал рисунки учеников, спрашивал, советовал, отвечал. Мне не терпелось увидеть то, что скрыто на эскизе , сделанном Гошей?
Наконец я подошёл к нему. С листа ватмана на меня смотрел затейливый и необычный сюжет - ровное поле, в средней части которого возвышался огромный, с овальной вершиной бугор, усеянный растущими в разные стороны деревьями. В небе не было круга, говорящего о наличии солнца, а лишь торчащие из воображаемого центра, бегущие во все стороны жёлтые лучи, а в небе парила ... избушка на курьих ножках, из окошка которой высовывалась по пояс Баба-Яга, взирающая куда-то вдаль!
"Гоша,-спрашиваю,- а почему деревья торчат в разные стороны?"
""Потому, что всё растёт перпендикулярно земле. Вот они так и растут."
"Понятно, - отвечаю, А почему Баба-Яга решила лететь не на метле, а прямо в избушке?"
"Так как же она может улететь из дома, если у неё на печке каша варится? А если молоко убежит?", - отвечает Гоша.
"Разумно, - говорю,- Кашу портить нельзя, жалко. А что держит в куриных ногах избушка?"
"Так дрова это. Печку же нужно топить, а кладовки там нет для дров".
Я не спорил, не посмел приземлять творческий настрой, свободу мысли ребёнка, доказывая, что изба летать не может, а только стоять на твёрдой земле, что деревья и на склонах растут вверх, пытаясь достать солнце... Я ничего не хотел и не мог возразить вольнодумству малыша. Это была свобода творчества свободного от груза реальности человечка.
"Гоша вырастет,- подумал я, - и вполне возможно, в его душе не потеряется память и дух этой летящей в небе избушки. Он вырастет и станет, надеюсь, мастером в любой, избранной им профессии, и ещё не раз удивит всех нас своими талантливыми решениями возникших проблем.
Так могут ли летать избушки? Могут, если так захотят и посчитают необходимым сделать растущие "перпендикулярно земле" натуры, как Гоша.
|
</> |