Госдума приняла законопроект о реформе госучреждений
kolibri_2006 — 25.04.2010
Сегодня в блогах активно обсуждается новый законопроект Госдумы.
Цитирую одно из сообщений в ЖЖ: В России введут платное среднее
образование.
http://vitaramm.livejournal.com/265107.html
Это суровая реальность или...?! Мои сыновья уже давно не школьники,
но сколько моих подруг мамочек...как же им придется выживать?!
Робко надеюсь, что инфомационники вновь что-то не так поняли,
истолковали криво... Как такое может быть в 21 веке?! Не понимаю,
почему в ЖЖ почти нет реакции. Неужели секс скандалы, кинорецензии
и впечатления от посещений экзотических мест и клеймение
телепередач актуальнее, чем реальная угроза растить своих детей
неучами? В среднем в месяц придется платить 5-6 тысяч рублей В
минувшую пятницу, 23 апреля, Госдума в третьем чтении приняла
законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты
РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных
(муниципальных) учреждений». О нем давно и со страхом говорят
работники системы образования, здравоохранения и других бюджетных
организаций. Хотя формально этот закон всего лишь реорганизует
финансирование и несколько меняет правовой статус бюджетных
учреждений, его последствием вполне может стать фактическая отмена
бесплатного среднего образования и здравоохранения - в том виде, в
котором мы привыкли их воспринимать с советских лет. Суть
предлагаемой и уже почти принятой реформы в том, что бюджетные
учреждения становятся более самостоятельными экономически - но при
этом лишаются гарантированного бюджетного финансирования в полном
объеме. По традиционной схеме будут финансироваться лишь такие
учреждения, как военные части, исправительная система,
психиатрические больницы, лепрозории. А вот обыкновенным школам и
больницам деньги дадут лишь по числу учеников (пациентов) и только
в рамках гарантированного государством лимита образования
(лечения). Вопрос о бесплатном лимите - а он, понятно, самый важный
в этой ситуации - обсудят лишь в ноябре этого года, за месяц до
начала реформы. Пока больше всего взволнованы родители школьников -
они обсуждают слухи о том, что в бесплатный лимит могут войти лишь
2 часа русского языка в неделю, 2 часа математики, 3 часа
физкультуры и 3 часа религии (ОПК, светская этика или уроки по
другим конфессиям, в зависимости от школы). Такой эксперимент, по
словам некоторых родителей, уже начался в Южном административном
округе Москвы. Остальные предметы и дополнительные часы, как
сообщают те же родители со ссылкой на директора одной из школ
округа, будут платными: за полноценный язык родителям придется
заплатить 1000 рублей в месяц, за остальные предметы - по 500.
Таким образом, полноценное обучение среднего столичного школьника
обойдется его родителям в 5-6 тысяч рублей в месяц. Сумма для
московских родителей не запредельная, но для многих весьма
ощутимая. В управлении образования ЮАО города Москвы «СП»
официально не подтвердили наличие такого эксперимента. Однако при
личной беседе с корреспондентом издания директор одной из столичных
школ подтвердил, что подобные инициативы обсуждаются на совещаниях
у чиновников системы образования столицы. «Указанный состав
бесплатных предметов, конечно, слишком жесткий - к тому же речь,
скорее всего, идет о начальной школе - но в принципе директоров
школ уже готовят к тому, что очень скоро нам придется зарабатывать
на детях, а бюджетное кормление заканчивается». Стоит отметить, что
Конституция РФ и закон «О всеобщем среднем образовании» гарантируют
гражданам России бесплатное общее образование - однако в этих
документах не регламентирован его объем. Таким образом, урезание
бесплатного образовательного минимума хотя бы и до объема
церковно-приходской школы не потребует изменения ни в Конституции,
ни в законе. Впрочем, даже если бы такие изменения и потребовались
- внести их с нынешним составом Госдумы вполне возможно силами
одной «Единой России». Как это, собственно, и произошло с принятым
в пятницу законом о бюджетных организациях: фракция КПРФ и депутаты
других фракций выступили против, но голосов правящей партии хватило
и без убеждения оппозиционеров. Поразительно, но грядущая
радикальная реформа образования, которая, если состоится, изменит -
и не в лучшую сторону - жизнь миллионов россиян, остается
практически незамеченной ни крупными федеральными СМИ, ни их
аудиторией. Иначе говоря, о готовящемся переводе образования и
здравоохранения на платную основу не знает большинство жителей
России, а те, кто знает, уверены, что не могут ничего изменить. В
такой ситуации трудно удержаться от параллелей и не вспомнить,
когда среднее образование в России в последний раз было платным.
Перевести старшую школу и ВУЗы на коммерческую основу постановил
Совнарком в 1940 году - когда уже шла Вторая мировая война и
надвигалась Великая Отечественная. Это постановление имеет смысл
привести полностью: №27 от 26 октября 1940 года Постановление №638
«Об установлении платности обучения в старших классах средних школ
и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка
назначений стипендий». Учитывая возросший уровень материального
благосостояния трудящихся и значительные расходы Советского
государства на строительство, оборудование и содержание непрерывно
возрастающей сети средних и высших учебных заведений, Совет
Народных Комиссаров СССР признает необходимым возложить часть
расходов по обучению в средних школах и высших учебных заведениях
СССР на самих трудящихся и в связи с этим постановляет: 1.Ввести с
1 сентября 1940 года в 8, 9, и 10 классах средних школ и высших
учебных заведениях плату за обучение. 2.Установить для учащихся
8-10 классов средних школ следующие размеры платы за обучение: а) в
школах Москвы и Ленинграда , а также столичных городов союзных
республик - 200 рублей в год; б) во всех остальных городах, а также
селах - 150 рублей в год. Примечание. Указанную плату за обучение в
8-10 классах средних школ распространить на учащихся техникумов,
педагогических училищ, сельскохозяйственных и других специальных
средних заведений. 1.Установить следующие размеры платы за обучение
в высших учебных заведениях СССР: а) в высших учебных заведениях,
находящихся в городах Москве и Ленинграде и столицах союзных
республик, - 400 рублей в год; б) в высших учебных заведениях,
находящихся в других городах, - 300 рублей в год. Председатель
Совета Народных Комиссаров Союза ССР В. Молотов Управляющий Делами
Совета Народных Комиссаров СССР М. Холмов Москва, Кремль. 2 октября
1940г. №1860. Этот странный для коммунистического государства
возврат к коммерческому образованию объяснялся прагматическими
соображениями: в СССР на тот момент было куда больше нужды в
рабочих руках, чем в людях с высшим образованием. К тому же,
военные учебные заведения оставались бесплатными - а значит, после
школы-семилетки мальчишек стимулировали идти в летные, танковые и
тому подобные училища. Надвигалась война, и правительство не могло
этого не понимать. Было и еще одно, на сей раз не столь
прагматичное, соображение. Введение платы за обучение - такой,
какую могли легко позволить себе уже имеющиеся специалисты с высшим
образованием, но не могли низы советского общества - было серьезным
шагом к закреплению новой сословности в советском обществе. Сын
инженера мог стать инженером, сын рабочего с большой долей
вероятности оставался рабочим, сын колхозника - колхозником. Если,
конечно, не шел в армию или партию, которые были единственными
работающими социальными лифтами. Сталин почти построил такое
общество - в нем, если говорить об образовании, было восстановлено
даже раздельное обучение девочек и мальчиков. Но чуть-чуть не
успел: скончался в 1953 году. Отменили платное и раздельное
образование в 1954 году. То есть сразу после наметившегося поворота
к «ленинским ценностям». Экстраполируя советскую историю на
нынешнее положение дел, логично задать вопрос: что именно сейчас
нужно властям, реформирующим систему образования? Страна готовится
к войне (это можно предположить и по некоторым шагам военной
реформы, например, по тотальному внедрению «паспортов призывника»)
или хочет новой сословности? Если первое - то это, как говорится,
не дай Бог. А если второе - то ввести сословность нынешнему
руководству России будет еще труднее, чем Сталину. У «отца народов»
было под началом общество, еще хорошо помнившее прежнюю сословность
и не имевшее, в массе своей, высшего образования. В современной же
России процент выпускников вузов не в пример выше, а бессословное
общество - стараниями товарищей Хрущева, Брежнева и других -
все-таки было построено.
http://news.mail.ru/politics/3714447