рейтинг блогов

Горючие слезы

топ 100 блогов akteon30.04.2011 Ситуация с бензином пришла к закономерному концу. А на что иное, собственно, можно было надеяться? Давайте вспомним, что произошло – в начале февраля правительство вызвало на ковер нефтяников и приказало им остановить рост цен на бензин. Произошло это потому, что в январе цены начали резко расти – собственно, они стали отыгрывать две недели праздничного затишья и догонять тот рост, который уже шел на международном рынке нефти, и кроме того, демонстрировать новую налоговую политику – увеличение акцизов, вступившее в действие с начала года. Но как позже выяснилось, это были еще цветочки.

С января этого года в России ввели новый стандарт на бензин, Евро-3, предусматривавший пониженное содержание серы и ароматических углеводородов, но не все заводы оказались к этому готовы, так что, объем бензина, способного выйти на рынок, снизился. В результате площадных революций в арабских странах, цена на нефть скакнула со 100 до 125 долларов за баррель, закупочная цена нефти для российских НПЗ выросла в той же пропорции, как и цена бензина на международных рынках. Февральскую заморозку российские производители как-то бы пережили – в конце концов, переработка в России в последние годы была весьма и весьма прибыльна, благодаря льготному балансу пошлин на нефтепродукты и нефть, да и внутренний рынок в иные годы оказывался на 30-40% прибыльнее поставок на экспорт. Февральское замораживание поставило цены на бензин в районе привычных для диапазона мировых цен около $80 за баррель. При мировой цене около $100, замороженная цена бензина оставляла бы премию внутреннего рынка около 10%, но при скакнувшей на четверть мировой цене, премия сменилась дисконтом, доходящим до 15%. Надо ли говорить, что в такой ситуации желающих торговать на внутреннем рынке стало все меньше? Причем, если частные компании, опасаясь «визита доктора», где-то как-то, стиснув зубы, продолжали поставки, то другие компании, знающие, что их-то никто не посадит, ибо они – памятники, стали действовать куда прямее. Не удивительно, что кризис начался именно в приграничном с Казахстаном Алтайском крае, снабжаемом, в основном, Роснефтью и Газпромнефтью. Тем временем, цена все-таки начала ползти вверх, сбытовые подразделения тех компаний, оптовые торговцы которых отправляли свои продукты на экспорт, стали мести рынок и предлагать все более высокую цену на бирже, транслируя ее на колонки contra omnes. А дальше включилась логика кризиса, дефолта и набегов на банки, как только участникам рынка стало ясно, что удерживать ситуацию скоро станет невозможно, и самый разумный способ выхода из нее – все-таки поднять цены, то появились все причины придержать товар до этого поднятия.

Что должно было сделать правительство в такой ситуации? Сделать так, чтобы доходность поставок на экспорт не превышала бы доходность поставок на внутренний рынок. Это, в свою очередь, можно сделать двумя способами – сделать внутренний рынок столь же доходным или экспорт столь же недоходным. Разумеется, в предвыборный год последнее, что хочет делать правительство – это допускать рост цен, так что, выбирается второе решение, пошлины на бензин задирают в полтора раза. В принципе, печали бы в пошлинах, как таковых, особой бы не было – бензин из России до последнего момента никогда особо не экспортировался. Печаль именно в том, что правительство сделало поставки на внутренний рынок невыгодными и закрепило это.

Наполнится ли рынок бензином? Хороший вопрос. Вспомните химию – нет такого химического вещества «бензин». Есть смесь углеводородов с углеродной формулой от С5 до С12, называемая бензин. Смесь С8-С16 называется керосин, С10-С20 – дизтопливо. Заметили, что эти смеси перекрываются по компонентам? Так вот, любой НПЗ можно настраивать так, чтобы увеличивать или уменьшать выход той или иной смеси. Заводы делают это каждый день, основной рычаг управления доходностью завода в операционном режиме – отслеживание цен на рынке на разные продукты и решение задачи линейного программирования, максимизирующей выручку по корзине. На дизель и керосин пошлины не изменили – и не могли изменить, в России производится вдвое больше дизтоплива, чем потребляется, его надо экспортировать, иначе остановится производство, и экспортная выручка за это дизтопливо – важная подпорка для доходность НПЗ. Несложно видеть, что в задаче линейного программирования коэффициент при бензине упал, а при дизеле и керосине остался старым. Понятно, что произойдет – выход бензина снизится до минимума, дизеля и керосина – возрастет. В правительстве, конечно, не дураки сидят и химию они все-таки учили. Вместе с увеличением пошлин, компаниям жестко сказано не изменять настройки НПЗ и не снижать их загрузку. Понятно, что что-то подобное говорилось и в феврале – и мы видим, как хорошо это подействовало. Дорога к рабству хорошо просматривается, сказавши «а», заморозив цены на бензин, и не желая отказываться от этого популистского действия, правительство оказывается вынуждено все глубже влезать в технологию производства и указывать, что и как производить. Я не помню примеров, когда это кончалось чем-нибудь хорошим. Но я знаю, например, что в одном из крупнейших нефтепроизводителей мира, Нигерии, где тоже традиционно держат «социально-близкие» цены на бензин, нефтеперерабатывающая отрасль работает в треть мощности, страна вынуждена импортировать топливо, бензина на заправках традиционно нет, зато, он есть на черном рынке в разы дороже. Схожая ситуация случалась в Иране, который тоже импортирует топливо в большом объеме, в Индонезии. В аналогичные игры и с аналогичным результатом попыталась поиграть г-жа Тимошенко, сразу после помаранчевой революции, но ей хватило политического чутья не продолжать их дольше месяца.

PS Техническая информация.

Для начала – как менялась цена в других странах за эти три месяца. Картинка не столь прозрачна, так как в разных странах в цене на колонке разнится доля налогов и налоги далеко не всегда адвалорны, они могут быть в столько-то центов за литр независимо ни от чего и скрадывать эффект роста цен товара, как такового. Вот вам два графика – цены на колонке, очищенные от налогов (кроме этого на графике есть цена бензина при оптовых продажах порту Нью-Йорка) и цены с налогами. Несложно видеть, насколько они выросли в результате в странах со свободным рынком и насколько наивны были попытки правительства в России удержать их командным окриком.

Горючие слезы

Горючие слезы

Все данные с http://www.eia.gov/emeu/international/oilprice.html

Второй пункт – размышления насчет ценообразования. В России с подачи ФАС считается, что «правильной» является цена по экспортному паритету, т.е. если некто продает товар в России по цене выше той, при которой обеспечивается доход, равный при продаже на экспорт, есть повод задать некте ряд вопросов. Логика странная – понятно, если экспортный паритет – это нижняя граница осмысленной цены, мировой рынок – бездонная яма, которая примет все, хоть и придется потратиться на перевозку. В качестве упражнения прикиньте, каков был бы экспортный паритет, скажем, соленых огурцов или строительного щебня для уральского производителя. И в Европе тоже никто не заставляет антверпенский или роттердамский НПЗ торговать бензином по экспортному паритету продаж в Пермь. Почему тогда Пермский НПЗ пытаются заставить торговать по экспортному паритету Антверпена? Заметим, что назначив пошлины в 95% от роттердамской цены можно сделать экспортный паритет вообще отрицательным (за счет того, что из роттердамской выручки надо будет вычесть не только пошлину, но и дорожные расходы).

Третье – можно ли было вылечить кризис импортом бензина. Легко проверить – на оптовом рынке в портах Северо-Западной Европы бензин сейчас стоит около 80 центов за литр., 22.40 Предположим, что везем его из Финляндии, поэтому не будем ничего брать за морской транспорт. Железнодорожный тариф от Петербурга до Москвы – 2000 рублей за тонну или 1.5 рубля за литр. 24 рубля. Акцизы – 4 рубля – 28 рублей. НДС 18% - 33 рубля за литр или 44500 рублей за тонну. Для сравнения, средняя отпускная цена НПЗ в начале апреля была 27100 рублей за тонну, а цена на колонке – 25.50 рублей за литр или 34400 за тонну. Т.е. импортный при сохранении той же маржи дистрибуции и розницы в 7300 за тонну или 5.40 за литр на колонке стоил бы 38.50 за литр круглым счетом. В Москве. Понятно, что чем дальше от порта, тем было бы дороже. И кстати, я во всех этих расчетах не упоминал 5% импортную пошлину на бензин – ее, конечно, можно было бы и отменить для борьбы с кризисом, но пока она есть.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Постоянные читатели уже видели рекорды этого показателя (сумма безработицы и инфляции) для некоторых стран - "Британия: Индекс страдания обновил рекорд за 20 лет"  и "Греция: Индекс Страданий обновил рекорд за 10.000.000.000 лет!" . Теперь этот индекс ...
Порой я сама себе задаю вопрос: «Лена, а почему у тебя, собственно, нет детей?» Детей иметь могу. Детей очень люблю. Но их у меня нет. Фото: Моё На поверхности своего сознания я всегда нахожу ответ на этот вопрос: «Я слишком дорожу своей свободой. Не хочу не спать. Не хочу уставать. ...
Ура! Наступила весна и по этому случаю сшились у меня вот такие МИШАНИ! Они не только сочные и яркие, но и пахнут весной! В связи с приходом весны и хорошего настроения разыгрываю одного из Мишань! *** Условия КОНФЕТЫ: 1. Вы делаете перепост в ...
МИД Испании проигнорировало просьбу России о заходе двух кораблей её ВМФ – БПК «Вице-адмирал Кулаков» проекта 1155 и СБС «Алтай» (бывший «Карабах») проекта 1452 – в порт города Сеута, испанского полуэксклава в Северной Африке. Об этом 19 августа сообщили западные СМИ, ссылаясь на ...
Новым президентом «АвтоВАЗа», сменившим на этом посту Бу Андерссона, может быть назначен ставленник Renault-Nissan, сообщает Forbes со ссылкой на собственные источники. Вслед за президентом будет изменена система управления предприятием. Как сообщают «Ведомости», специально для взаимодейс ...