Городская усадьба Морозовых в Подсосенском переулке
dmitry_sasin — 05.05.2021 Подсосенский переулок 21, стр. 1 - городская усадьба Морозовых. Здесь отметились три поколения Морозовых. В 1839-м году Елисей Саввич купил усадьбу у фабрикантов с металлургической фамилией Плавильщиковы. В 1878-1970 его наследник - Викула Елисеевич (какие были имена!) построил по красной линии Введенского тогда ещё переулка дом для своей семьи. Следующий наследник - Алексей Викулович переделал интерьеры некоторых помещений в соответствии с тогдашней модой и своими вкусами.Впрочем, обо всё по порядку и поподробнее. Усадьба здесь была ещё в 18-м веке, до сих пор частично сохранились палаты, бывшие главным усадебным домом. Стоит этот дом в глубине участка, и если не знать заранее, что это палаты 18-го века, догадаться очень сложно.
2. Вы увидите здесь сходу палаты? А это первый этаж. В 1930-е палаты надстроили тремя этажами, получился вполне конструктивистский дом без всякого намёка на феодальное прошлое.
3. Проект нового здания в стиле эклектики разработал Михаил Чичагов. Год строительства отмечен на фасаде.
4. Главный аттик дома украшен картушем с вензелем «М», первой буквы фамилии владельцев дома.
5. Водосточная труба - не простое украшенье...
6. Нашлось на фасаде и место для кадуцея - символа предпринимателей.
7. Дом получился очень нарядным, с обилием лепнины и скульптур.
8. Балкон поддерживают могучие атланты. Автор скульптур - Сергей Коненков, тогда ещё студент. Такая вот у него была подработка, это вам не вагоны разгружать.
9. Лепнина хороша, имеет смысл разглядеть её повнимательнее.
10.
11. В стиле эклектики и тоже с обилием лепнины выполнены и въездные ворота.
Последний владелец усадьбы Алексей Викулович, старший сын Викулы Елисеевича решил переделать интерьеры некоторых помещений особняка. Для этого он пригласил молодого, но уже модного архитектора Федора (Франца) Шехтеля. Шехтель уже работал на разных представителей морозовской династии (загородная усадьба Викулы Елисеевича Одинцово-Архангельское, особняк Саввы Тимофеевича на Спиридоновке, подмосковная дача Ивана Викуловича).
12.
13. Сейчас вход осуществляется через боковую дверь.
14.
На втором этаже остались интерьеры работы Чичагова в барочном стиле, а вот на первом Шехтель развернулся. Холл, лестница, кабинет, библиотека. Внутри я не был, но приведу пяток фотографии из интернета.
15. Парадный вестибюль выполнен в египетском стиле.
16. А остальное в любимой Шехтелем готике.
17. Двусветный кабинет хозяина. Деревянные панели второго этажа были оформлены полотнами Врубеля, сейчас они находятся в Третьяковке.
18. Украшенная изысканной резьбой лестница, ведущая на второй этаж, в библиотеку, сама по себе является произведением искусства, её необычный образ дополняют деревянные фигуры дракона и гнома, «сидящего» на ступеньках.
19.
Больше интерьеров можно посмотреть здесь.Фото 15-19 оттуда же.
Последний владелец усадьбы – потомственный почетный гражданин Алексей Викулович Морозов происходил из знаменитого и богатого купеческого рода Морозовых, от отца он унаследовал семейную фирму – «Товарищество мануфактур В. Морозов с сыновьями» и главные фабрики – Никольскую и Богородскую мануфактуры. Однако Алексей Викулович не имел склонности к занятию семейным делом, поэтому передал все дела своему младшему брату Ивану Викуловичу, а сам занялся тем, что интересовало его больше всего – коллекционированием. Он был обладателем уникальной коллекции русского фарфора, собирал гравюры, а также иконы, среди которых было много старинных, писаных еще в «дониконовские» времена.
По воспоминанию близких ему людей, он был «человек очень тонкого ума… очень культурный и любил культурную работу больше, чем занятие своим делом. Своей образованностью, своей культурностью Алексей Викулович был всецело обязан сам себе… Внешность его была очень приятна. Лицо правильное, нос морозовский с горбинкой, очень приятные голубые глаза и ослепительно белый и розовый цвет лица…». Свое уникальное собрание Морозов хотел завещать и дар Москве, но сделать этого не успел, а после 1917 года его коллекция (как и усадьба, и все, что ему принадлежало) была национализирована и разошлась по разным музеям. ( из статьи Ивана Иванова на сайте "Узнай Москву")
Алексей Викулович не уехал за границу, а остался хранителем своей коллекции и даже добился того, что в доме открыли музей, правда просуществовал он совсем недолго. После национализации особняк сменил множество постояльцев разнообразнейшего профиля: анархисты, детский сад, научный институт, издательство, различные общественные организации. В безвременье 90-х здесь функционировал даже коммерческий магазин, достаточно бесцеремонно обращавшийся с интерьерами.
|
</> |