Город это тот, кто подтвердил, что он город
nikola_rus — 21.05.2023 Прошлый раз я писал о том, что город определяется наличием в нём красивых общественных зданий. Но это было скорей наблюдение, чем объяснение. Сейчас же мне пришло в голову объяснение, почему так получается. Потому что превращение просто застроенного пространства в Город это должен быть поступок воли. Это не может произойти само собой. Это должна быть заявка на субъектность, на величие. А самое естественное воплощение заявки на величие - это постройка красивого общественного здания.То есть по большому счёту всё просто. Чтобы деревня стала селом в ней нужно построить церковь. Чтобы село стало городом в нём тоже надо построить что-то, чтобы люди увидели: "да, это не просто село".
И такой подход позволяет, например, легко определять время основания городов.
Понятно, что датировка по "первому упоминанию" глупая. Не говоря уже о лёгкости подлогов, но при таком подходе в разряд "древних городов" могут попадать просто случайно упоминаемые деревни. Я долгое время считал, что возраст города надо считать по возрасту древнейшего здания в нём. Но на самом деле это тоже скользкий путь - поди определи возраст какого-то заурядного домишки, да и почему он должен быть каким-то определяющим. Строение же являющееся "заявкой на величие" датировать намного проще, и оно всегда имеет смысл.
Неудобство же такого определения города (по его собственной заявке на величие) в том, что оно позволяет видеть рост города, но не позволяет видеть его упадок. То есть после строительства Колизея, колонны Траяна и т.п. Рим стал Великим Городом. Но после этого в течение длительных времён он был в упадке совершенно не соответствуя великим постройкам, находящимся в нём.
Но опять же с другой стороны - именно благодаря древним великим постройкам Рим потом снова стал значительным городом. Та же история произошла с Афинами, Киевом. Т.е. в какой-то степени получается действительно, что пока стоит Парфенон, то существуют и Афины. А от Спарты не осталось таких развалин, ну она и сгинула совсем.
А если так, то для кого-то может оказаться выгодно и, наоборот, сносить признаки города. Например, в конце XIX века Российская Империя построила на границе с Афганистаном крепость. Называть её решили в честь когда-то существовавшего в этих краях города Термез. Уже во времена Узбекской ССР стали не заморачиваясь заявлять, что разросшемуся вокруг этой крепости Термезу 2000 лет. А в начале XXI термезскую крепость узбекские власти снесли. И понятно почему. И также и во многих других городах Средней Азии большевики повзрывали много православных храмов, которые были там крупнейшими постройками. В отличие от городов собственно России, где обычно такой главный знаковый храм всё таки оставляли.
|
</> |