Горит ли Париж?

Итак, "Горит ли Париж?" - классическая военная киноэпопея, снятая в 1966 году на волне внезапной популярности жанра после выхода в 1962-м краеугольной ленты в военном кино - фильма "Самый длинный день". Режиссёр Рене Клеман явно был под большим впечатлением от "Самого длинного дня", потому что "Горит ли Париж?" на полном серьёзе смотрится официальным продолжением, полноценной второй серией "СДД". "ГЛП" показывает нам события лета 1944 года, произошедшие всего через два с половиной месяца после событий "СДД". Снят фильм Клемана тоже по историко-биографической книге, описывающей не только события, но и творивших их людей. Основой "СДД" стала одноимённая книга Корнелиуса Райана, а основой "ГЛП" - одноимённая книга Доминика Лапьерра и Ларри Коллинза.
Как и "СДД", фильм "ГЛП" снят на чёрно-белую плёнку. Это, кстати, сыграло дурную шутку: если в 1962-м внезапное возвращение к нецветному кино смотрелось неожиданно и оригинально, то в 66-м чёрно-белое кино уже успело набить оскомину и фильм Клемана получил весьма сдержанные отзывы критики. Зато зритель проголосовал, что называется, рублём: при бюджете в 6 миллионов долларов "Горит ли Париж?" заработал в прокате 37 миллионов (для сравнения - бюджет "Самого длинного дня" был 10 миллионов, сборы составили 50 миллионов).
Над сценарием "ГЛП" работали Пьер Бост, Гор Видал и Фрэнсис Форд Коппола. Им удалось достаточно подробно раскрыть крайне сложную, противоречивую и откровенно грязную тему взаимоотношений различных группировок Сопротивления во время Парижского восстания. Совершенно замечательно выписана сюжетная линия взаимоотношений коменданта Парижа генерала Дитриха фон Хольтица и шведского консула Раула Нордлинга. Мастерски играют звёзды первой величины - Ален Делон, Кирк Дуглас, Жан-Поль Бельмондо, Ив Монтан, Жан-Пьер Кассель, Клод Риш. Никто из актёров не перетягивает себя одеяло, все на экране играют весьма гармонично.
"Горит ли Париж?" планировался к закупке для показа в СССР. В последний момент отказались. Во-первых, фильм, похоже, действительно восприняли продолжением "Самого длинного дня", который в СССР нещадно пинали как "отрицающий участие советского солдата в освобождении Европы". Во-вторых, в "ГЛП" достаточно откровенно показано, что как раз коммунистическая фракция Сопротивления в борьбе за власть проиграла в одну калитку.
Ну а теперь начнём препарировать фильм покадрово.

Аццкий сцотона в исполнении Билли Фрика. Роль на полминуты хронометража, но это один из лучших Гитлеров на экране. На уровне Фрица Дица точно:

Брюно Кремер в роли полковника Анри Роль-Танги, одного из лидеров коммунстической фракции Сопротивления. Отечественному зрителю актёр больше знаком по роли комиссара Мегрэ:

Ален Делон в роли бригадного генерала Жака "Шабана" Дельма, упёртого голлиста и будущего премьера Франции:

Орсон Уэллс в роли консула Раула Нордлинга. Титанического масштаба актёр был, конечно:

Листовка коммунистов:

Citroën Traction Avant с эмблемой Сопротивления:

- Святой отец, Вам сюда нельзя, тут может быть опасно!
- Именно поэтому я здесь!

- Господа, мы начинаем восстание!

Восставшие полицейские поднимают флаг Французской республики над префектурой полиции Парижа:

Повстанцы выливают вино: бутылки нужны для "коктейлей Молотова"

Полковник Роль-Танги командует восставшими:

Внезапно трофейная "полуторка":

Не спец по французским кокардам. На моряка товарищ с кокардой-якорем не похож. Речная полиция какая-нибудь?

Внезапно "гризган":

Мимимишные "пантеры", сделанные из танков "Чаффи". Что характерно, похожи:



УПД: педивикия пишет, что "18 танков прибыли в 744-й танковый батальон 24 декабря, а к 15 февраля 1945 года батальон был полностью переведён на новую технику. Танк был найден довольно простым в освоении, поскольку имел схожую с M5 двигательную установку и практически идентичное M4 орудие. Из-за непривычного вида M24, с его приземистым силуэтом, большими углами наклона брони и индивидуальной торсионной подвеской, неоднократно принимался американскими солдатами за германский танк "Пантера". Чтобы избежать этого, в войсках была запущена специальная программа ознакомления с новыми танками, в ходе которой они получили прозвище "Пантерята" (англ. "Panther Pups")". Воистину "Пантерята".
Модифицированный после ПМВ шлем Адриана в санитарной раскраске и без прорезей под кокарду:

Восставшие обстреливают "Пантеру" из СТЭНа, пулемёта "Шательро" MAC M1924/29 и винтовки MAS 36. Товарищ справа - в полицейской версии шлема Адриана:

Генерал Паттон (Кирк Дуглас) и майор Галуа (Пьер Ванек) пьют шампанское. "Завтракать будем в Париже" и вот это вот всё:

- Без вашей подмоги, товарищи союзники, восставшим хана!

И вправду вот она, хана:

Генерал фон Хольтиц и консул Нордлинг. И тортики:

- Господин генерал, у Вас там пара эсэсовцев в кабинете.
Одна из лучших сцен фильма:

В одном кадре Жан-Поль Бельмондо и Ален Делон:

В фильме используется куча шикарной хроники Парижского восстания. Снимали, видимо, все, у кого была плёнка и камеры. Кадры порой попадаются потрясающие: вот повстанцы выносят из боя раненого негра

Клод Риш в роли Леклерка:

-Настоящие мужчины!..
Ещё одна шикарная сцена с пожилой парижанкой, позволившей вошедшим в город бойцам Леклерка из окон её квартиры расстрелять немецкую огневую точку. В фильме точно не говорится, где именно в Париже это произошло, но, учитывая, что в этой части "ГЛП" часто упоминается латинский квартал, это либо сквер Поль Ланжевен и улица Монж, либо Ботанический сад и улица Линне.

- Папаша, это несерьёзно! Всё, уходите, до завтра!
Дедок из Сопротивления палит по немцам из ископаемой винтовки Веттерли обр. 1869/70. Весьма обалдевшие от такого зрелища солдаты Леклерка чуть ли не пинками прогнали ветерана с линии огня:

А вот и сенегальские стрелки подъехали:

Танк Renault R35 немецкой жандармерии выезжает на свою последнюю дуэль с "Шерманами". Танководы должны взвыть:


Парижане рвут сброшенное с собора парижской Богоматери знамя со свастикой:

- Горит ли Париж?

|
</> |