Горе побеждённым! Германские репарации и СССР
sergeytsvetkov — 27.04.2024С весны 1945-го и до конца 1953-го немцы платили репарации. Ещё на Ялтинской и Потсдамской конференциях союзников в 1945 г. лидеры антигитлеровской коалиции договорились, что сумма репараций, которые Германию заставят выплатить, составит 20 млрд долл. (в несколько раз меньше того, что Антанта требовала с Германии после Первой мировой). 10 млрд долл. приходились на долю СССР (правда, часть советской доли причиталась Польше).
Репарации Советский Союз получал не деньгами, а материалами и оборудованием.
По данным историка М. И. Семиряги, за несколько лет, в течение которых СССР взимал репарации, было демонтировано и отправлено на Восток 2885 разных фабрик и заводов, 96 электростанций, около 340 тыс. различных станков, 200 тыс. электромоторов, различное научное и лабораторное оборудование (к примеру, телескопы из университетской обсерватории в Берлине), оборудование бассейнов, вагоны и паровозы, гражданские и военные корабли, техника для Центральной телефонной станции Москвы (прослужившая до 1980-х гг.). Было демонтировано также 1337 немецких предприятий в Польше, 206 в Австрии, 54 в Чехословакии и 11 в Венгрии.
Много это или мало? Как оценить значение вывоза промышленного оборудования для восстановления экономики Советского Союза? Если сравнивать с тем, что разрушили в СССР немцы (а это 32 тыс. предприятий), то репарации небольшие. Но если сравнить станочный парк СССР до войны и после, то мы получим несколько другую оценку. Вячеслав Молотов как-то назвал репарации «мелочью». «Государство-то колоссальное у нас, — говорил он, — […] эти репарации были на старом оборудовании, само оборудование устарело». Как считает М. И. Семиряга (сам служивший в Германии после войны), Молотов намеренно преуменьшал значение репараций. «Мелочью» они не были. В 1945 г. в СССР имелось 570−580 тыс. станков (до войны — 710), значительная часть — устаревшие и изношенные. Когда к ним добавили немецкие, в том же году парк составил уже 928 тыс. станков. Рост парка за счёт репараций продолжался до начала 1950-х гг.: сам СССР произвел в 1946—1950-е только 290 тыс. станков, но их число в 1951 г. достигло 1 млн 507 штук. Репарации даже позволяли выбирать: то, что для Советского Союза было устаревшим или лишним, отдали Китаю.
К середине 1946 г. различных станков и оборудования было вывезено 123 тысячи единиц. Половина (66 тысяч) досталась Министерству авиационной промышленности. Благодаря этому оборудованию было открыто девять новых авиазаводов, из них два самолетостроительных и три моторостроительных. Остальные были приборостроительные или авиаремонтные.
Оборудование порой попадалось уникальное. Так, например, в СССР был вывезен с завода фирмы «И. Г. Фарбен-индустри» в г. Биттерфельде самый мощный на тот момент в Европе пресс с давлением в 30 тысяч тонн. Головка этого пресса весила 552 т. Реконструкция Московского автозавода в 1945–1946 гг. происходила за счет вывоза оборудования из Германии в счет репараций. Сталинградский тракторный завод начал восстанавливаться после установки в нем двух немецких лесопильных заводов и затем оснащался немецкими станками и оборудованием. Строящиеся вновь заводы порой полностью снабжались немецким оборудованием, как, например, Краснодарский компрессорный завод. Появившийся после войны в городе Чапаевске химический завод вполне можно было назвать «Оргацид». Именно так назывался завод в Аммендорфе, до того как его демонтировали и затем перевезли в СССР. В Кинешму вывезли оборудование и материалы завода по производству боевых отравляющих веществ завода «Эргэтан», располагавшегося в Штраусфурте, а в Дзержинск отправили все необходимое для производства фосгена… Это было оборудование завода «И. Г. Фарбениндустри» из города Вольфена в Германии.
В обязательном порядке из побежденной Германии вывозились
образцы военной техники. Ракеты Фау-1 и Фау-2, опытные немецкие
зенитные ракеты, турбины, бронемашины, катера, реактивные
двигатели, самолеты. Известно, что для изучения советскими
инженерами и учеными были привезены из Германии опытные самолеты
ЕФ-131, ЕФ-126, «Зибель-346», Ме-262, Юн-388. В основном самолеты
были переданы в ЦАГИ и на опытный завод №1. Найденные в Германии
реактивные двигатели Юмо-004C, Юмо-012 (5 экз.), БМВ-003С (7 экз.),
БМВ-018, Вальтер-109-509 (4 экз.) сыграли достаточно серьезную роль
при разработке советских реактивных двигателей и вообще в
становлении советской реактивной авиации.
В СССР были отправлены попавшие как трофеи электрические
механические счетные машины «Рейн-металл» и «Мерседес», вагоны
Берлинского метро, телескопы астрономической обсерватории
Берлинского университета имени Гумбольдта. Подслушивающая техника,
применявшаяся КГБ, также была трофейной.
Каждое ведомство, посылавшее своих людей в Германию для изучения
немецких технологий и техники, выпускало обзоры трофейной техники.
Например, Совет по радиолокации при Совете министров СССР выпустил
не менее тринадцати выпусков брошюр с такими обзорами!
В послевоенное время благодаря репарациям у нас появились новые
производства и технологии. Так, например, появилась цветная
кинопленка: в Казань на местную фабрику кинопленки № 8 привезли
оборудование немецкого предприятия «Агфа». Бумажный шпагат тоже
появился только после войны благодаря привезенному из Германии
оборудованию. А ведь еще были многие виды пластиков и искусственный
шелк, превосходящий по своим механическим качествам настоящий.
По репарациям Советский Союз получил пятнадцать морских лайнеров и
паромов, восемь из которых вплоть до 1970-х гг. использовались на
Дальнем Востоке. Знаменитая китобойная флотилия «Слава» была
получена тоже по репарациям. В нее входили китобаза для разделки
туш китов и семнадцать китобойных судов. Еще одно крупное
судно-китобаза «Юрий Долгорукий» стало флагманом другой китобойной
флотилии, в которую входили китобойные суда, построенные на
Николаевской верфи. Очень существенным приобретением были несколько
плавучих доков. Говорят, до войны и во время войны в гражданском
флоте их вообще не было.
Немецкие сухогрузы и танкеры, переданные СССР, исчислялись
десятками. Известна точная цифра полученных речных судов – 1536. Их
суммарная мощность – 86 тысяч лошадиных сил, а грузоподъемность 494
тысячи тонн. Для нашей страны, имеющей широчайшую речную сеть,
небольшие буксиры по 150–200 лошадиных сил и самоходные и
несамоходные баржи грузоподъемностью до 500 т были большим
подспорьем в то время.
Стоит сказать и о том, откуда в СССР были парусные учебные суда. До
войны такое судно было одно, и называлось оно «Товарищ». В 1941 г.
этот корабль был утоплен немцами в порту Мариуполь. По репарациям
Советский Союз получил три парусных корабля: барки «Седов»,
«Крузенштерн» и… «Товарищ». «Товарищ-II», принадлежавший
Херсонскому мореходному училищу, вернулся в родной порт Штральзунд
и стал кораблем-музеем, так как незалежная Украина так и не смогла
помочь отремонтировать легендарное судно и вернуть его в
Херсон.
В СССР вывезли телескопы из астрономической обсерватории университета Гумбольдта.
По данным Главного трофейного управления, в счет репараций из
Германии в СССР было вывезено около 400 тысяч железнодорожных
вагонов, а также вагоны Берлинского метро.
Кроме техники в счёт репараций до 1954 г. вывозили огромное
количество разных товаров текущего производства и имущества. Вот
данные только за 1945 г.: 73,5 тыс. вагонов стройматериалов и
всякого имущества, конфискованного просто из квартир (включая
десятки тысяч роялей и пианино), 458 тыс. радиоприёмников, 188 тыс.
ковров, 941 тыс. единиц мебели, 241 тыс. часов (как настенных, так
и настольных), 6370 вагонов бумаги, 588 вагонов посуды (фарфора
больше всего), 3,4 млн пар обуви, 1,2 млн пальто, 2,5 млн платьев,
4,6 млн единиц белья, 154 вагонов тканей и мехов, 24 вагона,
наполненных музыкальными инструментами, 2 млн голов крупного
рогатого скота и 206 тыс. лошадей; 2,3 млн т зерна, 1 млн т
картофеля и овощей, 1 млн т жиров и сахара, 16 т табака, а также 20
млн л спирта и 186 вагонов вина. Отдали немцы также 447,7 тыс. т
чёрного и цветного металла, 174,1 т драгметаллов, миллионы книг и
сотни тысяч предметов искусства.
Личные трофеи солдат и офицеров вообще не поддаются исчислению, тащили всё барахло, что могли (часы и бельё, посуду и драгоценности, обувь и фотоаппараты, ковры и бритвы и т. п.), и чем выше ранг, тем больше. «Трофейная лихорадка» захватила всех: от солдат до генералов.
Немецкие активы в Восточной Европе, множество патентов и прав тоже перешли к Советскому Союзу. В 1953 г. в ГДР произошло восстание, экономика на фоне экономического чуда в ФРГ выглядела бледно, и СССР принял решение: с 1 января 1954 г. прекратить взимать репарации. Точную сумму, которую удалось получить за счёт всех поставок, подсчитать невозможно. МИД ФРГ считает, что СССР вывез из ГДР в счёт репараций примерно на 15,8 млрд долл. (это около 400 современных млрд долл.). Некоторые оценки достигают 22 млрд долл.
Прямой ущерб, который нанесли немцы СССР, составил намного
больше — около 128 млрд долл. (679 млрд руб.), а если считать и
косвенный — 485 млрд. Немцы разрушили 1710 городов и ПГТ, 70 тыс.
сёл и деревень. Полный ущерб, включающий в себя затраты на
реконструкцию заводов и ведение войны, оценивается экономистами в 2
трлн 596 млрд руб. Так что репарации покрыли убытки лишь частично.
СССР пострадал от войны больше других стран, но от раздела
германского пирога выиграл не так уж и много, если сравнить с
другими. Не меньше выиграли США (им достались лучшие заводы,
немецкие учёные и патенты), а в денежном эквиваленте больше всех
получил Израиль (до 60 млрд долл.).
Правда, помимо репараций были и другие способы компенсировать
нанесённый ущерб. Во-первых, был использован научный потенциал
Германии — создано около 200 научно-технических бюро, работавших на
СССР, советские физики ездили в Германию для изучения местных
достижений. Немецких учёных вывезли для работы на советскую
территорию, к 1948 г. — 2370 немецких специалистов (плюс члены их
семей) — ядерщики, ракетчики, химики, самолётостроители, оптики и
т. д., многие работали до этого на Junkers, BMW, Siemens, Heinkel,
Carl Zeiss… Большая часть вернулась домой в конце 1940-х, но
некоторые оставались до 1958-го. В основном они работали на
«оборонку».
Во-вторых, в СССР до 1955 г. оставались военнопленные, которые внесли самый весомый после репараций вклад в восстановление разрушенного ими. До 1950 г., когда большая часть их ещё не вернулась в Германию, они потрудились на сумму около 50 млрд руб., то есть покрыли ещё 7,3% от прямого ущерба в 679 млрд руб.
Помимо этого до 1953 года значительная часть промышленности
Австрии, Венгрии, Германии, Финляндии работала в интересах СССР.
Например, в 1950 году 22% произведенной промышленной продукции ГДР
была бесплатно поставлена в СССР. Полностью на советский рынок
работала финская Nokian (электрические кабели, автошины и т.д.)
К этому можно ещё добавить небольшие выплаты от Италии, Венгрии,
Румынии и Финляндии. В полном объеме всё выплатили лишь финны (226
млн долл.). Кое-какие выплаты осуществляли и фонды ФРГ уже в начале
21-го века. Так, фонд «Память, ответственность и будущее»
выплачивал с 2000-го по 2007-й компенсации остарбайтерам, 427 млн
евро выплачено и России.
На данный момент юридически вопрос репараций закрыт, новые
компенсации производятся как жест доброй воли ФРГ. В последние годы
новых компенсаций требовали греки (300 млрд долл.) — им немцы так и
не вернули огромный принудительный кредит 1942 г., а также поляки
(900 млрд долл.) — они считают, что тоже так и не получили своё.
Шансов, что Германия заплатит грекам и полякам, почти нет, точно не
в ближайшем будущем. От России новых требований о покрытии военного
ущерба не поступало. Периодически немцы говорят о необходимости
возврата более 1,3 млн редких и ценных книг и манускриптов, также
более 250 тыс. музейных ценностей и 266 тыс. архивных дел. СССР
возвращал некоторые вещи в ГДР, а в начале 2000-х кое-что вернула и
Россия.
Источники:
Семиряга М.И. Как мы управляли Германией. М.: Российская
политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1995
Суржик Д.В. Репарации Советскому Союзу после Великой
Отечественной войны
Константин Котельников. Репарации Германии: сколько немцы заплатили
Советскому Союзу https://diletant.media/articles/45260000/
|
</> |