Гордость

Гордость – это страшная душевная болезнь, которая очень трудно излечивается. Нет более мерзкого греха пред Богом, как гордость. Святые Отцы называют ее «семенем сатаны».
Гордость – это крайняя самоуверенность с отвержением всего, что не мое; источник гнева, жестокости, раздражения и злобы; отказ от Божией помощи. Но именно гордый имеет особую нужду в Боге, потому что люди спасти его не могут, когда болезнь достигает последней стадии.
Изобретатель греха, падший ангел тьмы, сам согрешил
сопротивлением Богу, то есть гордостью, и весь род человеческий
вводит в эту пагубную страсть.
Всякий грешник, который угождает страсти своей, ведет
войну против Бога, как некогда сатана воздвиг бунт и войну на небе
против Бога ради того, чтобы выйти из повиновения Ему и жить по
своей воле.
Когда гордый, тщеславный, самолюбивый, славолюбивый,
властолюбивый, жестокий, гневливый, завистливый, высокомерный,
надменный, непослушный и другие удовлетворяют своей страсти и ради
своего «Я» унижают других, то этим они как бы меч поднимают на Бога
и как бы говорят Христу: «Не хотим мы следовать Твоему примеру, не
хотим быть кроткими и незлобивыми! Не нравится нам Твой закон!
Пускай они нам покоряются и служат, а не мы им!»
Избави, Господи, от такого помрачения! О, как страшно,
Д.! Не думай, что в этих словах преувеличение. С гордыми обычно так
и бывает. Если вовремя они не остановятся, не покаются, то
становятся богопротивниками.
Через всякий грех, даже малый, в душе ослабевает
благодать Божия, а через смертный грех люди теряют ее совершенно и
делаются достойными вечного наказания.
Гордые выходят из-под власти закона Божия, поэтому
сами себя лишают защиты и покровительства
Божия. Они терпят поражение на всех
путях своих. Живя в теле, они уже мертвы душой и еще при жизни
испытывают геенские муки: одиночество, мрачное уныние, тоску,
злобу, ненависть, бесплодие, мрак и отчаяние.
Симптомы и развитие болезни
Грех гордости по своему развитию имеет несколько стадий
и начинается он с тщеславия.
Симптомы тщеславия: жажда похвал; нетерпение обличений,
вразумлений и упреков; мнительность, подозрительность,
злопамятство, осуждение других, трудности просить прощения, искание
легких путей; постоянная игра, как на сцене, в присутствии
посторонних, с целью показать себя с благочестивой стороны,
тщательно скрывая свои страсти и пороки.
Человек перестает видеть свои грехи, не замечает своих
недостатков, начинает умалять (уменьшать) свою вину или вовсе
отрицать ее, а иногда даже слагает ее на других. Знания же свои,
опыт, способности и добродетели начинает преувеличивать и
переоценивать. По мере развития болезни в своем мнении о себе он
возрастает до великого, достойного славы. Поэтому болезнь эта так и
называется: манией величия.
В таком состоянии человек не только осуждает других, но
начинает даже презирать и гнушаться ими, и даже делает им зло.
Избави нас, Господи, от этого!
А когда больному кажется, что его никто не понимает,
никто не любит, но все преследуют его и хотят сделать ему зло,
тогда болезнь эта именуется манией преследования.
Мания величия и мания преследования – самые
распространенные формы душевной болезни. Эти болезни связаны с
повышенным самоощущением, самоценом, когда преувеличенное чувство
собственного достоинства вызывает презрение и враждебное отношение
к людям.
Гордец всегда недоволен окружающими людьми и условиями
своей жизни, поэтому он и доходит иногда до отчаяния, богохульства,
прелести2, а иногда и самоубийства.
В начальной стадии гордость трудно бывает распознать.
Только опытный духовник или психолог могут безошибочно определить
зарождение этой страсти.
Человек ведет себя как будто нормально, но опытный глаз
усматривает в нем начало болезни. Человек доволен собой. У него
хорошее настроение: он напевает, улыбается, даже часто смеется и
порой без причины громко хохочет; оригинальничает, острит; делает
разные приемы, чтобы обратить на себя внимание присутствующих;
любит много говорить, и в его разговоре слышится бесконечное «Я»,
но от одного неодобрительного слова настроение его быстро меняется,
и он делается вялым, а от похвалы снова расцветает как «майская
роза» и начинает порхать как мотылек. Но, в общем, в этой стадии
настроение у него остается светлым.
Далее, если человек не приходит в сознание своей
греховности, не кается и не исправляется, то болезнь развивается и
обостряется.
У человека появляется искренняя уверенность в своем
превосходстве над другими. Эта уверенность быстро переходит в
страсть командования, и он начинает распоряжаться чужим вниманием,
чужим временем и чужими силами по своему усмотрению. Он становится
нагл и нахален: за все берется, даже если портит дело, во все
вмешивается, даже в чужие семьи.
В этой стадии настроение гордого человека портится,
потому что он часто встречает отпор окружающих. Постепенно он
становится все более и более раздражительным, упрямым, сварливым,
несносным для всех. Естественно, его начинают избегать, но он
убежден в своей правоте и считает, что его просто никто не хочет
понять, поэтому порывает со всеми. Злоба и ненависть, презрение и
надменность поселяются и утверждаются в его сердце. Душа становится
темной и холодной, ум помрачается, и человек выходит из всякого
повиновения. Его цель – вести свою линию, посрамить, поразить
других и доказать свою «правоту». Вот такие-то гордецы и создают
расколы и ереси.
В следующей стадии развития болезни человек
разрывает и с Богом... Все, что он
имеет, в том числе способности и некоторые добродетели, все это он
приписывает себе. Он уверен, что жизнь свою может устроить без
посторонней помощи и может сам приобрести все нужное для жизни. Он
чувствует себя богатырем даже при слабом здоровье. Превозносится
своею «мудростью», своими познаниями и гордится всем, что имеет.
Молитва же его становится неискренняя, холодная, без сокрушения
сердечного, а потом он и вовсе перестает молиться. Состояние души
его становится невыразимо мрачное и беспросветное, но вместе с тем
он искренне убежден в правоте своего пути и с поспешностью
продолжает идти к своей погибели.
Как распознать в себе
гордость?
На вопрос: «Как распознать в себе гордость?» – Иаков,
архиепископ Нижегородский, пишет следующее: «Чтобы понять, ощутить
ее, замечай, как ты будешь себя чувствовать, когда окружающие тебя
сделают что-либо не по-твоему, вопреки твоей воле. Если в тебе
рождается прежде всего не мысль кротко исправить ошибку, другими
допущенную, а неудовольствие и гневливость, то знай, что ты горд и
горд глубоко. Если и малейшие неуспехи в твоих делах тебя
опечаливают и наводят скуку и тягость, так что и мысль о Промысле
Божием, участвующем в делах наших, тебя не веселит, то знай, что ты
горд и горд глубоко. Если ты горяч к собственным нуждам и холоден к
нуждам других, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если при виде
неблагополучия других, хотя бы то врагов твоих, тебе весело, а при
виде неожиданного счастья ближних твоих грустно, то знай, что ты
горд и горд глубоко.
Если для тебя оскорбительны и скромные замечания о
твоих недостатках, а похвалы о небывалых в тебе достоинствах для
тебя приятны, восхитительны, то знай, что ты горд и горд
глубоко».
Что еще можно добавить к этим признакам для распознания
в себе гордости? Разве только то, что если на человека нападает
страх, то это тоже признак гордости.
Святой Иоанн Лествичник пишет об этом так: «Гордая
душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука
тварей и самих теней. Страшливые часто лишаются ума, и по
справедливости. Ибо праведно Господь оставляет гордых, чтобы и
прочих научить не возноситься».
И еще он же пишет: «Образ крайней гордости состоит в
том, что человек ради славы лицемерно показывает добродетели, каких
в нем нет».
схиигумен Савва (Остапенко), Семена сатаны и любовь
Христова, О главных христианских добродетелях и
гордости
