голод


В начале 1930-х годов Казахстан пережил страшную катастрофу. По республике было нанесено три сильнейших удара:
Началась массовая коллективизация.
Для индустриализации и строек первой пятилетки партия приказала реквизировать у крестьян продовольствие. На Украине, на Кубани, на юге России реквизировали зерно, а для казахов это означало расстаться со своим скотом. У казахов было отобрано около 4,5 миллионов голов скота. Скот, реквизируемый для нужд колхозов, забивали на месте, так как невозможно было прокормить собранные в одном месте большие стада.
Двух этих ударов было достаточно для катастрофы, но казахов добили еще и третьим:
форсированным переходом к оседлому образу жизни. Именно так коммунисты пытались превратить «отсталых» казахов в образцовый социалистический народ.
В результате начался страшный голод. Спасаясь от него в 1930 году десятки тысяч казахов ушли с тем, что осталось в Китай, Иран и Афганистан и в соседние республики СССР. Миграция продолжалась и в 1931 году, самом жестоким с точки зрения реквизиций (тогда государство отняло почти 70% всего поголовья – верблюдов, лошадей, крупного рогатого скота, овец, коз). В 1931 году, по данным ОГПУ, 1 700 000 казахов ударились в бега.
Ценой эксперимента по превращению степных кочевников в промышленную и оседло-сельскохозяйственную нацию стала гибель около четверти населения Казахстана. Удельный вес казахов в составе населения республики упал с 82 до 38%. Голод опустошил территорию размером с Европейский континент. К осени 1933 года более 90% всего скота в Казахстане погибло — удивительный поворот событий на территории, которая прежде была самым главным центром скотоводства в Советском Союзе.
Несколько цитат из книги «Голодная степь: голод, насилие и создание советского Казахстана»
«Как общее правило, казахи идут значительными группами, плохо для наших условий одеты, без каких-либо продовольственных запасов».
«Эти казахи целыми днями бродят из двора во двор, просят подаяния, но им не дают и гонят и даже не пускают обогреться, потому что они все обмерзли, вши, полуголые, еле-еле живые».
«Они превратились в неорганизованную, голую, голодную, нищенствующую, в буквальном смысле этого слова, массу. Они стихийно двигались по всем районам Кара-Калпакии, покрывая пути своего движения свежими могилами, а часто и трупами».
«Положение с каждым днем все ухудшается, переходит в сплошной кошмарный ужас… бродят женщины-казашки с маленькими ребятишками на руках, и они, ребятишки, уже мерзлые, и сами женщины пухлые от голода».
via
via
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
</> |