Гоенка-джи vs Аллах Акбар (contra Ялдабаоф)

топ 100 блогов ru_pelevin28.07.2023

предисловие

последнее время меня странно волнует сюжет НС.

я начал чувствовать в нем какую-то важную для меня тайну, более того появился инсайт, что это не просто художественный перепев мифов гностицизма ...

но и что то совершенно неожиданное, понять которое почему то важно лично для меня.

попытка разобраться в "вопросе" привела к знакомству с самыми разнообразными текстами, от табличек из Наг-Хаммади, до шикарных (в линвистическом смысле) инвектив (или скорее диатриб) православного батюшки с сайта антимодернизм.ру

(как Вам, например, такое: «Танцующая София» снимает гипсовую античную маску с зияющим ртом и под ней оказывается… пучеглазая Саломея, иудейская охотница за христианскими головами как вместилищем «логосов»).

далее, моя скромная попытка немного разобраться

1. почему солтатор танцует?

есть , ИМХО, очень интересная статья "Танцующая София: теология символов Ранера".

вот пара небольших цитат из него:

В своем эссе «Теология символов» Ранер начинает с предпосылки, что «всё сущее по своей природе символично», потому что оно обязательно «выражает себя, чтобы достичь своей собственной природы». С этой точки зрения Вселенная – это огромная энергетическая сеть, проявляющая себя во множестве выразительных форм

...

Исследование Кэйтом Мэйем Рильке иллюстрирует трудности согласования Вселенной становления со статическими структурами логоса, Мэй описывает Вселенную как состоящую из «так называемых сущностей, кружащихся от одного партнера к другому в бескрайнем составном танце. Танец не является, так сказать, “необязательным” для каждого из его элементов: они делают то, что они делают, потому что находятся в танце. То, что они делают, мы любим называть “тем, что они есть”, но на самом деле такого состояния бытия не существует. Ничто просто не существует, и всё действует».

в основном речь идёт о противопоставлении того, что в статье красиво называется кинетическими качествами бытия и логоса.

(как мы помним в НС об этом тоже говорится, камень слов типа не понимает. но можно правильно станцевать перед ним. п.с. а вот мы, судя по всему, понимаем только слова. но некоторые из нас научились красиво ими ... типа жонглировать :)

плавно переходя к гностицизму

согласно гностической мифологии мир регулярно нуждается в обновлении.

(см. например текст Пистис София и комментарии к нему)

в НС инструментом обновления мира является танец солтатора, солтатор танцует, мир обновляется.

вот красивая цитата на эту тему:

"Древние народы видели космос как великий танец, биение сердца времён года, упорядоченное в целом, но открытое для ослепительных импровизаций танцующих богов"

пока, вроде как всё более-менее понятно.

но дальше появляется эта интрига с убийством солтатора, Ахметом Гекченом сотоварищи и, как следствие, недоделанным правильно танцем (я немного писал об этом здесь и здесь и здесь).

2. (а) гностицизм

но давайте попробуем взглянуть на этот сюжет немного с другой стороны.

автор НС особо не заморачивается на детальную космогоническую картину мира и ее causa causarum.

говорится только о его полной непознаваемости для живущих в нём

(Все теории людей о том, почему они есть и что такое этот мир – просто рисунки головешками на стенах пещеры, из которой человечество так и не вышло, потому что выхода из нее нет…)

то, что автор, судя по его текстам, агностик, мы хорошо знаем со времён Смотрителя (см. ответ Алекса в Комнате Бесконечного Ужаса).

(как и то, что агностицизм в его творчестве изящно сочетается с использованием разнообразного гностического наследия)

в первую очередь меня во всем этом интересует эон София

вот, что пишет по Её поводу всезнающая Википедия.

кстати, на счет Софии здесь есть 2 довольно разные версии:

1.1 русский вариант:

У гностиков, в частности, Валентина и Птолемея, София выступает как последний из эонов, замыкающий плерому. Ей отводится особая роль в космогонии гностицизма: устремившись в страстном порыве к Первоотцу, желая созерцать его, София нарушает тем самым целостность Плеромы и оказывается исторгнутой из неё.

Её негативные эмоции (ужас, печаль, изумление) порождают душу и материю. Она производит на свет Демиурга, создающего из них материальный мир. Втайне от него София подмешивает в этот мир пневму — дух.

1.2 (не) русский вариант

Почти все гностические системы сирийского или египетского типа учили, что вселенная началась с изначального, непознаваемого Бога , которого Моноим называет Родителем или Бифосом. Из этого первоначального начала Единое спонтанно эманировало в последующие Эоны.

Вместе с источником, из которого они исходят, они образуют Плерому (или полнота Бога). Переход от нематериального к материальному, от ноуменального к чувственному совершается пороком, или страстью, или грехом одного из Эонов.

В большинстве версий гностических мифов именно София вызывает эту нестабильность в Плероме, что, в свою очередь, приводит к созданию материальности.

Согласно некоторым гностическим текстам, кризис возникает в результате того, что София пытается эманировать без своей сизигии (сизигия, термин, используемый Карлом Юнгом для обозначения союза противоположностей, например, анимы и анимуса) или, в другой традиции, из-за того, что она пытается разрушить барьер между собой и непознаваемым Битосом).

и далее

После катастрофического падения из Плеромы страх и тоска Софии потерять свою жизнь (так же, как она потеряла свет Единого) вызывает смятение и стремление вернуться к ней. Из-за этих стремлений материя (греч. hylē) и душа (греч. psychē) случайно возникли.

Создание Демиурга ( также известного как Ялдабаоф, «Сын Хаоса») также является ошибкой, допущенной во время этого изгнания. Демиург продолжает создавать физический мир, в котором мы живем.

В общем, судя по Википедии (даже в недружественных нам интерпретациях) гностические представления о мироустройстве довольно сильно отличаются от устройства яхты Аврора и её обитателей.

3. собственно гипотеза.

но сначала ещё одна небольшая цитата:

В большинстве гностических традиций цель Божественного воплощения – это не спасение мира, но, вместо этого, спасение падшей Софии, изгнанной в мир.

в НС и Камень и танец перед ним солтатора - это инструмент (Пистис) Со, с помощью которого она пытается вернуться в Плерому (или как говорят на гатах в Варанаси — в "Великий День Будь С Нами" (оно же - окончание Маха-Кальпы).

мы видим в романе две такие попытки.

но и там и там, метафорически выражаясь, появляется "ахмет гекчен", прерывающий волшебный танец схлопывания мира.

и (ИМХО самое интересное), по логике гностического понимания романа, получается, что он - Мессия (или по той же Википедии - Спаситель (материального) Мира).

ну или Иисус, как сообщает нам та же Википедия:

«the Messiah

3. (Christianity) Jesus»

и вполне возможно, что ПВО намекает нам в этом эпизоде о приходе мира в стиле Аллах Акбар, как краткой версии первого эпизода - "и еще призывала царство Христа на тысячу лет".

4. про Апокалипсис:

ещё одна, ИМХО, уместная цитата

"природа Апокалипсиса

Слово «апокалипсис» в действительности означает «откровение». Это не означает большой плохой конец света, как мы склонны рассматривать его. Для Софианского гностика апокалипсис – это нечто, что должно произойти в опыте каждого человека на его пути к просветлению.

В дополнение к личному апокалипсису, существует также идея мирового апокалипсиса, который, в конечном итоге, произойдёт. В Каббале, это окончание дней, когда вселенная стягивается обратно в Бога, и все просветлённые воссоединяются с Божественным"

судя по финалу НС - ахмет гекчен (R.I.P.) (кстати, ИМХО, в этом имени очень глубоко копает ПВО) отменяет МА (мировой апокалипсис)

но (взамен) у главного героя НС наступает ЛА ...

похоже, что не зря же Саша станцевала для этого свой незабываемый «Кот Шредингера и бабочка Чжуан-Цзы в зарослях Травы Забвения» ...

и оказалась в хорошем месте ... и в хорошей компании

а в общем и целом ... см. заголовок

п.с. я не заморочился на ссылки для некоторых цитат в этом тексте. это не научный труд.

интересно? найдите это сами ... яндекс, мета и госуслуги в помощь

п.п.с. есть ещё одна релевантная этому сюжету тема - про Марию Магдалину и её неожиданную встречу и с Мудростью и со Спасителем (по версии одного интересного гностического Евангелия)

но об этом ... в другой раз

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Свою неделю в Севастополе я решил разбить на две части. Сначала остановлюсь в гостевом доме «Дельта» - уютном мини-отеле в довольно популярном районе Севастополя. Отель расположен в центре бухты "Стрелецкая" в 15 минутах езды до центра города. Рейтинг отеля на букинге - 8.5. Судя ...
Интервью с зам.министром обороны РФ генералом Евкуровым. Сохранил свою должность и после перестановок в руководстве МО РФ после приходы Белоусова вместо Шойгу и серии арестов целого ряда генералов по различным обвинениями коррупционного характера. Много бывает в Африке, где курирует ...
Как всегда от читателей пришло много не только отзывов, но и вопросов. Многие из ...
Школьный марафон. ...
Несколько дней назад в Луганске, буквально в паре сотен метров от дома, где я жил до войны, расстреляли безоружного человека. Просто и буднично: рас-стре-ля-ли. Якобы кому-то из накодеиненных "спасителей Донбасса" приключилось страшное видение. Сегодня днем в Макеевке, прямо на улице, тер ...