Годовщины последнего дня лета
ru_royalty — 31.08.2023 Пока по всей стране мамы школьников подшивают и наглаживают им школькую форму и ставят в вазы букеты цветов, которые те завтра будут дарить учительницам, а студенты собираются гульнуть как следует перед началом нового курса (а самые разумные из них гульнули вчера, чтобы пережить похмельные страдания сегодня, а завтра на пары уже со свежей головой), посмотрим, какие события происходили в этот день в разные годы.Начнем пожалуй с того, что 215 лет назад в Европе появилась первая страна, освобождённая от наполеоновской оккупации - Португалия: 31 августа 1808 года, через 10 дней после поражения, которое вторгшиеся в эту страну годом ранее французы генерала Жюно потерпели от высадившегося там англичан будущего герцога Веллингтона (а тогда просто генерала Уэлсли) при Вимейру, между сторонами была заключена т.н. Синтрская конвенция (по названию старинного португальского города Синтра недалеко от Лиссабона), согласно которой французские войска эвакуировались из Португалии во Францию, причем англичане предоставляли французам для этого свои корабли. Не менее джентльменски четырьмя днями позже англичане поступят с русской эскадрой адмирала Сенявина, возвращавшейся в Россию из Средиземного моря и застрявшей в Лиссабоне (с 1807 года между Россией и Британией существовало состояние войны): согласно заключенной им с британским адмиралом Коттоном конвенции, корабли должны были проследовать в английские порты, но сделать это, не спуская российского флага (после завершения наполеоновских войн англичане вернут их России, а за те из них, которые пришли в негодность, выплатили денежную компенсацию).
Генерал Жюно (видимо в молодости) и дворец Калуш в Синтре, где была заключена конвенция (фарнцузы абы где конвенций подписывать не будут, и английские джентльмены тоже)
Примечательно, что португальская королевская семья, при приближении французов к Лиссабону перебравшаяся в Бразилию, еще 12 лет не будет проявлять желания вернуться на освобождённую родину, так что португальцам придется революцию устроить, чтобы загостившегося за океаном короля вернуть.
Пятью годами позже и 210 лет назад, на следующий день после достославной победы русских и прусских товарищей по оружию при Кульме, на другом конце Европы, в Испании войска испанского генерала Мануэля Фрейре, воевавшего под началом Веллингтона (всё еще не герцога, но уже маркиза) нанесла поражение армии наполеоновского маршала Сульта, пытавшегося прорваться на помощь французской группировке, осаждённой в порту Сан-Себастьян на севере Испании, при при Сан-Марсиале. Сам Веллингтон созерцал битву со своей выгодной позиции и позже испанцев горячо хвалил. Упомянутый Сан-Себастьян в тот же день был взят штурмом англо-португальскими войсками и основательно пограблен ими, в память о чём там до сей поры проводятся траурные мероприятия. Вскоре после этого последние французские гарнизоны в Испании сдались, а Веллингтон со своей армией двинулся во Францию.
Продолжая испанскую тему: ровно 200 лет назад, французская армия, вновь вторгшаяся в Испанию, на сей раз в целях защиты тамошнего короля Фердинанда VII от очередной вспыхнувшей там революции, известная под высокопарным названием "Сто тысяч сыновей Святого Людовика" и возглавляемая Луи-Антуаном Ануглемским, племянником тогдашнего короля Франции Людовика XVIII и сыном будущего короля Карла X (и по мнению некоторых - будущим "королём Людовиком XIX"), взяла штурмом крепость Трокадеро рядом с Кадисом, куда зловредные либералы, отступая из Мадрида, увезли Фердинанда. Последние вскоре согласятся короля отпустить, а вскоре и сами капитулируют. Франсуа Рене де Шатобриан, знаменитый французский поэт-романтик, а заодно министр иностранных дел в тогдашнем французском правительстве и фанатичный роялист, торжествовал: "Пройти через Испанию, добиться успеха там, где потерпел неудачу Бонапарт, одержать победу на той же земле, где оружие великого человека терпело неудачи, сделать за шесть месяцев то, что он не смог сделать за семь лет, было настоящим чудом!"
"Герцог Ангулемский при Трокадеро", холст, масло (видимо)
Упомянутый Луи-Антуан получит титул принца Трокадеро, а в Париже появится дворец Трокадеро и площадь с таким же названием.
Сто лет спустя (и сто лет назад), 31 августа 1923 года, Бенито Муссолини, за 10 месяцев до того захвативший власть в Италии, попытался захватить греческий остров Корфу. Поводом для этих действий стало убийство на греко-албанской границе прибывшего туда для ее демаркации итальянского генерала Энрико Теллини: 27 августа он с помощниками, переводчиком и шофером был убит неизвестными рядом с пограничным переходом на спорной границе. 29 августа Муссолини потребовал от греческого правительства извинений, казни виновных и выплаты компенсации в 50 миллионов лир. Греческое правительство согласилось выразить соболезнования, от остального отказалось. 31 августа Муссолини отдал войскам приказ о начале вторжения на Корфу. В тот же день итальянская эскадра обстреляла остров и высадила на нем десант численностью от 5 до 10 тысяч солдат. При обстреле погибли мирные жители. Губернатор острова и члены его администрации были арестованы и помещены под стражу на борту итальянского военного корабля.
Муссолини дал понять, что в его планах аннексия острова. Он заявил, что греки должны понимать, что «Корфу был венецианским на протяжении четырехсот лет», а греческим – на тот момент менее 60 (с 1864 года). Греция направила жалобу на итальянскую агрессию в Лигу Наций, Муссолини в ответ заявил, что этот вопрос вне компетенции Лиги Наций хотя бы потому, что между Италией и Грецией нет состояния войны (привел аналогию с попытками союзников штурмовать Афины шестью годами раньше и тоже без объявления войны), и пригрозил, что Италия выйдет из Лиги, если та возьмётся обсуждать эту тему. Великобритания, наиболее резко протестовавшая против оккупации Корфу, для убедительности привела в боевую готовность свой флот в Средиземном море. Франция же предложила перенести вопрос на рассмотрение по факту гораздо более действенного органа – Конференции послов союзных держав (этот оставшийся со времен Антанты орган ближе всего приближался к тому, что обычно называют мировым правительством – послы Британии, Франции, США, Японии и таки Италии, периодически собираясь в первые годы после Первой мировой войны, вовсю кроили и перекраивали границы государств – разумеется, второстепенных, но всё же вполне независимых – без церемоний отрывая территории от одного и передавая другому). Конференция посовещавшись постановила, что греческое правительство «проявило халатность», приведшую к гибели генерала Теллини, а потому требуемые Италией 50 миллионов лир придётся заплатить, но Италия войска с Корфу выведет. Поторговавшись, стороны согласились, Греция перевела через швейцарский банк указанную сумму, а Италия 27 сентября вывела свои войска с Корфу.
Вот вы думаете это что? Это Муссолини, как видел его "Бесконечноый профиль" художник Бертелли
Примечательно, что сегодня же 80 лет налёту авиации союзников на итальянский город Пизу 31 августа 1943, в ходе которого за 7 минут было сброшено 1100 бомб общим весом до 400 тонн, сметены целые кварталы, погибло до двух с половиной тысяч человек, многие из которых так и не были найдены. Причем Муссолини к тому времени уже больше месяца был не при делах, будучи смещён своипи приятелями еще в конце июля.
"Каслбарские гонки", как самокритичные англичане назвали свое отступление под натиском генерала Юмбера под Каслбаром
Какие еще круглые даты имеют место быть сегодня? Ах, да, 225 лет назад французский генерал Жан Жозеф Юмбер, 22 августа 1798 года высадившийся с контингентом войск республиканской Франции на северо-западе Ирландии для помощи восставшим ирландцам и 27 августа разбивший англичан в сражении при Каслбаре, 31 августа объявил о создании независимой Ирландской республики и учредил ее правительство. Это образование, известное, как «Республика Коннахт» (по названию области в Ирландии, где всё это происходило), просуществует чуть больше недели – уже 8 сентября генерал Юмбер будет разбит англичанами при Баллинамуке и попадёт в плен, а члены назначенного им правительства во главе с «президентом» Джоном Муром будут переловлены и повешены. Но тем не менее поздравим ирландцев с юбилеем!
|
</> |