
Петр Саруханов / «Новая»
Петр Саруханов / «Новая»
По-настоящему я болел всего три раза в жизни. В первый раз — по
политическим причинам за чехословацких хоккеистов, отомстивших
советским за разгром Пражской весны — хотя бы на льду. Второй раз —
из патриотизма за хоккеистов рижского «Динамо» времен Тихонова,
особенно когда они играли и выигрывали у ЦСКА. Третий раз мотив был
чисто эстетическим: голландский футбол эпохи Кройфа, который
свободой и гением напоминал «Битлз».
С тех пор я ни за кого не болел, кроме самого футбола.
Красота игры не зависит от победы, да и не нуждается в ней: ничья
бывает прекрасна, как танго.
Лишенный азарта заядлых болельщиков, я не умею смешиваться с
ними на трибунах и чувствую себя в толпе молчаливым изгоем.
Поскольку мне не удается вписаться ни в одну когорту, я сдаюсь
телевидению. Если верить его операторам, то стадионы заполняют
полногрудые девицы, их раскрашенные в цвета национального флага
кавалеры и другие экстравагантные персонажи. Одни в доспехах,
другие с дьявольскими рожками, третьи, как это случилось со
швейцарцами, с коровьими боталами. Русских болельщиков, если верить
опоясывающей стадион рекламе, представлял «Газпром», что и к
лучшему: на прошлом чемпионате они сидели в тельняшках и ушанках —
не по погоде.
Телевизор — удобная футбольная машина, но у него есть
субстанциальный порок: неизбежное насилие над зрителем. Мы видим
то, что нам показывают. Футбол же не столько приключения мяча,
сколько игра без него. Представим, что в шахматах, с которыми так
любят сравнивать футбол, нам бы демонстрировали лишь ту фигуру,
которой ходят.
Между тем тактику можно обнаружить, понять и оценить, глядя
на поле сверху и целиком. Считается, что именно тут и именно так
можно «прочитать» национальный характер команды. Дисциплинированный
марш немцев от ворот к воротам. Бразильская самба, где каждый
пляшет сам с собой, не отдавая мяча ни своим, ни чужим. Итальянцы,
которые летучими мышами висят на собственных воротах и носят имена
из галереи Уффици. Русские, хаотически передвигающиеся по слишком
большому для них полю.
Но все это старомодная чепуха, восходящая к романам Жюля
Верна с их вторичными национальными признаками. Стираясь повсюду,
они не могли сохраниться и в футболе, ставшем космополитическим
предприятием объединенной Европы. Здесь и только здесь разноязыкие
миллионеры потом и кровью честно зарабатывают свои бешеные деньги
на глазах у всех. Я люблю футбол и за это.
Футбол, конечно, война, но вроде казаков-разбойников: все
понарошку. И если скосить глаза, то видишь наигранный патриотизм
всего предприятия. Мы ведь сами для себя назначаем, что важно, что
не очень, а что смешно. К тому же турнир, который должен определить
лучшую команду Европы, не может этого сделать потому, что настоящие
чемпионы играют в своих клубах. Профессионалы, регулярно
совершающие чудеса, вроде Рональдо, давно денационализировались.
Жители и герои Европы, они не замечают границ, говорят на ее
языках, мигрируют, как рыцари на ристаниях и менестрели при
королевских дворах. Встречаясь в самых разных комбинациях, но
всегда на поле брани, они знают друг друга как облупленные, часто
играют в одной команде и, отчаянно сражаясь, то и дело обнимаются с
соперниками, как молодожены.
Зрителям это не мешает смотреть футбол, храня в уме
политическую карту. Тающий суверенитет, который обладает все
меньшим реальным смыслом, распускается декоративными цветами на
ухоженной футбольной траве.
Только здесь обретает свежий смысл архаическая география, которая позволяет Шотландии играть с Англией, выступающей под своим, напоминающим об Айвенго флагом.
За это я люблю футбол еще больше. Особенно европейский, где целый континент, как в Древней Греции, играет по общим правилам с чужими, но все равно своими: «Как аттический солдат, в своего врага влюбленный». Вот и на этот раз остались за ойкуменой обе участвовавшие в турнире евразийские державы.
Футбол требует тех знаний, которые можно приобрести только на поле,
даже если оно размером с косой двор, ограничено мусорными баками,
непроходимой лужей и глухой стеной с беззащитным окном. Штангами
нам служили (плохо) портфели, мяч далеко не всегда был круглым
(годилась резиновая кукла), зато правила были строгими. Три корнера
— пендель, и вратарю разрешалось швырять песок в нападающего, если
он торчал в офсайде. Это был бесценный опыт. Каждый раз, когда я
смотрю большой футбол, я вспоминаю настоящий — мой.
Школьный стадион, взрослые ворота, даже судья — физрук Антон
Макарович. Решающий матч столкнул мой 4-й «В» с 5-м «Б», который не
только был на год старше (чудовищная разница), но и считался
бандитским. В нашей табели о рангах это было равно соревнованию
команды Лихтенштейна с Бразилией. Не соразмерив силы из-за
брезгливости к мелюзге, наши соперники спохватились при счете 0:5 и
пустились догонять, используя, мягко говоря, физическое
преимущество. С нашей стороны противостоять им мог один хулиган и
второгодник Максик, который в начальной школе считался мафиози и,
наверное, стал им. Раскатав защиту, малоэффективной частью которой
был и я, соперники забили четыре мяча. Победа висела на конце
минутной стрелки, и Женька Устинов с непечатной кличкой и
смертельной левой загонял мяч в аут, чтобы выиграть драгоценные
секунды.
Мы победили, и я привез в Америку спрятанную от таможенников
в Бресте грамоту, которой наша 15-я очень средняя школа отметила
мое участие в торжестве. Честно говоря, я не помню, чтобы в своей
спортивной жизни забил хоть один гол, но я навсегда понял, что он
значит, и этот опыт, как любовь и жажду, нельзя симулировать. И за
это я тоже люблю футбол.
Футбол — Пушкин спорта. Он так же прост и неисчерпаем. Чтобы
объяснить его правила, хватит двух минут, а на офсайд укажут люди с
флажками. Однако эта элементарная, как глагольные рифмы, игра
требует особых навыков — и не от футболистов, а от зрителей. В
Америке, например, она, как тот же Пушкин, не прижилась и тогда,
когда все мальчики (и девочки!) научились гонять мяч с тем же
самозабвением, что и мы. Но, в отличие от нас, вырастая, они
изменяют настоящему футболу с американским или, того хуже, с
бейсболом, который я считаю не спортом, а национальной хворью.
Так или иначе, американцы глухи к пению футбольных сирен и
недоумевают по поводу нашей страсти.
— Даже тогда, когда появились телевизоры с объемным изображением, —
пишут комментаторы в Америке, — ничего не изменилось: они все равно
не могут загнать мяч в ворота.
Что делать, наш футбол им кажется бильярдом без луз, и я
устал спорить. Но самое сложное для непривычного зрителя —
непрерывность действия, требующего столь же неотрывного внимания.
На поле нельзя поглядывать, только смотреть, пристально, будто на
поплавок. Даже если вы не знаете, что происходит под водой и на
скрытой от камеры части газона. Гол зреет весь матч, а случается в
одну секунду, которую нельзя предвидеть, но можно смутно ощутить. А
пока звездное мгновение не наступило, мы наслаждаемся узором.
Казалось бы, бесцельное перемещение мяча от одного к другому
завораживает точностью пасов. Они соединяют команду и ткут, будто
парки, ткань игры.
Это гипнотическое зрелище выметает из головы сперва
посторонние, а потом и все остальные мысли. Годами я учился этому,
навещая зал для медитации дзенского монастыря. Но, как говорил
наставник, практиковаться можно везде — и велел вообразить Будду с
пылесосом.
Я предпочитаю футбол. Опустошая голову, очищая душу, в
которую буддисты, впрочем, не верят, он связывает тебя с
происходящим на поле напрямую — без посредства рефлексирующего
сознания. И тут забивают гол, взрывающий медитативную
сосредоточенность и замещающий ее чистым, беспримесным восторгом.
Такое надо заработать, а не цедить, как спитой чай, в
повторе.
Вот за что я люблю футбол. Кто победил? Какая разница.
Александр Генис
|
</> |