Gnosis - Exoteric cycle

Глава 20, части 6-8
Пятая группа упражнений сконцентрирована вокруг констатации (constatation, по поводу групп упражнений- М. начинает с трех по трём задачам, сейчас у нас уже пятая, то есть впереди должно быть еще четыре). Это первое чисто «психологическое» упражнение. Констатация означает распознание состояния чего-то без вынесения персональной оценки. Для этого нужно разделение внимания- на объект наблюдения и на себя. Упражнение требует максимальной объективности отношения к объекту.
Эта группа упражнений, в свою очередь, делится на две:
- внешняя констатация, когда наблюдение ведётся за одним или более объектами, включая самого себя (взгляд на себя как бы со стороны).
- внутренняя констатация, когда наблюдение ведётся за объектами нашей психики.
Констатация это борьба со «сном» (отсылка к идее «спящего» повседневного сознания). Успех в этих упражнениях это результат сознательных усилий по удержанию разделенного внимания. М. говорит, что однонаправленное внимание приводит к тому, что объект наблюдения «усыпляет» нас. Это разделённое внимание Традиция зовёт трезвением. Это постоянное усилие быть бдительным, и М. цитирует Марка, 13-37: «А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте».
Далее М. говорит о «спящем» человеке, которому невозможно достигнуть уровня высшего сознания без «пробуждения в жизнь». Только через опыт постоянной констатации, которая, по сути, есть усилие присутствия в настоящем, человек может достичь порога Второго рождения, реальной Индивидуальности, представляющей собой сплав развитой Личности и истинного Я. В этот момент человек обретает новое имя. М. цитирует Апокалипсис 2-17: «Побеждающему… я дам белый камень, на котором написано его новое имя, и это имя будет знать только тот, кто его получит».
М. говорит, что внешняя констатация может быть пассивной, представляя собой наблюдение, без разделения, за «плёнкой жизни». Активной она становится при направлении на объект. Далее М. говорит об упражнении, в основе которого «моментальный снимок» (snapshot) себя, сделанный в процессе разговора с кем-то. Это упражнения помогает начать чувствовать как нас видят окружающие. « Альбом» подобных снимков позволяет выстроить и понять наш образ в глазах других. Как вариант, предлагается упражнение с двумя зеркалами, когда второе отражает нас в первом, особенно в профиль, который мы в жизни не наблюдаем.
Далее идёт параграф про Исусову молитву, как вариант упражнения в трезвении. Со временем это упражнение создаёт постоянный поток милости или благодати (grace) текущий через человека. М. говорит что для практики возможно делать 10-20 тысяч повторений в день.
От себя- такое количество повторений, учитывая требование постоянного присутствия в молитве и продолжении внешней жизни, становится возможным только после очень долгой практики. Начинать надо с малого.
|
</> |