Глядящие в прошлое

топ 100 блогов pessimist_v15.12.2022 Патриоты России оказываются почему-то, главным образом, патриотами СССР (либо вообще патриотами царизма и православной «московской тишины»). Они все смотрят назад, в мифический Золотой Век, и способны лишь на то, чтобы «идеал» прошлого проецировать в будущее, выдавая его за лучшее из возможного (для человечества), крутясь на коротком поводке своей ретро-мечты.
Я их огорчу: ничего нельзя повторить. Каждое – не то что государство, но каждое событие – является уникальным фактом стечения уникальных обстоятельств. Поэтому тут нет надежды.
Собственно, это ответ и тем, кто пугает себя возвращением Совка.
У меня нет никакой ностальгии по Совку. Использую этот «термин» любя, по традиции, без обид. С тех пор я увидел многое, и былая ненависть к нему прошла, как к покойнику, которого когда-то боялся и с которым бескомпромиссно воевал.
Тем не менее, не хочу восстановления его даже в light-версии (хотя в чем-то мы к этому приблизились). В том государстве не было ни свободы, ни равенства, ни чести (хотя подразумевалось очень дешевое и относительное благополучие). Не было правды. Были очереди, взятки – и беспрерывный долбеж и всеконтроль партийной машины (на который отвечали тотальным пофигизмом). Идеология полностью преобладала над экономикой, порождая запугивание и лицемерие.
О Совке могут мечтать либо молодые, не знавшие его, либо те, кто все легко забыл, сосредоточившись на одной его самой светлой и удачной опции, – и создал у себя в голове лубочную картинку. В которой едва ли не главной краской значится «национальное величие». Ведь тогда нас «все» уважали и боялись. (При этом, разумеется, у Совка действительно были разнообразные достижения, подъем экономики в отсталых местах, наука, образование, мощное искусство и т.д.: картина всегда сложна.)
Ностальгирующие – наивны. Что бы они ни говорили о прелестях Совка, остается загадкой, как такое замечательное государство, где всем (ну, хотя бы большинству) было хорошо – вдруг рухнуло и исчезло, – без всякой войны или природного катаклизма? Разве такое бывает? Гибнет то, что загнило, состарилось, во что перестали верить, разлюбили и даже возненавидели. Что больше не могло функционировать по старой модели, а новую модель не придумало или не выдержало ее, как безнадежный больной.
Конец Совка – это, разумеется, катастрофа (не сразу понятая). Куча всего, построенного за многие десятилетия, на крови, ценою невероятных жертв и усилий – вдруг исчезла, погибла, и многомиллионный народ (за свои грехи, не иначе) внезапно проснулся на пепелище, голый, с новыми границами, в других государствах, с другими ценностями или вовсе без них. Кроме одной: выжить любой ценой. (Ну, да, конечно, зато он стал «свободным»!)
Была, впрочем, и вторая ценность, воплощению которой теперь ничто не мешало: нажиться любой ценой. И тут нам карта как поперла!
Притом что эта вторая «ценность» для массы советских людей была хорошо знакома. Ибо загнанный в жесткие рамки советский человек ни о чем так не мечтал, как вырваться из них, обойти контроль, что-нибудь «достать» – и чуть-чуть улучшить свой полунищий быт, немного расцветить свою однообразную серую жизнь. (Понятно, что большинство граждан, живущих «при капитализме», мечтало примерно о том же: люди вообще мечтают об одном, и оно, это «одно», не имеет никакого возвышенного смысла.)
Собственно это и была причина ненависти к Совку и причина его падения. Совок разочаровал собственных граждан – и не смог предложить альтернативы. Та, которую он, в конце концов, стал предлагать, его и убила.
Люди, ностальгирующие по СССР, плохо помнят, что развал начался задолго до 90-х. Что уже с середины 70-х магазины стояли полупустые, даже в Москве, и в 80-е это превратилось в норму и знак. Что любой более-менее стоящий товар был в дефиците и из-под полы, что «реформы», если их можно так назвать, начались сразу после смерти Брежнева. И Андропов, и Черненко за свое короткое правление пытались что-то «реформировать» на разваливающемся корабле. Собственно, их попытка сводились к ужесточению контроля и были глубоко советскими по сути. Горбачев начал с этого же. И если бы это работало – не понадобилось бы ничего другого. Но это уже не работало. Был лишь один вариант «реформ» (кроме либеральных): возвращаться к сталинской диктатуре. А вот этого не хотел никто. Да и диктатора не нашлось.
Увы, Советский Союз мог более-менее успешно функционировать лишь при жесточайшей диктатуре – и никак иначе. Любое послабление – и все развинчивалось, начиналось воровство, приписки, показуха – и товарный дефицит, как следствие. Народ не оправдал идеи (которая в своем чистом и идеальном виде, конечна, прекрасна).
После стольких лет долбежа, идеологического промывания мозгов и лицемерия – Советский Союз породил совершенно дезориентированных людей, не ценящих ничего своего, восхищенно глядящих на сладкий запретный плод, на Запад, и мечтающих либо сбежать туда, либо чтобы здесь было как там. И ничего с этим поделать было нельзя, как с предметом веры. Можно было лишь осуществить желаемое. Причем в самой грубой, циничной и нещадящей форме. Хотели? Получите!
Поэтому и «реформы» тут делались так нелепо, глобально и непрофессионально, доказывая, что Советский Союз сдулся не только (и не столько) материально, но, прежде всего, духовно и идейно.
Простой пример: наконец разрешенная частная торговля по новомодной «прогрессивной» и «либеральной» идее должна было залатать дыры в государственной экономике, наполнить (обуздать) дефицит, компенсировать то, что государственная экономика в силу разных причин сделать не может. И что? Эта частная экономика добила государственную. Из последней было выкачено все, что представляло хоть какую-то ценность. Государственные магазины стали еще более пусты, а частные лавочки ломились от товара, по ценам черного рынка (который был просто легализован). Чуть позже остатки государственной экономики были просто распроданы, в  том числе на металлолом (и зарубежные счета).
Частная позднесоветская экономика мало что создала (еще и на фоне кошмарного рэкета), но окончательно погубила нечастную, на которой все держалось в этой стране. Лекарство оказалось хуже болезни. Во всяком случае, в тех условиях и в таких формах принимаемое.
И дело не в чьей-то злой воле. Просто та модель государства была обречена: она уже не могла функционировать по-советски, но не могла функционировать и с разными «рыночными» реформами.
Бесспорно: крушение СССР в том виде, в котором оно произошло, было ужасным – по своим последствиям. Но, увы, все это было неизбежно. Можно посыпать голову пеплом, но лучше попытаться создать на пепелище что-то живое и более веселое. Что можно любить, а не ненавидеть или стыдиться.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
30.11.2022 Спектакль
Архив записей в блогах:
Ко мне уже дважды прилетала птичка-синичка. Посидит на краешке приоткрытой фрамуги, подышит тёплым воздухом  моей кухни, повертится, головкой покрутит, покивает —  шустрая такая —  и улетает восвояси. Ещё вроде бы не так и холодно и голодно, чтобы просить у граждан ...
https://www.youtube.com/watch?v=k72qjm63hr8 Реакция украинской стороны вызывает только одну, ответную же, реакцию: упоротые. С этими людьми нечего обсуждать - бесполезно. Сам вопрос того, что тем самым Лондон сливает Украину - в данном случае оставим в сторону - не об этом сейчас р ...
Мировой суд Казани вынес обвинительный приговор блогеру Юрию Егорову по уголовному делу о клевете и постановил уничтожить компьютер как орудие преступления, говорится в сообщении правозащитной ассоциации «Агора». Поводом для ...
Россия - 93 Украина - 10 Грузия - 35 Южная Осетия - 3 Литва - 3 Эстония - 2 Азербайджан - 2 Белоруссия - 5 Казахстан - 3 Таджикистан - 2 Узбекистан - 2 Чехия - 5 Китай - 3 Нидерланды - 3 США - 2 Памятники Сталину так же установлены в Бельгии, Венгрии, Индии, Албании, Монголии, ...
По слухам, в афгане распилили  2 триллика зелёных. Распилили, потому, что афган и ныне там, где был до американского вторжения. А денежки, понятное дело, тю-тю. Но не об этом нынче я хочу поговорить, а о коррупции вообще. Ясно, что при распиле крупных сумм конкуренция ...