Гленгарри для бушменов
antinormanist — 13.12.2022Как и сам бушменский батальон, он имел португальские корни, восходя к временам службы ангольских бушменов во время Заморской войны в составе спецподразделений португальской госбезопасности ДГС, именовавшихся флешас.
Хотя для современных португальцев символом Заморской войны является берет, в действительности и большую часть войны он использовался только отдельными подразделениями, и был официально закреплён только в самом конце 60-х. Более распространённым был головной убор (баретте) типа 2-С, в котором без труда узнаётся знаменитая по Алжиру каскетка Бижара. Он был двух вариантов: камуфляжной расцветки и оливково-зелёный.
Именно такие головные уборы и носили бушменские флешас на португальской службе.
С ними ангольские бушмены после крушения португальского правления в Анголе и перебрались в Юго-Западную Африку (современную Намибию), где их приняли под своё крыло южноафриканские военные.
Штатные южноафриканские армейские береты и кепи бушменам не понравились, как они объясняли – мешают слушать.
Первый командир южноафриканских бушменских частей, коммандант Делвилл Линфорд, был не против, чтобы его подчинённые продолжали носить удобные им головные уборы, но стремился к тому, чтобы они были в тон коричневой униформе. Так что в имевшейся в лагере швейной мастерской организовали пошив подобных (с некоторыми изменениями) головных уборов, за которыми откуда-то закрепилось словечко "бонни". И вскоре бушмены щеголяли в таких "бонни" с эмблемой батальона – вороном.
Вроде все довольны, но не тут-то было. Лагерь батальона в полосе Каприви постоянно посещали разные высокопоставленные визитёры вплоть до президента Боты. И после одного из таких визитов "мудрые люди из Претории" (так в своих мемуарах Линфорд "ласково" именует… чудаков из главного штаба) прислали грозную официальную бумагу, что не положено военным одеваться не по уставу.
Конечно, в повседневной жизни бушменские солдаты продолжали носить свои "бонни", но в случае прибытия официальных делегаций им велено было одевать штатные береты.
Это было несколько неудобно. В один из визитов в штаб-квартиру в Претории Линфорд столкнулся в коридоре с одним приятелем и эта встреча осенила его. Ибо приятель щеголял в гленгарри своего полка.
Тут надо пояснить, что в составе Гражданских сил (ополчения) ЮАР много разных территориальных полков. Есть среди них и имеющие шотландские корни, военнослужащие которых до сих пор носят этот стандартный шотландский армейский головной убор.
По возвращению в лагерь батальона Линфорд немедленно привлёк парочку этнографов, которые постоянно околачивались вокруг его части, и вскоре в Преторию ушло длинное послание, рассказывающее душещипательную историю о любви бушменов к гленгарри, с соответствующими пояснениями маститых учёных.
После нескольких месяцев рассмотрения главное командование разрешило военным 31-го батальона носить "гленгарри без тартанового рисунка".
"Бонни" вернулся, навсегда став символом бушменских бойцов армии ЮАР.
|
</> |