Главная загадка Великого Сфинкса
eto_fake — 19.06.2021 Как уже не раз было сказано и показано, величайшая загадка Великих пирамид состоит в том, что никто из исследователей Египта и гостей Каира до самого начала XIX века включительно не видел Великие пирамиды именно такими, в таком количестве, в таком расположении, такой формы, какие они в реальности. Для египтологов этот факт настолько загадочен, что они даже никогда не озвучивают его, предпочитая загадочно молчать.Аналогична главная загадка Великого Сфинкса. По какой-то загадочной причине до самых 1840-х годов ни один свидетель, художник, исследователь, ученый, картограф, египтолог не смог зарисовать, начертить, нанести на карту эту прославленную скульптуру, якобы древнейшую в мире, правильно. Во всех изображениях есть ключевые детали, которые в принципе не мог допустить человек, видевший реальный объект. На всех картах, даже начала XIX века, когда уже все три пирамиды стали наносить правильно, Сфинкс нанесен неправильно. Чем объяснить эту загадку? Молчат как Сфинксы египтологи.
Разгадку сообщим или напомним ниже, а пока просто любуемся этими прекрасными Сфинксами среди не менее прекрасных пирамид.
Голландский географ, историк, писатель Ольферт Дапппер (Olfert Dapper, 1635-1689) никогда не выезжал из Голландии, но в 1668 году написал выдающуюся книгу об Африке Umbständliche Und Eigentliche Beschreibung Von Afrika, которая по сей день является важным источником ученых-африканистов. Использовал отчеты исследователей и миссионеров-иезуитов, светских голландских путешественников и свой интеллект. У этого авторского коллектива получились прекрасные Сфинксы!
*
Один из возможных источников, знакомый нам великий европейский ученый-мистик, теософ, каббалист, иезуит, латинский писатель из Папской области Афанасий Кирхер (Athanasius Kircher, 1602-1680) в фундаментальном труде "Эдип Египетский" (Oedipus Aegyptiacus; кому интересно - 1 том, 2-3 тома) представил самого просвещенного из Сфинксов.
*
Автор этих Сфинксов был не менее известным в своей области ученым. Ведущий картограф Германии, главный географ Священной Римской империи, академик Пруссии Иоганн Баптист Гоманн (Johann Baptist Homann, 1664-1724) в 1716 году издал, впоследствие сын, зять и другие наследники продолжили переиздавать выдающийся труд, атлас мира Grosser Atlas über die ganze Welt с пятью пирамидами Гизы на карте Египта и еще с двумя по другую сторону от Каира. Традиция иллюстрирования в картах наиболее интересных показанных мест и объектов - это его открытие. Статус и регалии позволяли собрать точнейшую из возможной информацию для иллюстраций.
*
Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах (Johann Bernhard Fischer von Erlach, 1656-1723), автор и реконструктор множества дворцов культурных столиц Европы, архитектор трех императоров Габсбургов, фактический основатель европейского дворцового барокко, был не только прекрасным архитектором но и знатоком истории архитектуры. В 1721 году он опубликовал фактическую иллюстрированную энциклопедию мировой архитектуры Entwurff einer historischen Architectur. В том числе, понятное дело, и с гизскими постройками.
*
Три работы датского исследователя Фредерика Нордена (Frederik Ludvig Norden, 1708-1742) 1737 года в книге Voyage d'Égypte et de Nubie, издающейся с 1755 года, со Сфинксом. Коего, ясен пень, Норден не видел, а имел тот же эскиз, что и Денон.
Все ясно с работами анфас. Голова, долитая в левой надлобной части в 1931 году, целая. Пирамиды, естественно, небывалой формы.
Картинку в профиль с безумно нарушенными пропорциями не нарисует, глядя на реального Сфинкса, даже ребенок.
Сравним с фото реального объекта с того же ракурса. 1900 год.
Можно ничего не говорить, все очевидно.
*
Луиджи Майер, живописец школы Пиранези, итальянец из немецкой семьи (или немец из римской - сие без разницы, сам он подписывался по настроению и по-немецки, и по-итальянски, и на латыни) (Luigi [Ludwig] Mayer, ок.1755-1803) был другом английского посла в Османской империи, много путешествовал, посетил основные исторические места, в том числе Египет в 1790 году, оставил множество картин исторических объектов по заказам друга-покровителя и других джентльменов, и себя в истории живописи исторических мест.
Сфинкса, разумеется, не видел. Нет такого ракурса, такого облика, а для тех, кому все, что с глазами - Сфинкс, нет выемки от лба до затылка, которую заделают только в 1931 году.
*
Видимо, самый популярный среди египтологов Сфинкс, доказывающий свое существование на момент Египетского похода Наполеона в 1798 году. Его изобразил и издал в альбоме 1802 года Voyage dans la basse et la haute Égypte, pendant les campagnes du général Bonaparte главный ученый Наполеона, глава ряда исторических ведомств, основатель и первый директор Лувра Доминик Виван, по титулу барон Денон (Dominique Vivant Denon, 1747-1825).
Хотя сравнение с оригиналом без вариантов показывает как раз обратное: автор не рисовал его с натуры, это подложный Сфинкс.
А до сих пор это мало кем замечено, потому что такого же ракурса не существует. Фото головы Сфинкса с севера до 1931 года, когда ее серьезно изменили при реконструкции, делались крайне редко. Хотя они есть. Например, это.
Но под точкой съемки этого фото раскопан и принимает туристов восточный некрополь Гизы , гробница царицы Мересанх III. Холм срыт.
Гробница была найдена археологом Джорджем Рейзнером (George Andrew Reisner, 1867-1942) 23 апреля 1927 года. После этого фото Сфинкса с этой точки съемки невозможно. И бессмысленно после реставрации 1931 года, когда голова Сфинкса была существенно изменена, долита грива, доделана левая верхняя часть головы и т.д. Но и одного редкого фото 1920 года хватит для вывода: Денон не мог рисовать своего Сфинкса с натуры.
Эскиз у него был. Тот же, что у строителей. Для основателя Лувра, видевшего недоделанные объекты Египта и таскавшего античные шедевры со всей Европы, это не удивительно. Но строители серьезно отошли от него, особенно с наклоном и задней частью головы, пропорцией лица и прически. Разумеется обращаем внимание на верхнюю часть головы: у Денона она целая, хотя стала такой только в 1931 году. Денон - можете убедиться в альбоме на ссылке выше - исключительно точный и педантичный рисовальщик, он ко всем прочим своим достоинствам еще и настоящий ученый дофотографической эры, которому рисунок заменял фотографию, почти все его рисунки других памятников, готовых к году начала Египетского похода, феноменально и фотографически точны, и только на гизских объектах, Великих пирамидах и Сфинксе, он вдруг растерял свои навыки и изобразил фантазию по мотивам.
Место расположение Сфинкса тоже было ему неизвестно. Смотрим карту Денона.
Сфинкс унесен очень сильно на юг и уведен с плато. Денон и Комиссия Наполеона не знали местоположения Сфинкса.
Одновременно с главным ученым Наполеона работала и Комиссия Наполеона из ученых, историков, архитекторов, картографов, графиков.
Сфинкса они показали, серьезно ошибаясь в направлении и местоположении.
Хефрен без шапки (автор не знал, что она будет). А главное, ракурс панорам с четырьмя пирамидами в ряд и Сфинксом, повернутым на северо-восток, невозможен. Максимум, что видно с южной стороны Сфинкса, это Хеопс и Хефрен, но не в профиль Сфинксу, как на рисунке, а в полу-анфас, с юго-востока. Чтобы было понятно, где что:
Микерин, Хефрен и Хеопс в ряд, как на рисунке, возможны только при взгляде с востока, относительно Сфинкса - строго анфас.
Карта Комиссии точнее, чем у Денона, но Сфинкс повернут на северо-восток (что означает: тумба под голову уже готова, головы и тела еще нет); у Хеопса - руины малых пирамид (ученые еще не придумали для недостроенных пирамид термин "мастаба"); нет пирамиды Царицы у Хефрена и Восточного некрополя у Хеопса. Мелочи...
Но это скорей добавка издателя - полностью Отчет был публикован только в 1828 году. А на рисунке по впечатлению та же ерунда: Микерина нет, Хефрен больше Хеопса, шапка утверждена, но еще абстрактна, Сфинкса на этой стадии можно не искать.
*
Российский ученый, писатель, Министр народного просвещения, брат декабриста В. С. Норова и поэта А. С. Норова Авраам Норов (1795-1869) в книге Путешествие по Египту и Нубии в 1834—1835 гг. умудрился в многословной главе о пирамидах не сказать ничего, кроме своих эмоций и пересказа Геродота, сопроводив сие картинкой из головы. Хефрен без шапки, Сфинкс из фантазий, расположение невозможное.
С этого ракурса со Сфинксом можно видеть Хефрена и Микерина, и с квадракоптера - две из Пирамид Цариц за Микерином.
Можно их увидеть и с головы Сфинкса. Этой возможности у посторонних фотографов не было с 1920-х годов, поэтому фото из 1920-х.
*
Знаменитый шотландский художник-египтолог Дэвид Робертс (David Roberts, 1796-1864), безупречно точный в изображении памятников Дендеры, Карнака и множества других памятников, вряд ли видел Сфинкса в 1838 году, когда ездил по Египту и писал свои картины. У Сфинкса отсутствует маркер подлинности - выемка в левой части головы, и расположен он где попало.
*
В книге генерала-археолога Говарда Вайса (Richard William Howard Howard Vyse, 1784-1853) Operations Carried on at the Pyramids of Gizeh in 1837 1840 года о его якобы раскопках в 1837-м Сфинкс все еще взят из головы, нет никаких стел между лап, а перед ним начинается широкая лестница в Храм))
Не доложили генералу об изменении проекта. Бывает...
*
Обещанная разгадка величайшей загадки Сфинкса совсем проста: Сфинкс - последний объект на Гизе, достраивался уже в эпоху фотографий, когда последнюю из четырех тумб дополняли формованной смесью, кирпичами, камнями, мусором.
Еще и в 1842 году австрийский художник Leander Russ (1809-1864), живя в Каире, рисовал Сфинкса из головы. Из своей. Потому что сфинксовой не было еще.
Любуемся.
Ума и здоровья!
Другие материалы о создании истории
Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты - буду признателен. Карта Сбербанка 4276020014219544. ЮMoney(яндекс-деньги) 410013946572302.
|
</> |