Главная ошибка

топ 100 блогов sapojnik29.05.2024 (ощущение нового застоя)

В последнее время чувствуется определенная растерянность на либеральном фланге. Ситуация в России на глазах все больше застывает, подергивается ряской. Общественная жизнь замирает, оптимистические тенденции развития страны не просматриваются. Нарастает ощущение «нового застоя».
И это при том, что вроде бы, по большому счету, все в России было сделано правильно, по вполне прогрессивным, демократическим, западным рецептам: проведена приватизация огромного госсектора, введены свободные выборы, отменена цензура и даны правовые гарантии свободы слова, восстановлена в правах частная собственность… У нас появилась многопартийность, новые профсоюзы, свобода торговли, свобода шествий и демонстраций. Многое – куцее, урезанное, не вполне дееспособное…

Казалось бы – ничего! С различными пороками и недоразвитием тех или иных демократических институтов можно было бы смириться, списав все недостатки на «издержки роста»: мол, демократия у нас пока молодая, неоперившаяся, вот еще чуть-чуть подождать, и!.. Однако вся беда в том, что как раз никакого «роста» не видно: скорее, наоборот, налицо обратная динамика. Не замечать этого, по-прежнему надеясь, что «все со временем утрясется», становится все труднее.

Приходится вновь и вновь мысленно возвращаться к истокам нынешней демократической России, в начало 90-х. Может быть, все же что-то тогда было сделано не так? Что-то, какой-то существенный «кирпичик» не поставлен вовремя на место – и теперь всю постройку неумолимо перекашивает на сторону?

Мне кажется, такая ошибка, точнее, недосмотр – действительно имел место. За мероприятиями по экономическому освобождению и политической эмансипации строители новой России упустили из виду один крайне существенный аспект будущего государства: силовой. Впрочем, даже более вероятно, что это «упущение» было сделано сознательно: получив верховную власть в государстве, реформаторы просто не считали нужным делиться с народом самой главной составляющей госвласти. Мало ли что…

В результате народ в России получил все права, кроме контроля за собственно системой правоохранения. Фактически, демократия в России оказалась безоружной, «беззубой».

Тезис о «вооружении народа» в свое время был прочно узурпирован весьма шумной кликой сторонников «разрешения на личное оружие». А ведь на самом деле смысл термина гораздо шире. Носить при себе кольт или газовый пистолет? Необходимость в таком праве индивида далеко не очевидна для общества. А вот контролировать саму систему правоохранения в обществе, «людей с ружьем», тех, кто призван «охранять порядок» и осуществлять функции государственного принуждения - такое право народу совершенно необходимо! Без такого права даже человек с кольтом реально беззащитен перед государством.

Тем не менее ничего подобного народ России так и не получил. Даже в «либеральные» 90-е годы региональные эксперименты по созданию «муниципальной милиции», зависимой от избираемых региональных депутатов и избираемого народом губернатора, были быстро свернуты. В Москве некоторое время поездили патрульные машины с эмблемами «муниципальной милиции» - но и они, и сами «муниципалы», успевшие прославиться разве что охотой на старушек, торгующих у метро, быстро исчезли.
С самого начала 90-х федеральный Центр крайне жестко отстаивал – и в итоге отстоял – свое право единолично осуществлять кадровую политику в силовых структурах: милиции, прокуратуре и спецслужбах. Здесь тоже особенно долго фрондировал Лужков, настаивая на праве «согласовывать» кандидатуры начальника ГУВД или городского прокурора – но и его «продавили». Всегда, с самого начала развития «рыночной экономики» в России, Центр жестко отстаивал правило: городская милиция не подчиняется мэру города, областная милиция не подчиняется губернатору. Всеми «силовиками» официально управляет Москва. Регионы могли всячески «прикармливать» своих силовиков, однако и Москва в ответ всегда оставляла за собой право сменить чересчур «прикормленного» прокурора или начальника милиции на новеньких, на первых порах готовых жестко проводить «линию Москвы».

В итоге Владимир Путин, который нынче верноподданно представляется в роли главного архитектора многообразных российских «вертикалей власти», на деле пришел на готовое: в его распоряжении с самого начала была ГЛАВНАЯ вертикаль России – силовая. Все российские «люди с ружьем» - милиция, прокуратура и т.д. – изначально имели только одного начальника: Кремль. Имея под рукой такую вертикаль, Кремль начал спокойно отстраивать все остальные «вертикали», делить страну на федеральные округа, урезать полномочия регионов, отменять выборность депутатов-одномандатников, губернаторов и т.д.

Таким образом, все разборки между Центром и регионами за право контроля над «силовиками» закончились разгромной победой Центра. Однако поражение потерпели все.

Как известно, в Америке напрямую избираются населением и начальники местной полиции (шерифы), и прокуроры. Во многих штатах непосредственно народом избираются также и судьи. Такая система обеспечивает необходимую для общества «обратную связь» и общественный контроль над самой деликатной сферой – сферой государственного насилия.

У нас в РФ ничего подобного нет. С некоторых пор в регионах не избирается вообще никто, кроме депутатов и – в некоторых городах – мэров. Единственный элемент общественного контроля в правовой сфере – суд присяжных – с огромным трудом и с массой ограничений был введен в правоохранительную систему России и до сих пор остается в ней явно чужеродным элементом. При этом само существование суда присяжных вызывает дикое раздражение «государственников».

Огромнейшая, разветвленная система правоохранения в России – суды, прокуратура, милиция, судебные приставы – оказалась де-факто (да и де-юре) неподотчетной никому, кроме Президента РФ. Неудивительно поэтому, что степень разложения и коррумпированности в правоохранительных органах страны поражает воображение, и никакие кампании по «борьбе с оборотнями» тут не помогают. Президент в своих Посланиях из года в год призывает «бороться с коррупцией» - как будто не понимая, что призывает он исключительно самого себя. Бороться с коррупцией должна правоохранительная система, а она, как уже говорилось, полностью подчиняется только Президенту и его Администрации. Все прочие граждане РФ, даже и облеченные какими-то государственными должностями, могут только молча созерцать этого монстра.

Очевидно, что один Кремль просто не в состоянии – даже если бы и хотел – контролировать ситуацию с повседневной работой органов правопорядка в каждом районе и городке России. Не могут этим заниматься также и местные депутаты, и местные Главы – потому что не имеют таких полномочий.

В результате мы с вами видим, что самая уязвимая, самая «больная» сфера жизни в России – это как раз область правоохранения. А если в стране плохо охраняются права ее граждан и юридических лиц – она, соответственно, замедляет темпы роста, из нее начинают бежать инвестиции. Плохо и то, что никакими публикациями тут делу не поможешь: публикации могут вызвать возмущение народа (то есть читателей), однако, как мы уже показали, народ практически никак не может влиять на своих «правоохранителей».

Пожалуй, единственный шанс России устранить перекос и не рухнуть в пропасть авторитаризма – это как можно быстрее дать народу рычаги управления своими «органами государственного насилия»: а именно – сделать выборными должности начальников рай-и горотделов милиции, а также прокуроров.

Иначе «силовая вертикаль» просто съест все оставшиеся свободы в России, включая и свободный рынок.

Эта же статья, но под другим названием и несколько урезанная, опубликована сегодня на Газете.ру (2006)
__________________________________________________________


Довольно неожиданно я обнаружил, что уже поучаствовал в известном споре с Марией Певчих по поводу 90-х... еще 18 лет назад. То есть когда еще студентка Певчих писала свои курсовые работы под научным руководством Дугина. И вот - мне даже удалось это опубликовать в Газете.ру (тогда сетевую прессу еще читали, не говоря уж о том, что 18 лет назад она еще просто БЫЛА).
И можно оценить мои способности пророка в последней фразе; мда уж - как в воду глядел.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
А вы тут где-то видите принимаемые решения в экономике? Решения в экономике у нас это вот Carbon Tax, 40 миллиардов "инвестиций" в завод VW по производству батареек для электромобильчиков, лохдауны и принудительное закрытие мелких бизнесов для "борьбы с пандемией", 100 ...
Слушайте, ну эти холода, перманентные снежные бури и отсутствующее еще вчера отопление, как минимум на мне сказываются губительно. Вчера на работе был какой-то жесткий северный полюс, что с утра у меня заболело горло. сижу в теплом свитере и пью гремучую смесь из меда, имбиря и лимона. ...
Русский народ не может простить и никогда не простит предателя Макаревича. А предатель Макаревич знает об этом, очень страдает, мается и кается. Но ...
Справочные сведения по монтажу отопления частного дома под ключ. Возможен ли монтаж автономного отопления дома под ключ? Какие преимущества монтажа отопления частного дома автономного типа? Сколько стоит подобная система для загородного коттеджа площадью 150 квадратных метров? ...
Тут слушаю занимательную беседу - с теткой, которая занимается исследованием вопроса, что нам дал феминизм не на словах, а на деле. Занимательнейшие вещи всплывают. Например, что скатывание академического истеблишмента в сраное говно во многом обязано ему. Ибо тетки нынче его заполонили, ...