Гитлер для хипстеров: о языке политкорректности
ashkerov — 21.11.2010 Про политкорректность многое было сказано. И про то, что это современная форма цензуры. И про то, что то это сведение свободы "исключительно к словам". Говорили, что политкорректность даёт слово немым. Возражали, что она, напротив, ограничивает свободу слова. По мне, так политкорректность - это сведение истины к тому, что располагается "где-то посередине".То есть если речь о слове, то в политкорректном варианте, оно должно рассматриваться как проявление молчания. А если речь о цензуре, то с точки зрения политкорректности - это альтернативная свобода. Одновременно "где-то посередине" - это в самом центре резона, а значит и полицейского государства. Обыватель и есть в первую очередь резонёр, а следовательно - государственник. В таком качестве - он оплот политкорректности. Если задаться целью давать определения, получится, что политкорректность - это когда полицейское государство заменило царя в голове.
Кажется, что политкорректность состоит в избегании крайностей (сродни аристотелевскому), но подкопаешь ближе - и видно, что политкорректность в оппозиции к мышлению (со всеми его "просвещенческими" атрибутами вроде самостоятельности). Политкорректность - это превращение отсылки к авторитету из аргумента (ложного) в имманентное свойство самого рассуждения. "Авторитеты умерли, да здравствуют авторитеты!". Именно поэтому политкорректность предполагает обязательный культ цитат и ссылок.
Примечательно, что сегодня, с одной стороны, ведётся речь о русской политкорректности, а с другой - публикуются фэйк интервью Гитлера (как я понимаю, непосредственно из преисподней). Обратная сторона политкорректности - придание небезобидных качеств чему-то совершенно небезобидному. Пример: Гитлер-хипстер, очевидным образом выступающий наследником чаплинского Гитлера-цирюльника. При этом политкорректный стиль - удачный способ протащить что-либо контрабандой. Точнее сказать, при помощи политкорректноти контрабандой можно протащить всё, что угодно - и всё будет казаться милым и удобным. Это удобство - недооценённая опасность политкорректности. Страшная угроза, которая неизвестно чем обернётся впоследствии.