Гиксосские шлемы:)

топ 100 блогов wyradhe30.12.2015 Гиксосские шлемы:)

(Прошу прощения за долгие неответы - сейчас начну отдавать долги)

Subj.

Гиксосам очень не повезло у современных иллюстраторов, их практически не изображают - хотя с вассальными владениями их держава со столицей в Аварисе (XVII - сер. XVI в. до н.э.) и простиралась от земель за 3-м порогом Нила на юге до каких-то районов Южной Сирии на севере (если вообще не с языком до Евфрата от Дамаска на северо-восток. Североцентральная-то Сирия, которая от Дамаска прямо на север, в пору гиксосского аварисского царства была во всяком случае сначала сама по себе, а потом под хеттами, а потом опять сама по себе, но не под влиянием Авариса). И еще накануне войн фиванцев за изгнание гиксосов из Египта в самих же Фивах доходили до того, что официально объявляли "страной Кемт" - Египтом - лишь южную половину Египта, а северную, под-гиксосскую половину объявляли "Страной Ааму [азиатов]", и из состава "Кемта"-Египта исключали. Действовали египтяне так в первый и последний раз за всю свою историю - во все прочие эпохи священная родная земля не меняла границ в египетском восприятии, да и тут очередной фиванский царь Камос (который и начал войны за изгнание гиксосов) возмутился всем этим и заявил, что "Кемт" - он и есть Кемт в своих вечных границах, просто аварисская гиксосская династия владеет его частью, и ее следует выгнать.
Кстати, предыдущая, отвергаемая Камосом и вроде бы супер-комплиментарная к гиксосам фиванская модель, по которой под-гиксосская часть прежнего Египта вовсе и не Египет, а Страна Азиатов, - на самом деле вовсе не так уж к гиксосам благоволит, поскольку отказывает гиксосским царям Авариса в статусе законного египетского царя (который сами указанные цари Авариса настойчиво прокламировали): ведь раз их владение вовсе и не Египет, так какие же они египетские цари?
Вот еще раньше гиксосских царей в Фивах признавали именно египетскими царями - старшими носителями разделенной, по несчастью, египетской царственности. Лет через 250 после изгнания гиксосов XIX династия задним числом восстановила эту точку зрения на первых шестерых аварисских царей-гиксосов.

То, что иллюстраторы такую серьезную державу обходят вниманием, объясняется, вероятно, тем, что египетская иконография аварисских гиксосов отсутствует (не считая одной головы статуи азиата-сановника из Авариса гиксосского периода, сходной некоторыми элементами головы статуи еще одного азиата-начальника из Авариса, помещаемой на догиксосский период, и изображения на топоре изгонителя гиксосов Яхмоса I, где он показан повергающим некоего азиата-супостата - несомненно, символизирующего именно гиксосов Авариса. Подробностей оттуда не выжмешь, хотя для историка это полезные материалы, так как коннотации этих 2-3 изображений ведут в Синайско-Ханаанский ареал, а частично и уже, в его южную часть, что работает на предпочитаемую мной локализацию "исконных гиксосов", см. ниже).


При этом на тему о том, откуда гиксосская династия взялась в Аварисе, тоже нет ничего определенного. Разлет гипотез - от местных аварисских азиатов, давнишних жителей Египта (в этом случае идея о том, что они вторглись извне и что-то в Египте завоевали, отрицается), до киприотов или пришельцев-хурритов из Сирии, с доминированием тезиса о том, что аварисские гиксосы принадлежат к числу западносемитов Леванта (что тоже не мешает помянутой гипотезе о том, что они вышли из египетских азиатов, давно поселившиеся в Дельте) - разлет тоже не слабый. Я, к примеру, привожу всякие аргументы в пользу того, что гиксосы Авариса пришли туда именно как завоеватели, располагавшие накануне этого (и продолжавшие располагать после этого) доменом вне Египта, и зона, из которой они вышли, может быть сужена от западносемитского Леванта вообще до его южной полукочевой окраины - синайско-южнопалестинско-заиорданской номадической полосы, занятой преимущественно племенами "шасу"*. Это не значит, конечно, что накануне вторжения в Египет у них не было в Азии иных владений - вернее всего, были, а именно южная кромка оседло-городского Ханаана.

Таким образом, по наведению от происхождения гиксосского дома Авариса тоже мало что предположишь о внешнем виде его царей, начальников и воинов - во-первых, потому что само это происхождение спорно, во-вторых, потому что вооружение и одеяния в гиксосской державе могли сильно отклоняться от тех, что были в ходу у тех племен, из среды которых гиксосская государственность вышла и территория которых частично находилась в составе ее азиатского домена. Отклоняться под ханаанейскими, хурритскими, египетскими влияниями...

Тем не менее что-то можно предпочесть для создания себе зрительных образов и тут, - или, по меньшей мере, отсеять то, чего быть скорее всего не могло. Вот, например, гиксосы на рисунке Горелика из "Истории древнего Востока" 1988.Гиксосские шлемы:) Здесь автор посадил на гиксоса шлем (веревочный или стеганый) c луврской т.н. "сиро-каппадокийской" (т.е. с сиро-месопотамским сюжетом) печати А 861, отражающей какой-то редкий тип шлемов начала II тыс. в аморейско-аккадской Месопотамии. При этом автор убрал с этого шлема наличествующий на нем султан. На самом деле на гиксосе такому шлему делать нечего; автор, возможно, счел этот шлем обычным аморейским, а гиксосский дом - выходцами из амореев. Если второе, в принципе, и возможно, то первое неверно: это крайне редкий тип шлема, и неизвестно, аккадский или аморейский.

Гиксосы на рисунке Таллиса - Стиллмана из "Армий древнего Ближнего Востока" 1984Гиксосские шлемы:) попросту воспроизводят специфический облик хурритских сиро-митаннийских колесничих 1500-1400 гг., с их характерным высоким пластинчатым шлемом с султаном. Возможно, авторы руководились гипотезой о хурритском ядре гиксосов. Как бы то ни было, у гиксосов с этим стилем едва ли могло быть что-то общее.

Характерный именно для Палестины тип шлемов - это низкие полусферические черепники-каски. Это известно а) по изображениям из Мегиддо 1300-1150 гг., где носят либо такие шлемы, либо уж ходят с непокрытой головой и типичной синайско-ханаанейской прической; б) по обивке колесницы Тутмоса IV, где ему противостоят азиаты с двумя типами шлемов: высокие яйцевидные с султанами и низкие черепники. По памятникам Тутмоса IV он в Сирии-Палестине воевал с Митанни, хурритами Леванта и ханаанеями Леванта. Первый тип шлемов на обивке бесспорно должен репрезентировать Митанни и хурритов, на долю второго остается соотнесение прежде всего с ханаанейской традицией.

Вообще у полусферичеких шлемов-черепников на древнем Востоке судьба сложная. Они были очень популярны в Нижней Месопотамии до середины III тыс., с тех же древнейших пор и до конца применялись в Эламе, были характерны для Ханаана по меньшей мере во второй пол. II тыс. Но в Месопотамии с середины III тыс. они были вытеснены сфероконическими/коническими шлемами, в Сирии с конца III тыс. фиксируются высокие яйцевидные и сфероконические/конические, в Анатолии и Верхней Месопотамии - тоже. Лишь хетты, может быть, в дополнение к островерхим шлемам носили и черепники. А вот в Ханаане черепникам было раздолье и во II тыс., вплоть до конца эпохи Бронзы.

Так что на гиксосах хотелось бы видеть именно черепники. И что же? Нашлось и такое изображение гиксосов: вот оно,
Гиксосские шлемы:) от wargaming.net. Мне пришлось сильно повозиться, чтобы узнать автора - вот он: А.Г. Прибылов, https://sites.google.com/site/razrisovannaastenka/

Надо добавить, что авторы скорее всего зря настолько любят изображать бронированного колесничего-стрелка рядом с небронированным возничим. Такие экипажи действительно комплектовались, но обычно если панцирей не хватало - или если возничему хотели резко повысить подвижность (панцирь был тяжелый). Дело в том, что колесничий-стрелок мог и сам при необходимости править упряжкой, заменяя возничего, поэтому если уж надо было выбирать, кого из них защищать броней - то именно колесничего, тем более что у возничего был еще и щит. Но при возможности и в малых княжествах спокойно бронировали обоих.

---



*Небесполезно напомнить в связи с этим, откуда взялось само слово "гиксосы". Позднеегипетский историк Манефон сообщает, что кем конкретно были по племени азиаты, захватившие Аварис, державшие там царство и потом изгнанные фиванскими царями, - это-де египетской ученой традиции неизвестно, и она-де потому их издавна обозначает египетским выражением "владыки (=владычные)-пастухи", а можно и просто "пастухи", и это-де выражение "владыки-пастухи" звучит в греческой транскрипции как гик-сос, где гик - владыки, а сос - пастухи.
Все дело в том, что то египетское слово, которое по-гречески у Манефона пишется "сос", а реально произносилось как шас и шос и во времена Манефона действительно значило "пастух", во II тыс. произносилось примерно как "шасу" и значило вовсе не "пастух", а "племена шасу" (группа племен с главным ареалом на Синае и восточнее, а очагами появлявшихся и севернее), и был это конкретный этноним. Позднее этот этноним мог употребляться в расширенном значении и обозначать азиатов и общее направление на восток от Египта в противопоставлении азиатам и общему направлению на север от Египта: первых называли в рамках этого противопоставления "шасу", вторых - "ааму". Таким образом, если египетские ученые обозначали аварисских завоевателей-азиатов искусственным термином "владычные шасу/шас", то этим они могли выражать либо ту мысль, что эти завоеватели были из племенной общности шасу, либо ту мысль, что они были из того сектора Азии, что к востоку, а не к северу-северо-востоку от Египта - что для гиксосского времени реально даст те же самые племена шасу. Понять же этот термин как "владычные пастухи" можно было, только читая в уме второе слово на живом более позднем языке, что и делает, по своему специальному признанию, Манефон (он указывает, что "сос" значит "пастухи" именно на разговорном египетском языке, а вот "гик" значит "владыки/цари" на языке ином, древнем). Если к этому добавить, что у арабов было устойчивое предание о том, как вожди амалекитов (а амалекиты - это и есть те самые племена, которые в египетских текстах именовались "шасу"; впоследствии они были арабизированы и вместе со своими преданиями влились в среду арабов) в некие отдаленные времена на некоторое время завоевали Египет и господствовали там, пока власть вновь не перешла к местным египтянам (причем никакие другие азиаты Египет до Навуходоносора и персов по арабской исторической схеме не захватывали, это амалекитское господство в Египте - уникальный эпизод), то сказанное выше только подтвердится: ведь арабам было это предание взять неоткуда, кроме как из традиций самих амалекитов.
Специалисты до конца 19 - начала 20 века и не сомневались, что манефоновское выражение "в переводе с египетского владыки-пастухи, в греч. транскрипции по-египетски гик-сос" - это египетское выражение "хека (владетели) шасу", и что египтяне этим термином хотели сказать, что азиаты-завоеватели, державшие Аварисское царство, были из "шасу". Только в те времена думали - да и сейчас многие думают, - что "шасу" исконно было не конкретным этнонимом, а словом со значением "номады, бедуины". Это не так, но, впрочем, это мало что изменит, поскольку азиатских номадов-бедуинов, которые могли бы завоевать часть Египта, все равно придется искать разве что в ареале Синая и смежных областей на восток от Синая, а бОльшую часть этого ареала и занимали племена шасу в этнонимическом, конкретном смысле этого слова. То есть так ли, этак ли, а все равно придем к тому, что гиксосские цари Авариса - из ареала амалекитов-шасу.

Однако с исхода 19 - начала 20 веков общепринятым стало то мнение, что в тексте Манефона все напутано, - там-де приведен ошибочный перевод египетского термина "гиксос". На деле это, мол, старое египетское выражение "хека хасут" - владыки чужеземий - которым действительно именовали аварисских царей-гиксосов (но не только их) во II тыс. до н.э. Поскольку "х" в "хасут" ко временам Манефона уже переходило в "ш", это выражение на слух звучало примерно как "хека шас(ут)" - то есть примерно так же, как "хека шас(у)". И-де в тексте Манефона поэтому произошла путаница: египетская традиция именовала царей аварисских гиксосов "хека х/шас(ут)" "цари чужеземий", а в тексте Манефона это именование было перепонято как омонимичное "хека шос/шас(у)" "цари пастухи", и по второй ошибке понято как название народа, а не титулование царей. На деле же слово шасу/шас/шос к этому именованию отношения не имеет.

Идея эта совершенно умозрительная, и, по-моему, еще и вовсе невероятная, поскольку ошибки такие можно было допустить только на слух: пишутся-то по-египетски выражения "хека х>шас(ут)" "цари чужеземий" и "хека шо/ас(у)" "цари шасу / пастухи" по-разному, изменения произношения на это никак не повлияли. Что же получается, это ученое обозначение Манефон слышал только на слух, да еще в неверном толковании или без толкования вовсе? Это невероятно, да и сам Манефон прямо указывал, что составлял свою историю по письменным источникам. Вдобавок выражение "чужеземные цари" (= хекау х/шасут) Манефон применяет к гиксосским царям _наряду_ с именованием "пастухи", как некое иное обозначение: в своем царском списке он пишет о гиксосской династии Авариса, что это были "чужеземные цари" и при этом по своей этнической общине "пастухи" - то есть выражение "хекау х/шасут, цари чужеземий" он знает и применяет к гиксосским царям совершенно отдельно от определения их и их народа как "царей-пастухов".


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Премьер министр поставила задачу сократить потребление газа на 10% (очевидно совокупно - YM), и населению по этому поводу начинают выдавать рекомендации. Вот список от компании Engie и EDF, не требующие дополнительный капиталовложений (типа утепления, замены оборудования, установка ...
...
Двести лет назад коренные жители Камчатки если и добывали соболей, то только ради мяса, не замечая ценности их меха. Когда прошла пора стычек камчадалов с русскими казаками, и усмиренные народы стали подданными русского царя, наложенный на них ясак (дань) шкурками соболя вызывал у ...
      ...
Друзья, я уже признавалась вам однажды, что стоит мне чего-то захотеть, как оно сразу появляется. И появляется часто: поверьте, пожалуйста, на слово. Я уверена, что жизнь всегда дает нам то, что мы хотим. Или не всегда, но – часто. Приведу три примера, относящиеся к позапрошлой неделе. ...