Гибель транзитного государства: украинская ГТС в ожидании утилизации
andreyvadjra — 16.07.2016Нынешнее украинское руководство пытается приучить Украину жить без России. Как будто Российской Федерации нет, и никогда не было. Причём навык жизни без России Украине прививается настойчиво, последовательно и без всякой оглядки на деструктивные последствия.
С точки зрения Киева, между двумя странами идёт «гибридная война», в которой противнику любым способом необходимо нанести максимальный урон. Именно поэтому Банковая последовательно разорвала почти производственные связи Украины с Россией. В ход идут любые средства и методы борьбы. Украинская власть считает, что таким образом она наносит Москве значительный политический, финансовый и экономический урон.
Естественно, что Россия соответствующим образом реагирует на подобные действия Киева. Идя навстречу украинским пожеланиям, она поступательно выталкивает Украину из сфер своих экономических интересов. Причём выталкивает из тех сфер, в которых Киев хотел бы остаться, несмотря на свою громкую риторику о «российской агрессии». Поэтому на данный момент Россия взяла курс на окончательную ликвидацию транзитного потенциала Украины.
Дело в том, что транзит, идущий по украинской территории из Европы в Россию и обратно, традиционно является источником значительных доходов, поступающих в украинский бюджет. Это миллиарды долларов.
Однако чем больше Украина выпадала из торгово-экономической кооперации с Россией, чем дальше она удалялась в политическом плане от РФ, тем меньше в Москве её рассматривали как удобную и надёжную страну-транзитёра.
Экономика непосредственным образом зависит от политики. Право продажи своего товара на чужом рынке необходимо заслужить или завоевать. Точно так же, как и возможность быть транзитным государством. За то и другое в мире идёт непрерывная борьба, часто переходящая в военные столкновения.
Поэтому внутренний рынок России – это приз, а российский транзит – это бонус. И первое, и второе надо заслужить. Потому что это очень выгодно.
Украинское руководство, в силу привычки, рассматривает российский рынок и транзит как некие данности, которые всегда были, есть и будут. Однако это стратегическая ошибка Киева. Именно поэтому Украина сперва потеряла российских рынок, а теперь теряет российский транзит. Трафики газа, нефти и грузов из России начинают постепенно обтекать украинскую территорию.
Наиболее важным транзитом для Украины является транзит природного газа.
Во-первых, он обеспечивает функционирование украинской газотранспортной системы (ГТС), через которую снабжается газом сама Украина (хоть в аверсном, хоть в реверсном режиме).
А во-вторых, Киев сейчас на газовом транзите зарабатывает около 1,5 млрд. долл. США в год.
Поэтому для Украины очень важно, чтобы её ГТС не только бесперебойно работала, но и давала максимальную прибыль.
Пропускная способность украинской газотранспортной системы – 110 млрд куб. м в год. Однако в 2014-ом транзит российского газа в страны ЕС составил 59,4 млрд куб. м., а в 2015-ом – 67,1 млрд куб м. Понятное дело, что подобная степень использования ГТС не устраивает Киев. Он хочет больше денег.
Именно поэтому в январе 2016 года «Нафтогаз» сообщил о том, что предложил «Газпрому» провести переговоры в связи с принятием в Украине новых правил ценообразования на услуги по транспортировке газа. По информации СМИ, если средний тариф на транзит тысячи кубометров российского газа на 100 километров в 2015 году составил 2,73 доллара, то в 2016 году его размер Киев хочет увеличить до 4,9 доллара. При этом Украина решила свою новую методологию расчёта стоимости транзита увязать напрямую с объёмами прокачки и потребовать от «Газпрома» бронирования максимального объёма транзита в размере 110 млрд куб м. газа в год. В итоге, недопрокачка российского газа по украинской ГТС на уровне 60 млрд куб м. должна автоматически поднять тариф транзита до 7,91 доллара, что обяжет Россию платить за прокачку газа около 6 млрд долл. в год.
Сей блестящий план обогащения «Нафтогаз» выстроил исходя из гипотетического предположения о том, что у России нет альтернативы украинскому маршруту транспортировки газа. Считая себя чуть ли не транзитным монополистом, Киев решил максимально поднять цену за транзит, и таким образом не только хорошо заработать, но и наказать Москву.
Однако Россия полностью отвергла вышеуказанные украинские претензии, апеллируя к действующему газовому договору, а в феврале 2016 года глава «Газпрома» Алексей Миллер нанёс ответный удар, заявив о том, что проект «Северный поток-2» будет реализован до конца 2019 года. «Мы сейчас готовимся к проведению тендеров на закупку труб, в сентябре будет проведен конкурс на укладку трубы, и в начале 2018 года уже начнутся трубоукладочные работы», – сообщил он журналистам в Мюнхене.
Ну а в июне 2016 года, на экономическом форуме в Петербурге Миллер заявил о том, что уже с 2020 года транзит российского газа через Украину не будет превышать 15 млрд кубометров.
Как пояснил глава «Газпрома», «тариф на транспорт по «Северному потоку» составляет 2,1 долл. за 1 тыс. кубометров на 100 км. Газотранспортный транзитный тариф по территории Украины в настоящее время составляет 2,7 долл. на 1000 кубов на 100 км. То есть, транзит через территорию Украины на 20% дороже, чем по «Северному потоку». При этом Миллер подчеркнул, что эксплуатационные затраты по «Северному коридору», по системе магистральных газопроводов «Бованенково-Ухта», «Ухта-Торжок» значительно ниже, чем по «Центральному коридору». А поэтому «стоимость доставки газа из России в Германию по «Северному потоку» в 1,6 раза ниже, чем транзитом через территорию Украины при существующем транзитном тарифе», – резюмировал он.
Нет никакого сомнения в том, что Россия поставила перед собой стратегическую задачу в самые кратчайшие сроки закрыть свой транзит через украинскую территорию. Как заявил ещё в начале января 2015 года председатель совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков, выступая в Вене на Европейской газовой конференции, решение о перенаправлении поставок газа в Европу в обход Украины с 2019 года, было принято высшим политическим руководством России. Судя по всему, данный вопрос находится на личном контроле российского президента.
В связи с этим, 4 сентября 2015 года «Газпром» подписал с европейскими партнерами соглашение о строительстве третьей и четвертой ниток газопровода «Северный поток», которые будут переправлять в Европу 55 миллиардов кубометров газа в год. В состав нового консорциума вошли шесть участников: «Газпром», E.ON, дочерняя компания BASF Wintershall, OMV, ENGIE и Royal Dutch Shell. «Газпрому» будет принадлежать 50% акций, европейским компаниям – по 10%.
С учётом проектной мощности «Северного потока» (110 млрд. кубометров газа в год), общая пропускная способность российских ГТС, идущих в обход территорий стран-транзитёров, составит 173 миллиарда кубометров газа в год. Не сложно понять, что этого объёма вполне достаточно, чтобы отказаться от использования украинской «трубы».
Строительству «Северного потока-2» сопротивляется ряд восточноевропейских стран – Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния, Эстония, Латвия, Литва и Хорватия. Однако, несмотря на это, Германия последовательно проталкивает реализацию данного проекта. Немецкое издание Die Welt, ссылаясь на свои источники в спецслужбах ФРГ, сообщило о том, что Германия всё в большей мере использует свой политический и административный вес в ЕС для продвижения проекта газопровода. И это не случайно, ведь его реализация сделает Германию энергетическим хабом мирового масштаба на рынке европейского газа, что в значительной мере увеличит немецкие капиталы, а также финансово-экономическое и политическое влияние в Европе. В случае полной реализации проекта «Северный поток», Германия сможет поставлять газ в страны Западной, Центральной, Южной и Восточной Европы, т.к. транзит по дну Балтики стоит дешевле, чем транзит через Украину и Словакию. Для ФРГ это очень выгодно.
Именно поэтому 6 апреля 2016 года, выступая в Европарламенте на конференции, посвящённой газопроводу «Северный поток-2», глава «Нафтогаза» Андрей Коболев сообщил о том, что реализация данного проекта приведет к полному или частичному закрытию транзита российского газа в ЕС через территорию Украины. «Если «Северный поток-2» будет построен, украинский маршрут должен будет быть перекрыт, полностью или частично», – сказал Коболев.
Однако грустные рассказы о трагической судьбе Украины, в случае реализации «Северного потока-2», в Европе никого не волнуют. Там каждая страна думает лишь о своих интересах. Поэтому когда дешёвый газ пойдёт в Европу из Германии…
Полностью читать ЗДЕСЬ
|
</> |