Гетеанум: архитектурный образ Вселенной
marinagra — 12.09.2017Дорнах - тихий живописный городок близ Базеля. Ничто здесь не предвещает неожиданностей, но вдруг перед нами вырастает мощное и в то же время текуче-пластичное здание удивительных форм. Словно космический корабль внеземной цивилизации, возвышается оно над зелеными холмами. Это – Гетеанум, мировой центр антропософии.
Рудольф Штайнер. Архивное фото Отто Ритмана. 1916 год
Они ощущали себя посланцами иных миров, где властвует гармония, - последователи легендарного Рудольфа Штайнера (Rudolf Steiner, 1861 — 1925), основателя антропософии. Австрийский философ, автор множества книг и лектор (он оставил 40 томов сочинений и прочитал более 6 000 лекций), мистик и оккультист, драматург и архитектор, Рудольф Штайнер стал основоположником религиозно-мистического учения, которое он сам и его последователи называли "наукой о духе". Антропософия (от греческого "антропос" - человек и "софия" - мудрость) отделилась в 1912 году от своей предшественницы теософии. Штайнер соединил различные философские, религиозные, мистические учения Запада и Востока: христианство, европейские школы идеалистической философии, индуистскую веданту, еврейскую каббалу и многое другое.
Антропософия предлагала всеобъемлющую картину мира, начиная с происхождения Земли и жизни на ней, охватывала все аспекты истории человечества и мировой культуры, была призвана открыть каждому человеку индивидуальный путь развития и духовного самосовершенствования. "Нет развития как такового, развития вообще /…/. Сколько людей на свете есть — столько процессов развития и должно быть", - писал Штайнер. "Инструментами" развития личности были, в том числе, медитация, "духовное созерцание", занятия эвритмией (гармонизирующие движения в сочетании с музыкой и речью).
Первый Гетеанум и его строители. Архивное фото.
Штайнер был убежден, что в каждом человеке заложены способности, помогающие обрести знание о высших мирах. Для пробуждения в детях этих творческих, в первую очередь эмоциональных, способностей он создал оригинальную систему воспитания и школьного образования, которая, по имени первой основанной в 1919 году на ее принципах немецкой школы, была названа вальдорфской и распространилась впоследствии по всей Европе.
Круг интересов Штайнера был очень широк: он выдвинул идеи биодинамического сельского хозяйства и антропософской медицины, стимулирующей собственные силы организма. Основанная им в 1921 году фирма натуральной косметики "Weleda" известна во всем мире и до сих пор использует придуманный Штайнером логотип: стилизованный посох Асклепия, обвитый змеей.
Отношение к антропософии с самого начала было неоднозначным – от полного неприятия эклектичного учения и обвинений его основателя в невежестве, антинаучности и сектантстве, до восторженного преклонения. И критиков, и почитателей можно понять: яркая личность Штайнера, его одаренность, многогранность, его харизма, убежденность и красноречие действовали гипнотически. Современники говорили, что речь Штайнера звучала, как музыка и, благодаря сопереживанию, была понятна без перевода, что он излучал духовную энергию, что его тёмные глаза обладали магнетической силой. Для тех, кто попадал в его орбиту, путаное антропософское учение обретало ясность и стройность. Почитатели Штайнера следовали за ним из города в город. Антропософия быстро превратилась в общеевропейское движение, во многих странах, в том числе и в России, создавались антропософские общества.
Основоположник антропософии был, среди прочего, автором пьес-мистерий, для постановки которых Штайнер решил в 1913 году построить в швейцарском Дорнахе, близ Базеля, здание, названное "Гетеанум" (Goetheanum) в честь Иоганна Вольфганга Гете. (Штайнер высоко ценил Гете как "универсального человека", считал антропософию преемницей гетевской натурфилософии и "гетеанством 20 века".) Вскоре идея стала более масштабной: Гетеанум виделся как мировой центр антропософского движения, а само здание – как символический образ Вселенной. Автором проекта был Рудольф Штайнер, строителями – его единомышленники, основавшие в Дорнахе антропософскую колонию.
Первый Гетеанум. Архивное фото Отто Ритмана. 1921 год
Возведенное из дерева на бетонном основании двухкупольное здание Гетеанума не имело, как в живой природе, ни одного заостренного угла, гармонично соединяло разные виды искусства – архитектуру, скульптуру, настенную живопись, витраж - и каждый элемент в нем был наделен особым смыслом.
"Его формы словно вырастают из холма. Поэтому нижняя часть здания выполнена из бетона. Я попытался создать художественные формы из этого хрупкого материала, и многие почувствовали, как гармонируют они с формами скал, как природа естественно перерастает в архитектуру", – так описывал Штайнер свое творение.
Гетеанум возводился в годы Первой мировой войны, но в Дорнахе законы военного времени не имели силы. На стройке трудились бок о бок ученики и последователи Штайнера из многих европейских стран, в том числе из России: Андрей Белый и его жена, художница Ася Тургенева (двоюродная внучка И. С. Тургенева), Максимилиан Волошин с женой Маргаритой Сабашниковой. Белый не только работал над постройкой Гетеанума, но и писал туманные антропософские стихи:
Мы — вспыхнувшие, вспыхнувшие дети —
В нежданный час:
Меж нами — Он, Неузнанный и Третий:
Не бойтесь нас!
("Антропософия")
Андрей Белый и Ася Тургенева в Дорнахе, между 1914 - 16 годами
Ася Тургенева боготворила Штайнера. "Как Кёльнский собор среди города, возвышался он над людьми нашего уровня" - писала она. После разрыва с Андреем Белым Тургенева осталась в Дорнахе на всю жизнь (она умерла в 1966 году) и посвятила себя служению антропософии, ее называли «антропософской монахиней». Тургенева оставила ценные мемуары о сложных отношениях Белого со Штайнером и строительстве Гетеанума, Андрей Белый осмыслил свой антропософский опыт в "Дорнахском дневнике" (1916).
Волошина и Сабашникову Штайнер потряс с первой встречи в 1906 году. "Более поразительного и гениального лица, чем у него, я никогда не видел в жизни, а та история мира, которую он раскрыл в своем курсе, поразительна и необычайна /…/. Это грандиозный синтез точного знания с боговдохновенностью", - писал Волошин. В начале войны Волошин с трудом добрался до Дорнаха, был в Гетеануме резчиком по дереву и работал над эскизами театрального занавеса по мотивам поэзии Гете. Маргарита Сабашникова расписывала малый купол.
В сентябре 1920 года Гетеанум был открыт, а в ночь на 1 января 1923 года архитектурный шедевр Штайнера полностью сгорел, возможно, в результате умышленного поджога.
Развалины Первого Гетеаума
Пожар Гетеанума стал жестоким ударом для Штайнера и всей антропософской колонии. Однако здание было застраховано на три с лишним миллиона франков и почти сразу после катастрофы Штайнер начал проектировать новый Гетеанум. Уже через год он представил проект здания, более вместительного, чем прежнее, и выполненного целиком из железобетона. В начале 1925 года, незадолго до смерти основателя антропософии, началось строительство, завершившееся в 1928 году.
Второй Гетеанум, 1925-1928. Главный (западный) фасад.
Подобно храму, Гетеанум ориентирован на восток.
Гетеанум. Боковой (южный) фасад
Гетеанум. Боковой (южный) фасад
Когда смотришь на второй Гетеанум, на его удивительный обтекаемый силуэт, разнообразные фасады и асимметричные окна, когда улавливаешь ритм выгнутых линий и игру теней на сложных поверхностях, поневоле думаешь о том, что, предпочти Штайнер всем своим дарованиям архитектуру, история зодчества 20 века заметно обогатилась бы. Поражает естественность этой архитектуры: здание не повторяет природные формы, оно словно выращено из объемов и линий, синтезированных из естественной среды.
Гетеанум.Фойе.
Гетеанум. Южный вестибюль
Гетеанум. Южный вестибюль
Гентеанум. Западный вестибюль
Гентеанум. Западный вестибюль
Витраж большого зала (со стороны западного вестибюля)
Крупнейшие мастера архитектуры Анри ван де Велде, Фрэнк Ллойд Райт, Фрэнк Гэри высоко оценили самобытность стиля Штайнера, названного пластическо-органическим. Разумеется, на архитектуре Гетеанума лежит печать времени, в которое он создавался. Мы находим в облике здания отголоски органической архитектуры американца Фрэнка Ллойда Райта, перекличку с архитектурными фантазиям испанца Атонио Гауди, видим общее с архитектурой немецкого экспрессионизма. Тем не менее, своеобразие и уникальность Гетеанума неоспоримы.
Гетеанум. Главный (западный) вход в зал
Сердце Гетеанума: фантастически подсвеченный, подобный храму Большой зал на 1000 мест.
(фото из Википедии, в зале не разрешается фотографировать)
Большой зал в Гетеануме (фото из Википедии, в зале не разрешается фотографировать)
Для Штайнера и его единомышленников главным в проекте было символическое значение здания: второй Гетеанум, как и первый, являл собой архитектурное воплощение образа Вселенной, храм духа. И как в храме, в Гетеануме нет ничего случайного: породы дерева и другие материалы, выбранные для внутренней отделки, сюжеты витражей и росписей, формы и число резных колонн, освещение - все имеет аллегорическое обоснование, символизирует метаморфозы души и ступени развития человечества.
"Дом Бродбек", используется для занятий эвритмией. Построен по проекту Р. Штайнера, 1923 год.
"Дом Бродбек", используется для занятий эвритмией. Построен по проекту Р. Штайнера, 1923 год.
Гетеанум стоит на холме, в обрамлении чудесного умиротворяющего пейзажа. В этом оазисе тишины и покоя, кажется, время течет по-другому, цветы пахнут сильнее, краски ярче. Отсюда не хочется уходить, сюда хочется возвращаться… Что бы мы там ни говорили об антропософии, но антропософская колония – благословенный уголок, пребывание здесь действительно возвышает душу. Никакого волшебства! Просто все тут до мелочей продумано и наделено особым смыслом: мягкий холмистый рельеф, тропинки с символическими "восхождениями" и "спусками", породы деревьев,окраска и запах цветущих растений.
"Дом Дулдек". Построен по проекту Р. Штайнера, 1915 год
Ныне архив Рудольфа Штайнера.
"Дом Дулдек". Построен по проекту Р. Штайнера, 1915 год
Ныне архив Рудольфа Штайнера.
Дом Дулдек
Дом Дулдек
Дом Дулдек
Дом Дулдек
Дом Дулдек
Дом Дулдек
Вход в архив Рудольфа Штайнера
Вокруг главного здания, среди душистых лугов, на которых пасутся овцы и козы, расположились коттеджи для жилья и занятий, выстроенные по проектам Штайнера. В этих коттеджах абсолютно все выдержано в стиле пластическо–органической архитектуры, вплоть до калиток, лавочек, дверных ручек и замочных скважин. Даже такие прозаические постройки, как котельная, обрели выразительные биологические формы. И это далеко не все: в Дорнахе и в соседнем Арлесхайме за годы существования колонии было построено в том же стиле около 180 жилых коттеджей, маленьких "спутников" планеты "Гетеанум". Каждое здание, больше или малое, идеально вписывается в ландшафт.
Стекольный дом,1914 г. (слева) и котельная, 1914 - 15 гг. Оба здания построены по проектам Р. Штайнера
Котельная
В Cтекольном доме располагалась шлифовальная мастерская, ныне - естественнонаучная секция Гетеанума.
Вход в Стекольный дом
Идиллическую картину не нарушают толпы туристов. Антропософская колония избегает рекламы, но всех, кто приезжает в Гетеанум, здесь встречают приветливо. Если в этот день не проводятся заседания, с 13.30 до 14.30 для посетители могут бесплатно осмотреть Большой зал. В течение дня разрешается свободно ходить по зданию, его фойе, монументальным лестницам и извилистым коридорам. В определенные часы, указанные на сайте Гетеанума, работает небольшой музей, в котором можно увидеть модель и фотографии первого Гетеанума, а также познакомиться с еще одной ипостасью Рудольфа Штайнера: выполненной им девятиметровой скульптурной композицией из дерева "Представитель человечества". Там же – эскиз росписи купола первого Гетеанума Маргариты Сабашниковой.
Ателье и столярная мастерская
Жилок коттедж "Дом Ягера" в Дорнахе, построенный по проекту Р. Штайнера в 1921 году
для семьи умершего скульптора Жака де Ягера.
В информационном центре Гетеанума вас снабдят подробными схемами окрестностей с указанием и описанием всех примечательных построек и маршрутами осмотра. И конечно, здесь много брошюр, представляющих Гетеанум как «Свободную высшую школу духовного знания» (Freie Hochschule für Geisteswissenschaft), мировой центр антропософского движения. Не удивляйтесь, если с вами заговорят по-русски: в дорнахской колонии всегда было много выходцев из России. Кроме того, Рудольф Штайнер считал изучение мелодичного русского языка особенно благотворным для души, поэтому русский обычно преподают в вальдорфских школах. В апреле 2017 года русская речь звучала в стенах Гетеанума особенно часто: здесь отмечали 140-летие со дня рождения Максимилиана Волошина.
Калитка в Памятную рощу, где развеян прах Рудольфа Штайнера (1861-1925),
его жены Марии Яковлевны Штайнер фон Сиверс (1867-1948), его единомышленников.
В Памятной роще
Информация о Гетеануме на сайтах:
https://www.goetheanum.org
http://www.architekturpfad.ch
Опубликовано в журнале "Партнер" (Дортмунд), сентябрь 2017
Антропософский кот)
|
</> |