
Никита Михалков. Фото: РИА Новости
Никита Михалков. Фото: РИА Новости
В отличие от других больших международных фестивалей, которые
отменяются или проводятся в онлайн-режиме, Московский чувствует
себя неплохо. И финансирование стабильное. И фестиваль набирает
обороты. При ограничениях в рассадке идут показы в разных
кинотеатрах. И в разнообразных секциях много всего любопытного даже
на самый предвзятый вкус.
Однако сначала главное внимание привлек осмотрительный
президент фестиваля.
На традиционный брифинг с Никитой Михалковым пускали столь же строго, как на встречу с Путиным.
Журналисты должны были предъявить фото/скан сертификата о
прохождении вакцинации от COVID-19, либо результаты теста на
антитела, либо отрицательные результаты ПЦР-теста на коронавирус.
Подобных мер не видело ни одно мероприятие ни в Минкульте, ни в
Фонде кино.
И все-таки ковид оставил свой след на фестивале. Глава жюри,
филиппинский режиссер Брийанте Мендоса, в Москву приехать не смог —
у него обнаружили коронавирус. Мендоса смотрит кино и обсуждает его
дистанционно.
А 23 апреля внимание к киносмотру подогрел скандал. Организаторы фестиваля внезапно убрали из секции короткого метра (в показах российской программы) фильм Севы Галкина «Фанаты». 25-минутная лента основана на реальных событиях и рассказывает о скинхедах, убивавших геев. За сутки до премьеры представители фестиваля сообщили режиссеру, что показа не будет.
Судя по всему, причиной запрета картины оказалось само «место действия». Российские программы показываются в Доме кино — штаб-квартире Союза кинематографистов, руководимом Никитой Михалковым. И в этих святых стенах следует показывать кино исключительно благонравное, соответствующее традиционным ценностям
Фестиваль был вынужден снять фильм с показа и извиниться перед режиссером. В общем, как поется в «Антиформалистическом райке»: «Смотри туда, смотри сюда и выкорчевывай врага!»
А начиналось все интересно и мирно. Открыл фестиваль «Девятаев» Тимура Бекмамбетова и
Сергея Трофимова. Фильм основан на реальной истории
летчика-истребителя, Героя Советского Союза Михаила Девятаева.
В июле 1944-го Девятаев (Павел Прилучный), сбивший в
воздушном бою на 1-м Украинском фронте несколько вражеских
самолетов, оказывается подбитым, попадает в немецкий плен.
Отстреливается до последнего патрона… Приходит в себя на фашистской
авиабазе, где завербованных пленных летчиков обучает казанский друг
и однокашник Девятаева Коля Ларин (Павел Чинарев). Но Девятаев не
предаст Родину и любимый город Казань, даже несмотря на
нечеловеческий приказ № 270, объявивший всех сдавшихся в плен
изменниками Родины. Девятаев будет думать только об одном — о
побеге. Дерзкий побег с секретной нацистской базы на острове
Узедом, угон самолета с важнейшими документами об оружии,
разработку которого Третий рейх хранил в такой тайне, что даже
увидеть их непосвященным — из области фантастики. Сама эта
легендарная история просто предназначена для
экранизации.
«Девятаев» — блокбастер, ловко скроенный по голливудским
лекалам и российским законам нового времени. Бекмамбетов — умный
режиссер и профи высшего сорта. Его кино пытается соответствовать
сразу многим задачам, и многое удается.
Во-первых, героика. «Девятаев» воспевает подвиг, не впадая в
безудержный ура-патриотизм, которым преисполнено российское
«военное кино» (ни разу, к примеру, не прозвучит имя Сталина). А
ностальгические воспоминания героя о казанском первомайском параде
с красными стягами, хоровым пением в автобусе — лишь дань
времени.
Во-вторых, авторы стараются, насколько это возможно в игровом
кино, следовать реальным событиям, описанным в мемуарах летчика.
Консультантом фильма стал сын Девятаева.
В-третьих, авторы опираются в стилистике и даже в цитатах на
военную киноклассику: «Истребители» и «Два бойца» с Марком
Бернесом, «Чкалов» (в фильме есть даже знаменитый пролет под
мостом). А эмоциональным и смысловым лейтмотивом становится
задушевная песня Богословского «Любимый город может спать
спокойно».
Но это, так сказать, для пап, мам и киночиновников. А для
молодого поколения приготовлен воздушный аттракцион: сцены боев
воссозданы с помощью технологии видеоигр, виртуальной реальности и
игрового движка боевого онлайн-симулятора War Thunder. Зритель
вместе с Девятаевым оказывается в тесной кабине, и его начинает
кружить, трясти, он падает, взлетает, едва уворачивается от
пулеметных очередей. И последней виньеткой, нарядно связывающей
геройскую лирику прошлого с настоящим, становится кавер песни о
любимом городе в исполнении лидера Rammstein Линдеманна.
Судя по всему, расчет Бекмамбетова оправдается: фильм будут смотреть и на экране, и по телику.
Хотя, как это часто случается в нашем кино, сценарий с нестыковками
вызывает множество вопросов. Или, к примеру, темпоритм. История то
мчится бешеной скороговоркой, то засыпает на ходу (за исключением
самого побега — здесь умопомрачительный драйв и сопереживание). Про
Девятаева и его сподвижников по безумному полету на свободу мы
практически ничего не узнаем. Центральным конфликтом окажется
история нежных взаимоотношений «двух бойцов»: героя Девятаева и
предателя Ларина. Более чем братских. Более чем дружеских.
Любовь-ненависть-ревность. В любовном треугольнике должен быть
третий — любимый город, который «другу улыбнется», и пока вчерашние
друзья воюют, он будет ждать и «видеть сны, и зеленеть среди
весны».
Отрезавший себе путь домой Ларин готов идти на таран против
несдающегося товарища, уводящего бесценный бомбардировщик. В
какой-то момент кажется, что это битва героя с самим собой, это его
трудный выбор: уйти или вернуться. Но все это дано таким пунктиром,
что зритель волен додумывать сюжетные намеки/загадки. В синей дымке
тает и будущее героя Девятаева. Впроброс говорится, что 12 лет он
ходил на допросы… А фильм, как и положено, заканчивается
праздником, салютом Победы.
Очень хороши оба актера. И Чинарев, и особенно
Прилучный.
Говорят, для этой роли он похудел почти на 12 кг. Впрочем,
остался довольно упитанным для узника концлагеря юношей (в
реальности в момент побега Девятаев весил 36 кг). Трудно поверить,
что этот экранный крепыш не в силах потянуть на себя руль Хенкеля.
Для открытия фестиваля, некогда провозглашавшего гуманизм и дружбу
между народами, выбор военной картины — не самое очевидное решение.
Но какие времена, такие и «открытия».
…В конкурсе документального кино — захватывающий триллер о
человеке-легенде: создателе сайтов «ВКонтакте» и Telegram.
«Дуров» Родиона
Чепеля — история визионера, лидера нового поколения, попытавшегося
существовать отдельно от государства. Героя, который, как Годо, так
и не появится в кадре — только в хронике. Вымышленный и реальный,
объемный, вовсе не идеальный портрет, созданный с разных точек
зрения — ближним кругом и оппонентами. Талант? Несомненно. Но еще
бешеные амбиции, спортивный азарт, увлеченность бизнесом. И редкая
способность держать удар, с какой бы стороны он ни прилетал. И
невозможное сегодня — мощь «одного в поле воина». А еще такое
искреннее, почти детское желание увернуться от политики. Но
политика сама придет к нему в дом с обыском. У нас не может быть
отдельных от государства воинов. Это биография человека, который
обещал и действительно пытался охранять нашу приватность, но сумел
отстоять только свою.
Лариса Малюкова
|
</> |