Геенна! (конспект)
soborianelj — 21.10.2013 Предисловие:Автор не придает этому конспекту особого смысла, это всего навсего вопрос и мне интересно узнать мнение Православного народа.
В этом конспекте всего лишь изложены 2-ве точки зрения на посмертную участь человека. Одна свт. прп. Исаака Сирина, взятая из книги влд. Илариона "Духовный мир прп. Исаака Сирина, а вторая из книги протиерея Вадима Леонова " Основы православной антропологии".
После Страшного Суда часть человечества, может быть, весьма значительная будет направлена на вечные страдания с дьяволом и падшими духами.
В Священном писании это окончательное осуждение наз." второй смертью". Но оказывается не все так просто!
Обратимся к сочинениям Свт. прп. Исаака Сирина в изложении доктора философии и богословия Влд. Иллариона ( Алфеева)
Что же касается оригенистического учения об апокатастасисе, то прямой параллели между ним и учением Исаака провести нельзя.Для Оригена апокатастасис - не конец истории, а лишь переходный этап к появлению нового мира. Ориген учил, что прежде сотворения мира существовал некий другой мир, и после всеобщего восстановления, когда настоящий мир закончит свою историю, Богом будет создан новый мир, а после него еще один мир - и так до бесконечности....и Бог еще не раз воплотится, что бы взять на Себя грехи людей и искупить их.
Учение о всеобщем спасении у свт.прп. Исаака не имеет оригенистических корней, оно свободно от влияния платонических и других чуждых христианству идей. У свт. Исаака это учение основано на новозаветном благовестии о Боге, Который хочет, что бы все люди спаслись.
Для свт. Исаака спасение всех людей - прямое следствие безграничной любви Божией к человеку.
Может быть, в своем богословском поиске свт.прп. Исаак зашел дальше и заглянул туда, куда доступ человеческому разуму закрыт.
Напомним мнение Ориген по этому вопросу.
В 3-ем веке Ориген выдвинул идею апокатастасиса, поддержанную некоторыми авторами позднее.Проистекает она из своеобразного понимания некоторых мест Священного писания и попыток перенести в богословие личные субъективные представления о Божественной любви. Согласно Оригену, сила Креста Христова столь велика, что никакая злая воля не может ей противостать, даже лично дьявол. Поэтому неизбежно должно произойти всеобщее восстановление поврежденного мира, в том числе и падших духов.Другими словами, страдания и ад являются временным событием в истории мира.
Теперь собственно сам свт.прп. Исаак Сирин в изложении влд. Илариона
"....Стыдно даже помыслить такое о Боге - что бы возмездие за злые дела могло быть обретено в Нем, ибо таким образом мы приписали бы немощь этому Естеству - будто ради возмездия использует Он такой великий и трудный предмет. Даже в людях, которые живут благочестиво и праведно и у которых мысли полностью согласуются с божией волей, невероятно было бы обрести такое - тем менее в Боге: будто бы Он делал что-либо из возмездия за заранее известные Ему злые дела тех, чье естество с честью и великое любовью привел Он в бытие. Знал Он и все деяния их, и однако не иссяк для них источник Благодати Его: даже после того, как они погрязли во множестве злых дел, не отнял он Своей заботы то них даже на мгновение.
Еще худшим является мнение о том, что Бог позволяет людям грешить в земной жизни ради того, что бы вечно наказывать их после смерти. Это богохульное и извращенное представление о Боге, клевета на Бога.
Дальше- больше...
Вообщем таким образом Свт. Исаак не считает, что мы будем притерпевать мучения вечно.Идея Любви противоречит идее возмездия, и если бы мы предположили, что Бог будет вечно мучить грешников, мы пришли бы к мысли о том, что сотворение мира было неудачей и ошибкой - Бог оказался не в силах противостоять злу, которое не в Его воле......
Все отпавшие от Бога, по мысли св.Исаака, вернутся к Нему благодаря тому кратковременному мучению в геене, которое уготовано им для того, что бы они очистились в огне страдания и покаяния.Пройдя через это очищение огнем. они достигнут равноангельского состояния.Бог не упустит ни одной части.
Это наше мнение согласуется с учительством Писания. Тем не менее, геена страшна, даже если она так ограничена в своей продолжительности: кто можетвынести ее? По этой причине ангелы на небесах, радуются об одном грешнике кающемся.
Исааку было глубоко чуждо мнение, согласно которому большинство людей будет мучиться в геене огненной и лишь немногие избранники будут наслаждаться в Царствии Небесном. Он уверен, что, наоборот большинство людей окажется в Царствии Божием и лишь немногие злодеи и грешники окажутся в геене - но и те лишь на время прощения грехов."
Справедливости ради нужно сказать что есть другое мнение ( изложенное в учебнике Православной антропологии) -
" Ошибочность этой мысли свт. Отцы видят в том, что Бог не отнимает дар свободного самоопределения у разумных личностей ;к которым относятся люди и ангелы. Если некоторые разумные существа сознательно и свободно отвергли жизнь с Богом, то Бог предоставляет им возможность жить вне Себя, вне истинного блага и блаженства.
например свт. прп. Иренея Лионского:
.....Всем, соблюдающим любовь к Нему, Он дает Свое общение. Общение же с Богом есть жизнь и свет и наслаждение всеми благами, какие у Него есть. А тех которые по своему произволению отступают от Него, Он подвергает отлучению от Себя, которое сами они избрали. Разлучение с Богом есть смерть, и удаление от света есть тьма, и отчуждение от Бога ;есть лишение всех благ, какие есть у Него. Посему те которые через отступничество свое утратили все блага, находятся во всяком мучении не потому, что Бог Сам по Себе наперед подвергал их наказанию, но наказание постигает их вследствие лишения всех благ. Но блага Божии вечны и без конца, и поэтому лишение их вечно и без конца....И т.д.
В чем же будут состоять эти мучения? Поскольку для человека источником истинной радости и блаженства является Бог, то лишение радости богообщения - самая большая трагедия для него. Люди подпавшие осуждению, будут лишены этого, ибо сами сделали в своей земной жизни свободный выбор против Бога. Однако ;только этим вечные страдания не ограничены. Будут и тяжелейшие страдания, неведомые для нас. Будет там и крик отчаяния, и муки совести, и огонь неудовлетворенных страстей и многое иное, что невозможно даже представить! Это из учебника Православной антропологии."
Вот такая история!
Одни Святые считают, что Геена временное явление( некий штрафбат), другие считают что Геена на всегда( пожизненно)!
Дополнение:Свт.прп. Исаак был не единственным, кто верил во всеобщее спасение - среди его предшественников был свт. Григорий Нисский, который говорил о спасении всех людей и демонов: его учение не было осуждено ни одним Вселенским или же поместным Собором. Возможность спасения всех людей допускали также святитель Григорий Богослов и преподобный Иоанн Лествичник. Свою трактовку учения свт. Григория о всеобщем спасении предложил и преп. Максим Исповедник.
Заключение. Эсхатологические воззрения Исаака Сирина, Григория Нисского и других упомянутых Отцов Церкви относятся к числу частных богословских мнений.
PS. Участь этого конспекта оказалась не простой. Он был выужен из моей корзины, в которую я удалил свою почту. Поэтому все эти приколы с величиной шрифта и его жирностью не затея автора, а изгибы трудной судьбы этого текста. Появились новые темы: Дополнение и Заключение.:-)))
И где здесь модераторы увидели ЗЛОУМЫШЛЕНИЕ я так и не понял!