Где строят корабли, которые наводят страх на террористов
zavodfoto — 16.10.2016 Помните нашумевшую акцию возмездия в прошлом году, когда 7 октября 2015 года, в ходе военной операции России в Сирии три Малых ракетных корабля (МРК) проекта 21631 («Углич», «Град Свияжск» и «Великий Устюг»), а также ракетный корабль проекта 11661К «Дагестан» из акватории Каспийского моря обстреляли позиции запрещённой в России террористической организации «Исламское государство» ракетами морского базирования «Калибр-НК». А ещё и 20 октября, Каспийская флотилия в том же составе закрепила успех, все цели были поражены, хотя до них и было около 1 500 километров. Все эти корабли были построены на АО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького». Кроме того, именно этот завод стоит у истоков создания первых в России быстроходных судов и кораблей на воздушной подушке и с динамическими принципами поддержания. В настоящее время он входит в пятерку ведущих судостроительных предприятий России. А ещё в ноябре прошлого года он отметил свой 120 летний юбилей. За годы своей истории заводом построено более 1 500 морских и речных кораблей и судов различных классов и назначений. Так вот этот легендарный завод я и хочу показать сегодня.Предприятие расположено в городе Зеленодольск, что в Республике Татарстан, прямо на Волге, что позволяет заводу легко отправлять свои построенные корабли, практически в любую точку России, ну и дальше, экспортных контрактов у них тоже хватает. АО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького» входит в состав крупнейшего многопрофильного холдинга Республики Татарстан - АО «Холдинговая компания «Ак Барс».
2.
История возникновения завода связана с развитием судоходства на реке Волга. В конце XIX века в стране увеличивается потребность в строительстве новых заводов и мастерских по ремонту судов. В 1895 году по решению Министерства путей сообщения Казанского Округа были основаны Паратские судоремонтные мастерские. Они должны были осуществлять ремонт технического флота, а выгодное расположение при пересечении реки Волга с Московско-Казанской железной дорогой только способствовали процветанию данного предприятия. В 1907 году построены механический, котельный, кузнечный, литейный и столярный цеха, в которых работало 86 человек. К 1913 году судоремонтные мастерские стали хорошо организованным судоремонтным предприятием, имеющим возможность производить постройку судов, а также капитальный ремонт буксирных пароходов, барж и земснарядов до 100 единиц в зиму.
3.
В 1918 году после эвакуации в Паратск (ныне Зеленодольск) части Балтийского и Ижорского заводов судоремонтные мастерские преобразуются в Волжский автономный судостроительный и механический завод Морского Комиссариата. В годы гражданской войны завод являлся базой для ремонта судов Волжской флотилии: переоборудовал пароходы и баржи в военные корабли и к маю 1919 года сдал более 110 судов.
4.
В 1922 году завод получает название Красный металлист. В этот период, кроме судоремонта, он производит сельскохозяйственную технику: веялки, молотилки, мельничные постава, плуги, чугунное литье. Короче говоря - мастер на все руки. После определённой реконструкции 1925-1930 годах был взят усиленный курс на судостроение. До 1941 года завод выпускал: сухогрузные баржи грузоподъемностью 1100-2300 тонн, речные колесные буксиры мощностью от 120 до 600 л.с. в количестве 35-40 единиц в год, а также паровые машины, шпили, насосы и другие механизмы, причем всё, начиная от проектирования судов до выпуска готовых изделий, велось собственными силами. В 1934 году завод получил первый оборонный заказ на постройку новых для того времени военных кораблей - речных бронекатеров проектов 1124 и 1125, за 10 лет их было построено 154 единицы.
5.
В 1932 году постановлением ЦИК ТАССР заводу присвоено имя Алексея Максимовича Горького в честь 40-летия литературной и общественной деятельности писателя. А в списке судостроительных заводов он часто упоминается как Судостроительный завод № 340 (ССЗ № 340). В мае 2003 года государственное унитарное предприятие «Зеленодольский завод имени А. М. Горького» преобразовано в открытое акционерное общество «Зеленодольский завод имени А.М. Горького». А в 2005 году завод вошел в состав АО «Холдинговая компания «Ак Барс», в результате чего и появились новые перспективы. 21 ноября 2015 года завод отметил 120-ю годовщину со дня основания предприятия.
6.
7. Только прошли проходные, а нас уже встречает Малый бронекатер N75 «Калюжный», который участвовал в наступательных операциях Второй мировой войны. Он был построен трудящимися завода в августе 1943 года и прошёл боевой путь от Азова до Вены. Привезен сюда из порта Измаил и был установлен на территории завода в 1973 году.
8. В последние годы компания встала на путь
9. Этот цех специализируется на изготовление приварного насыщения на заказы судостроения и комплектующие детали машиностроения.
Здесь был проведён ремонт и реконструкция производственных и бытовых помещений на всех участках цеха (слесарный, токарный, электросварочный, фрезерный), произведена замена электроснабжения, освещения, водоснабжения, системы пожарной сигнализации, системы приточной и общеобменной вентиляции, а также системы отопления.
10.
11.
12.
13.
Кроме этого полностью был обновлен сварочный участок: закуплены сварочные столы с фильтровентиляционными установками и сварочное оборудование.
14.
15. По мне так всё очень классно получилось.
Производственно-техническая база АО «Зеленодольский завод им. A.M. Горького» состоит из комплекса цехов, охватывающих все виды современного судостроительного производства, позволяющих строить разнотипные корабли и суда малого и среднего класса. Постройка судов ведется прогрессивным блочным методом на закрытых стапельных местах, оборудованных мощным крановым оборудованием, спусковой наливной док-камерой с системой размораживания акватории в зимнее время. Это позволяет выполнять в любое время года независимо от погодных условий постройку, спуск судов при высокой степени технической готовности и производить швартовные испытания. На предприятии внедрены прогрессивные организационно-технические принципы поточно-позиционной постройки судов, начиная от запуска металла в производство и заканчивая сдачей построенного судна.
16. Следующий на нашем пути стал корпусообрабатывающий цех.
Наряду с судостроением здесь имеются развитые машиностроительное и металлургическое производства, оснащенные современным оборудованием, что позволяет выпускать широкую номенклатуру продукции судового машиностроения (гребные винты, шпили, лебедки, валопроводы, якоря), а также изделия для нефтегазодобывающей отрасли. А ещё с 1997 года заводом освоено производство по изготовлению крупногабаритных металлоконструкций для мостовых переходов. При этом впервые в России была применена технология изготовления металлоконструкций мостовых пролетных строений из крупногабаритных блоков массой до 120 тонн со сборкой и монтажом блоков с последующей разборкой и доставкой. Так, например, заводом были изготовлены металлоконструкции пролетных строений для моста «Миллениум» в Казани, для мостовых переходов через реку Кама, реку Вятка, железнодорожной эстакады для терминала «Аэроэкспресс» в международном аэропорту «Казань» и др.
17.
18. Машина плазменной резки «OmniMat L5000» (производство MESSER Cutting Systems, Германия), которая может резать низкоуглеродистые стали, высоколегированные сплавы, цветные металлы и титан. А кстати, о титане. Введённый в 1967 году Цех титанового литья до сих пор является одним из крупнейших в мире. Он оснащен 12-ю вакуумными печами. В цехе эксплуатируется крупнейшая в мире вакуумная печь для плавки и заливки титановых сплавов «Нева-5». Мощность титанового производства позволяет производить до 600 тонн титанового литья в год. А так масштабное металлургическое производство Зеленодольского завода позволяет изготавливать отливки сложной конфигурации весом от 30 г до 2500 кг из цветных сплавов на основе меди и алюминия, из углеродистых и легированных марок сталей.
19.
20.
21.
22. Из-за режима секретности, как вы понимаете, они сейчас много чего строят для вооруженных сил, многое показать не могу, но завод реально восхищает и конечно заслуживает моего ЗаводычЛайка!
23. Но много корабликов самых разных, я тем не менее все равно покажу, милости просим в их музей боевой и трудовой славы.
24. В левом углу внизу находится фрагмент первого Романовского моста, который находится рядом с заводом. Его открыли 11 июля 1913 года в дни празднования 300-летия дома Романовых. Между прочим, на тот момент по мощности пролётов был первый в Европе и второй после Америки.
25.
26. Один из первых пароходов игзотовленных на этом заводе.
27.
28.
29.
30.
31.
32. В годы Великой Отечественной войны из 5 тысяч рабочих и служащих 2800 человек ушли на фронт. Приняв эвакуированных из Киева и Ленинграда специалистов и оборудование, завод продолжал выпускать продукцию для фронта: бронекатера, малые противолодочные корабли, буксиры, баржи, торпедные катера, а также 76 мм. артиллерийские снаряды, пулеметы, зенитные установки, корпуса авиабомб, саперные лопаты, а также детали для аэросаней.
33. В 1943 году за успехи по выпуску боевой техники и боеприпасов завод был награжден Переходящим Красным Знаменем Государственного Комитета Обороны. А в 1966 году за заслуги в создании и производстве новой техники завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
34. В 1949 году на заводе (впервые в стране) внедряется поточно-позиционный метод постройки судов, что дало возможность резко увеличить мощности производства и ежегодно сдавать флоту по 25 - 35 кораблей.
За годы своей истории заводом построено свыше 1500 морских и речных кораблей и судов, в том числе около 600 военных. Среди них малые противолодочные корабли проектов 122б, 201, 201М, 204, корабли связи и вспомогательного флота типа «Звук», десантные штурмовые катера на воздушной подушке «Скат», плавсредства для танков, большая серия противолодочных кораблей «Альбатрос», а также сторожевые корабли для ВМС Германии, Кубы, Югославии, Алжира, Ливии. В начале 80-х годов сдан флоту первый в мире опытный противолодочный корабль пр. 1141 на подводных крыльях «Сокол», а в 90-х построены два ракетных корабля пр. 1239 на воздушной подушке «Бора» и «Самум», не имевшие на тот период аналогов в мире. Наряду с боевыми кораблями завод построил большое количество гражданских судов, это: грузовые теплоходы «Колхозница» - 22 единицы, буксиры - толкачи - 34, рыбодобывающие суда пр.1375 - 10, рыбодобывающие суда пр.1361 - 37, океанские транспортные рефрижераторы проекта 1351 - 4.
35.
36.
37.
38.
39. «Зеленодольский завод им. А.М. Горького» стоит и у истоков создания первых в мире и уникальных в своем роде быстроходных судов и кораблей с динамическими принципами поддержания, например, «Метеоров». С 1961 года сданы более 300 единиц таких скоростных пассажирских теплоходов на подводных крыльях, которые эксплуатируются на реках России и за рубежом.
40. Помню у нас в Перми ходили такие, а у Вас?
41. Но были и другие времена, в шальные 90-е завод выживал и даже производил вот такие модели.
42.
43. Макет завода. Да, размеры не маленькие.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
Среди крупнейших проектов, реализованных заводом за последние годы - строительство ракетных кораблей проекта 11661: флагмана Каспийской флотилии корабля «Татарстан» и усовершенствованного корабля данного проекта «Дагестан»; поставленных на экспорт для ВМС Вьетнама двух фрегатов «Гепард 3.9». В настоящее время строится серия из пяти единиц многоцелевых малых ракетных кораблей класса «река-море» проекта 21631, а также серия противодиверсионных катеров проекта 21980 «Грачонок».
52.
53.
Любое правильное предприятие претендующие на лидерство помимо производственных и финансовых побед просто обязано думать о человеке, создавая благоприятные и комфортные условия как его труду, так и досугу. В этом «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» однозначно тоже преуспел. Одним из таких интересных социальных проектов, который развивается благодаря заводу является Яхт-клуб «Дельфин», в котором занимаются дети парусным спортом и моделированием, причём абсолютно бесплатно.
54.
4 июля 2016 года Яхт-клубу уже исполнилось пять лет. За это время была построена благоустроенная береговая база (5 корпусов, эллинг, оборудованный трехуровневый пирс со специальным покрытием, многофункциональная спортивная площадка, волейбольная площадка для пляжного волейбола и другие строения).
55.
На данный момент в клубе занимаются более ста воспитанников в возрасте от 8 до 17 лет, причём из них только 20 % это дети работников завода. Тут рады всем, было бы желание. А у тех, кто серьёзно занимается и результаты есть. Всего за пять лет в соревнованиях разного уровня ребята завоевали: 107 золотых медалей, 122 серебряных и 94 бронзовых медалей. 4 воспитанника вошли в состав Сборной команды Республики Татарстан, ещё 50 имеют различные спортивные разряды.
56.
57.
58.
59.
Что касается собственно рабочего инструмента, то это: швертботы различного класса (31 шт.), яхта «Нева-2», тренерский катер «Фаворит»-450 с прицепом (2 шт), резиновая лодка с мотором для инструкторов (2 шт.), 2 каяка, 1 байдарка двухместная и 1 катамаран двойка сплавной. Причём этот флот периодически пополняется.
60.
61.
62.
63. Большое спасибо АО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького» за тёплый приём, а Министерству промышленности и торговли Республики Татарстан и «Республиканское Агентство по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» за организацию моей поездки!
Вся наша история Татарстан промышленный:
Р. S. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятие есть, что показать - "Как это делается и почему именно так!", мы всегда рады принять участие. Не стесняйтесь, пишите нам сами [email protected] и расскажите о себе, пригласив нас к ВАМ в гости. Берите пример с лидеров!
Уже более 200 организаций открыли перед нами свои двери, а вот и наши репортажи оттуда:
Почему наша промышленность самая лучшая в мире: http://zavodfoto.livejournal.com/4701859.html
ZAVODFOTO - Шагает по стране! - ЭНЕРГЕТИКА РОССИИ: http://zavodfoto.livejournal.com/2133307.html
«Пермский край - Нам есть, чем гордиться!»:
|
</> |