Где кончается отдых, и начинается деградация?
miumau — 28.01.2016 Выгоревшие трудоголики обычно рвутся поскорее снова работать. Не только, потому что они думают, что работа без них жить не может. Но и потому, что они сами без работы не очень-то могут. Они так привыкли. Им говорят: "Отдохни!", а они говорят: "Ну я отдохнул же уже! Целую неделю!" А в некоторых ситуациях неделя вообще ничего не меняет - когда человека разрушали годами. Тут может понадобиться месяц, а может и три. А вдруг - год? А некоторым нужно отдохнуть три года. Ну да, три года в полном бездействии - это совсем уж экстремальный случай. Но вот три года лечений - облучений, операций, химиотерапии - если например заболел раком - запросто. И в это время, между лечениями, надо, конечно, как-то понемножку жить. Но именно что - понемножку. Особенно не разгонишься, и работать тут практически невозможно. Разве что совсем немного, между делом. Потому что не только лечения сами по себе тяжелые, но и человек выгоревший, и у него нет энергии ни на что.А потом такие люди начинают потихоньку восстанавливаться, и 80% из них начинают делать классическую ошибку. Только им немного лучше стало - как они опять на полную катушку пашут! Но т.к. неприкосновенные запасы сил еще мало пополнены, они за каждый такой рывок немедленно (или очень скоро) расплачиваются новым падением. И тогда приходится учиться работать равномерно и регулярно - но не так много. И меру знать...
А есть другие люди - у них все наоборот. Они, добравшись до точки большого сопротивления, все бросают. У них вылетают пробки, и включается самозащита. И они говорят: "Да гори оно все синим пламенем - мне слишком тяжело. я устал". И перестают что-то делать. Им здоровье важнее, и нужен отдых. И все понимают - если так сильно устал, что все уже не в радость - ну да, надо отдохнуть. И они отдыхают. Ну вроде все уже не так драматично, и третий год уж идет, как они ничего не делают. А они все твердят, что здоровье дороже и таких жертв не стоит. каких жертв? На последней работе уработался? Ну так нельзя ли попробовать работать хотя бы немножко? На полставки? Не в полную силу? неужели все стало так плохо, что прямо совсем уж пальцем пошевелить нельзя?
***
Кстати: тут ведь еще замкнутый круг имеется. С одной стороны мы наблюдаем такой эффект, что выгоревшему и уставшему человеку ничего не хочется. А когда он немного отдохнул, ему снова начинает хотеться работать. У меня фантазии о работе появляются через 4-5 дней недеяния. И иногда я так болею, что работать все равно не получается. Но я по крайней мере делаю попытки! а между попытками строю планы, раздумываю, что я когда делать буду, когда поправлюсь. Некоторые проекты у меня к моменту очередного выздоровления так расписаны, что остается только наброситься и сделать. А эти планы - это же тоже была деятельность. Это я, хотя бы кусочками, сидела и продумывала, и записывала, как бы что сделать конкретно - как только силы появятся.
И когда уже немного этих сил появилось, бросаешься и делаешь. а когда я долго болела, я работаю, как голодная - как будто мне что-то вернули, что долго не давали. Иногда нету сил сразу прямо много часов подряд пахать. Но работа меня всю занимает, я ею горю, жду каждой следующей возможности сделать следующий кусочек.
Но так получается не всегда!
Все знают подлую динамику депрессии. Что если в один какой-то день (или отрезок времени) совсем ничего не делать - то что-то там внутри нас решает, что нам силы ни на что и не нужны. И тогда на следующий день нам "выдают" гораздо меньше сил. Там, в нашем энергетическом хозяйстве, выдают по запросам. Потому и говорят, что даже при тяжелой депрессии нужно любой ценой выползать гулять, как-то шевелиться и что-то делать. Потому что иначе силы исчезнут - потому что их не использовали и не запрашивали. И в этом отчасти риск такого длинного отдыхания. Потом поток энергии может сильно уменьшиться, и его может начать по-настоящему не хватать на хорошую активную жизнь.
***
Так вот - где граница? Когда еще нужно отдыхать, потому что тело еще не набрало достаточно запасов? А где пора шевелиться - чтобы не застыть навсегда?
Сколько можно провисеть, прогулять и проотдыхать, чтобы потом еще без проблем можно было вернуться в рабочую жизнь и к обычным бытовым рутинам? Год? Два?
Я знаю многих, кто спокойно уехал потусоваться на год в какую-нибудь Индию, потом вернулся ко всем делам, и все опять поднял, и активно живет и работает. И других знаю - кто три года поболтался без конкретного дела, вот так "отдыхая", и потом опять включился в жизнь.
А знаю таких, кто через три месяца бросился возвращаться, и еле как снова вклинился в старое русло. Хотя усталость его объективно отпустила. Люди сами говорили: "Я почувствовал, что разгильдяйство меня так поглощает, что я скоро из него не смогу выбраться". Таких, кто "отдыхал" лет 7 или 10, или того больше, а потом как-то еще активно начал работать - не знаю совсем.
И не знаю, как отличить: человек еще устал и ему еще лечиться надо, или он уже начал погружаться в трясину безделия, потому что слишком увлекся отдыханием?
А у вас есть какие-то отличительные признаки, для себя, или в отношении других людей, когда становится ясно, что человек уже "заигрался" и "завис", когда пора уже активно действовать?
|
</> |