Где и как снимали фильм «В поисках капитана Гранта»?
amarok_man — 17.07.2025

Вышедший в 1986 году, 7-серийный приключенческий фильм
Станислава Говорухина «В поисках капитана Гранта», основанный на
романе Жюля Верна, до сих пор вызывает интерес. Эта картина, снятая
в живописных уголках Крыма, Одессы, Болгарии и Батуми, представляла
собой новаторский проект для своего времени, полный спецэффектов и
смелых режиссерских решений
Фильм умело переплетает две сюжетные линии. Первая погружает
зрителя в жизнь великого писателя Жюля Верна, рассказывая о
процессе создания и публикации его знаменитого романа «Дети
капитана Гранта». Вторая же линия буквально оживляет страницы
романа, показывая приключения героев так, как они постепенно
рождались в воображении Верна

В основе сюжета романа лежит история лорда Гленарвана и его
жены Элен, которые во время свадебного путешествия на яхте «Дункан»
обнаруживают в пойманной акуле бутылку с посланием. Внутри
находятся полуразложившиеся от воды записки на трех языках с
просьбой о помощи от капитана Гранта, чье английское судно
потерпело крушение. Узнав о находке, к лорду приезжают дети
капитана.

Когда становится понятным, что британское правительство
отказывается организовать поиски, лорд Гленарван принимает смелое
решение: он сам отправляется на поиски прославленного героя
Шотландии. Единственной зацепкой становится точное знание широты
крушения — 37-я параллель, в то время как долгота остается
загадкой. В попытке отыскать капитана, отважные шотландцы пускаются
в кругосветное путешествие.
Где же снимали фильм?

Решение Говорухина снимать летние сцены в окрестностях
болгарского городка Белоградчик часто подвергалось критике. Многие
считали, что подобную натуру можно было найти и в СССР. Однако
кадры, снятые в Болгарии, производят впечатление своей красотой.
Природа «шестнадцатой республикой» стала идеальной декорацией для
приключений главных героев в Патагонии. Важным аргументом в защиту
выбора локации является и то, что фильм был задуман как совместный
советско-болгарский проект с общим бюджетом, что подразумевало
съемки в обеих странах.
«Ну, это фильм-путешествие. А Болгария чрезвычайно интересная
в природном плане страна. Здесь есть уникальные природные явления.
Вот мы будем выбирать самые интересные и здесь, и в Советском
Союзе», – говорил Станислав Говорухин

Правда, съемки фильма в Болгарии принесли режиссеру
неожиданные сложности. Актриса Тамара Акулова, исполнявшая роль
леди Элен Гленарван, столкнулась с запретом на выезд из страны
из-за того, что ее сестра вышла замуж за немца. Из-за этого
пришлось использовать дублера для съемок в Болгарии, а крупные
планы с Акуловой доснимали позднее в Крыму. Режиссер вспоминал:
«Ну, никак мне не верилось, что в Болгарию не пустят кинозвезду. Ее
не пустили, и мы снимали без нее, с дублершей. Потом уже в разных
местах в субтропиках в Крыму мы доснимали сцены из Болгарии, с уже
крупными планами Акуловой. Можете себе представить? Такого, я
думаю, в кинематографе никогда не было».
В Болгарии также снимали деревню дикарей-людоедов Новой
Зеландии. Эти декорации строились на протяжении трех месяцев. «Все,
что связано с гонками на лошадях, со всякими сценами со стрельбой –
это все Болгария», – рассказывал Говорухин.

Необычным фактом стало то, что зимние сцены фильма снимались в
Крыму. Так, эпизод с лавиной был отснят на горе Ай-Петри,
возвышающейся над Алупкой. Для создания эффекта «снежного потока»
на склоне установили массивный деревянный щит, закрепленный
канатами. За ним аккумулировали огромные объемы снега, а затем,
перерезав крепления, спустили снежную массу вниз по склону

Сцена была крайне рискованной и требовала точности: все должно
было получиться с первого дубля. Поблизости находились
горноспасатели на случай чрезвычайной ситуации. Основная задача
заключалась в том, чтобы правильно рассчитать объем снега и не
подвергнуть актеров угрозе. Создатели опирались на собственный
альпинистский опыт, ведь в команде было немало энтузиастов. Сами
актеры, похоже, до конца не понимали, насколько это опасно, и
страха перед лавиной не испытывали. «Это самые трудные были съемки,
потому что пурга, мороз, зима, ветер», – вспоминал Говорухин.
Один из самых драматичных моментов романа – когда Роберта
Гранта уносит кондор – был реализован в павильонах киностудии с
помощью комбинированных съемок.

Однако по задумке создателей планировался совершенно иной
подход. Идея заключалась в том, чтобы соорудить крупную модель
кондора с движущимися крыльями и подвесить ее к кабинке канатной
дороги на горе Ай-Петри. Таким образом хотели запечатлеть полет
хищной птицы. Для съемок даже подобрали каскадера небольшого роста,
который должен был изображать жертву, вырывающуюся из лап
механического монстра. Однако, когда руководство канатной дороги
узнало о таком замысле, оно пришло в ужас и категорически запретило
воплощать этот трюк

Помимо горных ландшафтов Крыма, часть съемок проходила и на
море, а точнее в проливе между скалами Адаларами и Шаляпина. Роль
яхты «Дункан» исполнило деревянное финское трехмачтовое судно
«Кодор», которое бороздило южное побережье полуострова. Любопытно,
что еще во время съемок на знаменитую яхту приезжали посмотреть
многие знаменитости. Например, известный журналист и путешественник
Юрий Сенкевич
https://tv-week.am/gde-i-kak-snimali-film-v-poiskah-kapitana-granta/