Гайдпарк и жертвы парадокса

топ 100 блогов Сообщество "Религия и вера"15.02.2011

Замечательная штука - жизнь. В ней всегда и для всего находится место. И для подвига, и для ошибки, и для торжества и для разочарований. Казалось бы, живи и радуйся. Все дороги открыты, все во имя человека и все для его блага. Да, казалось бы. Но впечатление это - обманчиво. Причем за примерами далеко ходить не надо.

Вот, к примеру, опрос, опубликованный на Гайдпарке:"Является ли атеизм верованием?". Все честь по чести составлено и оформлено. Опрос появился не на пустом месте, а после множества попыток найти ответ на него в целом ряде предшествующих ему споров. Есть, как это и положено, и перечень с вариантами ответов. Вот только, как на мой взгляд, далеко не полный перечень, в котором нет самого главного и актуального варианта ответа. Отсюда - и эта моя коротенькая заметка.  Потому как более чем 1500 мнений, высказанных в опросе, просто так со счетов не спишешь и без аргументов - не отметешь.

Замечательная книга - Библия, начинается с того, что дает читающему ее человеку достаточно полное и детальное описание того, суть чего ему враждебна при любых обстоятельствах. Знают об этом все: и верующие и неверующие. Еще бы. Обстоятельно описанная в Библии картина грехопадения Адама и Евы для всех уже давно стала притчей во языцех... Впрочем, не будем говорить о том, как толкуют эту Библейскую сцену церковники и атеисты. Лучше рассмотрим так, как есть на самом деле. Только в таком случае Библия сможет помочь нам разобраться с любым спорным вопросом. В том числе - и с вопросом: "Является ли атеизм верованием?" 

Итак, первые главы Библии недвусмысленно говорят о том, что изначально мир был идеален и в нем не было места для парадоксов. Парадоксы появились позже, одновременно с грехопадением человека. Собственно говоря, грехопадение само по себе и есть описание появления парадоксов в дотоле совершенном мире, что стало возможным в тот же миг, как Адам утратил до того доступную ему способность давать безошибочные имена всему сущему. Все остальное стало следствием этого события. Ставший вечно ошибающимся Адам легко принял изгнание от того, кого посчитал богом (это после потери своего дара-то). Дальнейшая же жизнь Адама и его потомков - сплошные мытарства, как это показывает Ветхий Завет. 

В этом сюжете для сейчас нас, пожалуй, главным является демонстрация враждебности и неприемлемости такого явления как парадокс, для человека. Предупреждение достаточно отчетливо, а посему, вне зависиомти от того, верит или не верит кто словам Библии, любому было бы интересно проверить его на конкрентом примере.

"Является ли атеизм верованием?" - содержит или не содержит этот вопрос в себе парадокс?  О парадоксах нам известно то, что в их основе всегда и везде находится одно и то же - два взаимоисключающих утверждения, фактора, составленных в одну конструкцию. Исходя из того, что вера отрицает атеизм, а атеизм - веру, вывод о парадоксальности предложенного к рассмотрению вопроса более чем очевиден. То есть, перед нами - парадокс, явление, о негативном влиянии кторого на человека предупреждает Библия. И парадокс - вполне откровенный, известный как парадокс Рассела или "Каталог всех нормальных каталогов". Суть вопроса об атеистичности веры или верованиях атеизма точно такова, как и суть вопроса о каталоге, обязанном перечислять все каталоги и в равной степени не упоминать о себе.  

Да, но права ли Библия в своем предостережении? Проверить это легко. В данном конкретном случае - по влиянию парадокса на тех, кого он сумел привлечь.

Очевидно, что атеисты и верующие дают разные ответы. Атеисты не желают признавать то, что вера в безверие составляет основу их мировоззрения. Ведь в этом случае они становятся причастны к самому понятию "вера", что опровергает саму суть их убеждений. В неменее сложном положении находятся и верующие. По их мнению безверие невозможно как явление. Ведь они же - верят. Значит иначе нельзя. 

Спор между атеистами и верующими по сути поднятого вопроса вполне может продолжаться годами. Единого ответа - не будет. Почему? Да потому, что появление одного мнения в данном вопросе означало бы... уничтожение парадокса, завуалированного под этот вопрос. А кто из спорящих может оказаться способен уничтожить их привлекший парадокс, если и те, и другие - служат ему с одинаковым рвением? И это - вполне очевидно. Атеисты все меньше обращаются к критике веры, как явления. Верующие забывают о неприемлемости безверия. Всех целиком и полностю поглащает новая проблема: а то ли то, что не может быть этим, или не то? Н-да... Парадокс, как "черная дыра" втягивает на свою орбиту все без разбора. Втягивает и не выпускает, используя время и силы увлеченных им... на поддержание своего существования. Этакий муравьиный лев, имеющий наглость относиться к людям как к подножному корму.

Хорошая книга - Библия. Актуальные проблемы, поднятые в Ветхом Завете, находят свое разрешение в Новом Завете. Парадокс - враг людям. Но что делать, как быть в случаях, когда сталкиваешься с ним? Иисус Христос, Сын Божий, своим примером учит тому, что достойно человека в ситуациях, когда столкновение с парадоксом неизбежно. Оказывается, выход прост, крайне прост. Христос говорит о том, что Бог - Триедин. Фактически, это определяет возможность человека отказаться от парадокса, насколько бы сильно он не привлекал его. Ведь парадокс - дуален, составлен из двух взаимоисключающих начал. Но он -не Бог, и не имеет права использовать человека. Ведь Бог - Триедин, то есть, представлен тремя началами. Значит - Бог и парадокс совсем не одно и то же. 

Дальше - еще проще. Отказаться от парадокса просто, если попытаться представить его в триедином виде. В виде, учитывающем три непротиворечивых начала, а не два взаимоисключающих. И даже в том случае, если попытки сделать это раз за разом остаются бесплодными, даже в этом случае Христос дает пример выхода. Достаточно просто сказать "Отойди от меня", как это сделал Он.

Да, человек имеет право принимать или не принимать слова Библии на веру. наверное, нет ничего плохого и в том, что человеку допустимо сомневаться в Боге. Наверное можно, раз уж это происходит. Но... Люди, которым так много сказано и так много показано, как им уповать на свое здравомыслие, если даже в том, что они оспаривают без устали, даже в этом имеется указание на причины такого их поведения и на методы преодоления этих проблем. И какая теперь разница между теми, кто с гордостью говорит о своем безверии и теми, кто говорит не менее гордо о своей вере, какая разница между ними, если и те, и другие - в равной степени теряют себя, отдавая свои силы и время тому, что бесполезно - парадоксу?

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
:) via ...
Максим Калашников МУРЛО «ВЕТХОГО ЧЕЛОВЕКА» Продолжим наше исследование относительно того, почему нынешняя РФ не может ответить на вызов тотальной роботизации и почему сталинская модель экономики не сумела обеспечить первенство страны в прорывных новациях ( ...
Побывав недавно в очередном небольшом путешествии, я чуть было не остался без части денег благодаря находчивым местным кибермошенникам. Слава богу, всё обошлось, но ведь никто из нас не застрахован от подобного монетарного произвола. Тем более, что прогресс в этой сфере деятельности ...
Помните Просто Вову - который не родной, а двоюродный внук не так давно умершего писателя Бориса Васильева, но всех задолбал своим родством? Видимо, ник «Просто Вова» означает, что Вова вовсе не прост, а практически Просто Принц. Просто Вова с детства жил на Кутузовском проспекте и пос ...
Николай Неврёв. "Торг. Сцена из крепостного быта". 1866 г. Один помещик продает  другому  крепостную девку. Вальяжно показывает покупателю пять пальцев — пять сотен рублей. 500 рублей -  средняя цена русского крепостного в первой половине 19 в.  Продавец девки ...