
Гарем. Библейские многоженцы

Богопослушный Авраам имел двух (или трех) жен, из которых полноправной считалась только одна, а другие являлись наложницами. Две жены и две наложницы были у праотца Иакова, и две — у Моисея. Жены соперничали между собой, и, дабы соблюсти справедливость, были созданы законы о том, как следует распределять имущество мужчины между детьми, рожденными от разных матерей.

Закон защищал также права нелюбимой жены перед более счастливой соперницей и преимущества первородного сына, и ктуба— документ, который подписывают на иудейской церемонии бракосочетания в наше время, напоминает о временах, когда у мужа было несколько жен. Строгие еврейские мудрецы, с чрезвычайной серьезностью относящиеся к ктубе и запрещающие находиться с женой без нее «даже мгновение», выступали как самые ярые защитники прав женщины, которую можно было взять замуж лишь при условии ее полного согласия, а развестись — вовсе без оного. И ктуба, жестко обозначающая сумму, которую должен выплатить муж жене при разводе, а попечители — вдове в древние времена — вдовам) после его смерти, создавала экономическую основу существования женщин в новой самостоятельной жизни. Она же гарантировала старшей, обладающей огромным «стажем», весьма немолодой и имеющей мало шансов устроить свою жизнь жене определенную обеспеченность. Основная сумма выплат считалась по тем временам весьма солидной. Она составляла 200 зузов динаров), тогда как в популярной еврейской песне «Хад гадья», упоминается о козлике, которого купили всего за два зуза.
Полигамия была узаконена, и все же примеры патриархов свидетельствуют о том, что вторую жену брали, если у первой долго не было детей, а идеалом семьи, по-видимому, в те древние времена считалась моногамная. Об этом можно судить уже потому, что первому человеку Адаму Бог дал только одну жену, Ной, второй праотец всего человеческого рода и его сыновья также состояли в моногамных браках, а первым двоеженцем, обладателем Циллы и Ады стал Ламех, потомок убийцы — Каина.
Библия полна сюжетов, описывающих проблемы, возникающие в полигамных семьях и приводившие иногда к трагическим последствиям: когда муж любил одну жену и пренебрегал другой, жены ревновали друг к другу, а их дети враждовали между собой. Решение Сары дать свою служанку красавицу — египтянку Агарь Аврааму в наложницы привело к раздору и изгнанию последней. Две жены Исава были в тягость Исааку и Ревекке. Сводные братья Иосифа вначале хотели убить его, а затем продали в рабство. Сын Давида Авессалом убивает своего сводного брата Амнона за то, что тот обесчестил свою сводную сестру Фамарь, и так далее. Существует даже толкование современной войны между арабами и израильтянами как некое логическое продолжение вражды между праматерями этих народов — Сарой (евреи) и Агарью (арабы).
Ссора между Сарой и Агарью была типична для полигамной семьи, где отношения между бездетной женой и плодовитой служанкой, которую предпочитал муж, складывались почти всегда сложно.
Но все же существование обычая, по которому сын, рожденный от наложницы, признавался законным, был выходом для жены, которая не могла дать наследника. В этом случае несчастную отправляли домой, и предусмотрительные отцы, чтобы избавить дочь от столь печальной участи, давали ей на всякий случай) служанку, которая могла бы родить вместо госпожи. Мудрые жены, дабы избежать конфликтов, усыновляли этого ребенка, но решение самой привести к мужу соперницу, видимо, давалось не просто. И это учитывалось законом, по которому муж мог войти к наложнице только с разрешения главной жены. Рождение ребенка наложницей давало ей определенные права, но поле битвы чаще оставалось за главной женой. Ибо многие мужчины, не желая вмешиваться в семейные склоки, поступали подобно Аврааму, сказавшему Саре: «Служанка твоя в твоих руках — делай с нею, что хочешь».

Меня вы можете читать так же в одноклассниках, фейсбуке, в контакте, в инстаграме.
Моя официальная страница в Одноклассниках.
Мой канал на Дзене
Подписывайтесь на наши каналы на ютюбе: Это мой, а это мужа.

Поделитесь ссылкой:
|
</> |
