«Гамлет.eXistenZ» (игра в одном действии по пьесе В. Шекспира). Камерный театр
pink_mathilda — 22.09.2019 Я давно заметила, что хорошо у меня выходят лишь отзывы о постановках, которые не понравились. А вот про спектакли, вызвавшие восторг, писать тяжелее всего. То ли оттого, что этот восторг не хочется раскладывать по полочкам, разбираясь детально в его причинах, а хочется сохранить его в себе целиком как можно дольше. То ли из боязни просто не донести свои эмоции до конечного результата в виде написанного текста.Но — надо.
К классике и уж тем более к Шекспиру мы все относимся очень по-разному. Один мой хороший френд буквально на прошлой неделе назвал "Гамлета" нудной и скучной пьесой с банальным и глуповатым сюжетом (это цитата). Возможно, не стоило этого писать сейчас в посте про спектакль, но меня зацепило. Да ладно? Шесть трупов на сцене плюс три в уме; ни одного выжившего героя из главных; скандалы, интриги, расследования — да любой современный бразильский сериал нервно курит в сторонке, а уж 400 лет назад это была бомба.
Кстати, кто помнит прекраснейшее "To be or not to be? — Not to be!" в устах Шварценеггера? ;-)
А ведь мы, простые зрители, в своей серой массе перестаём не просто любить, а банально воспринимать и даже читать классику. И постановка Петра Шерешевского, как мне кажется, способна в корне изменить мнение о "Гамлете" как о "скучной и нудной пьесе", каковой бы она кому-то ни казалась.
Ещё одно лирическое отступление перед тем, как.
Я сразу после спектакля, просто в качестве впечатления, выложила фото сценического трупа Полония. В комментарии тут же подтянулся совершенно незнакомый дяденька, утверждающий, что «...только классические постановки классических произведений... то, что является необходимым человеку для того, чтобы таковым оставаться» и «за постановки типа "я так вижу" с использованием классических названий в коммерческих целях, я бы еще и штрафовал нещадно». (ц)
Ну, собственно, я хочу
А всем остальным...
...добро пожаловать в игру!
Дадада, именно в виртуальную ролевую игру. С самого начала вы, надев бахилы, оказываетесь в лаборатории, где всё уже готово: и оборудование для подключения игроков к виртуальной реальности, и технический персонал.
Игроков выбирают из зрительного зала. Ведущая поднимает с мест зрителей, задавая им вопросы. "Чем вы занимаетесь?" "Вы пришли сюда один?" Оценивает реакцию людей и ответы. Сопоставляет варианты, подбирая возможные пары. Кому-то говорит "Вы не подходите". Из зала тянутся руки желающих.
Наконец, игроки выбраны. Это дама постбальзаковского возраста, уверенный в себе мужчина и молодая пара. Кажется, последних выбрали оттого, что молодой человек на вопрос "Чем вы занимаетесь?" ответил "Я пишу стихи". Между ответами обычных зрителей и спрятанных в зале актёров нет никакой разницы, и с самого начала возникает ощущение, что игроки — обычные люди, такие же, как мы все.
В игре два вида персонажей. Это сами игроки — Гамлет, Клавдий, Гертруда и Офелия, которые (как мы сначала думаем) принимают самостоятельные решения в зависимости от обстоятельств, и так называемые техники, являющиеся составной частью этих обстоятельств. Собственно, в любой компьютерной ролевой игре эти техники называются NPC, Non-Player Character — это персонажи, управляемые не игроком. В компьютерных играх поведение таких персонажей задаётся программно. NPC служат важным средством создания игровой атмосферы, мотивируют игроков совершать те или иные действия и являются основным источником информации об игровом мире и сюжете игры. Здесь, в нашей игре NPC — все остальные, кроме четверых игроков. Они возникают и исчезают по мере прохождения игроком своей роли, а мы в зависимости от действия легко догадываемся, что вот сейчас в исполнении Виктора Гахова перед нами Розенкранц, а спустя некоторое время он уже Полоний.
Как любые NPC в не до конца отлаженной игре, они здесь могут и зависнуть, когда что-то происходит не по сценарию.
Видно, как игроки не сразу входят в назначенные игрой образы. Гамлет в начале всё время спит; Офелия пытается его расшевелить — кажется, ей хочется побыстрее доиграть и уйти отсюда. Клавдий, оказавшись в игре, недоверчиво смотрит на Гертруду, спрашивая с удивлением "Я тебя люблю?"
Но постепенно игра захватывает их целиком.
И в какой-то момент становится понятно, что это не люди играют в игру, а игра — в людей.
И вот тут обнаруживается самое интересное. Вы, возможно, прочитав всё написанное выше, подумали, что текст пьесы переписан до неузнаваемости, и это всё — слишком вольная интерпретация на тему истории Гамлета. Но нет! Всё действие происходит чётко по Шекспиру, изменения минимальны, лишь некоторые фрагменты повторяются, звучат снова, акцентируя наше внимание.
Вот Клавдий из зрительного зала наблюдает над тем, как Гамлет заставляет плясать Полония.
Вот Гамлет сравнивает себя с флейтой, обвиняя окружающих в попытке играть на нём самом.
Мне порой кажется, что эту пьесу можно играть не просто в любых декорациях и любом времени, хоть в прошлом, хоть в будушем, но и вообще без них, настолько она гениальна.
Не хотелось бы спойлерить на тему интересных моментов спектакля, их великое множество. Упомяну, пожалуй, лишь шикарную находку в виде проходящей сквозь спектакль фразы «На брачный стол пойдет пирог поминный!» ...и реального пирога.
В начале NPC прокручивают в настоящих мясорубках самую настоящую печень, и вот уже Клавдий стоит с её следами на руках и лице, совершив своё преступление. Офелия стойко, без слёз, крошит лук под наставления Полония, а персонажи спектакля "Мышеловка" весьма красочно показаны заезжими актёрами именно с помощью деталей тех самых мясорубок.
...к финальной сцене горячий пирог оказывается на столе.
Тут вспоминается недавно виденная в этом же театре "Чайка", где шинковка капусты символизировала творческий процесс героев. Здесь же с пирогом аллегорий намного больше, и они гораздо более жёсткие, как, собственно, и продиктовано самой пьесой Шекспира.
Покажу ещё немного фото.
Медицинский одноразовый комбинезон из спанбонда при помощи ножниц и скотча превращается на Офелии в весьма женственное платье.
Клавдий, добившийся всего, о чем мечтал.
Труп Офелии:
Клавдий обещает выпить за победу Гамлета в поединке:
Игроки, чьи персонажи умирают в конце игры, постепенно отключаются от "аппаратуры".
Что хочу сказать в итоге. Постановка невероятная, захватывает с первых же минут и смотрится на одном дыхании. У режиссёра очень богатые и неожиданные выразительные приёмы, которые при этом гармоничны в выбранном контексте, в выбранном месте действия пьесы. Захотелось опять перечитать "Гамлета", уже сквозь призму увиденного.
Весь альбом с моими фото спектакля можно посмотреть по этой ссылке.
Ходите в театр!
|
</> |