Гагарин и Самара
honzales — 12.04.2021 Ровно 60 лет назад Ю.А. Гагарин открыл человечеству дорогу в космос.Для самарцев эта дата тем более близка, поскольку очень многое связывает наш город с полётом первого космонавта Земли - на куйбышевском заводе "Прогресс" была построена ракета, выведшая на околоземную орбиту космический корабль "Восток" с первым космонавтом, в нашем городе Юрий Алексеевич Гагарин отдыхал перед полётом и сюда же он вернулся вскоре после своего триумфального приземления для отдыха и доклада членам Государственной комиссии.
К началу 1961 года космическая гонка между СССР и США вышла на финишную прямую - и одна, и другая страны активно готовились к запуску в космос космического корабля с первым человеком на борту, при этом внимательно следя всеми доступными способами, включая разведку, за успехами противника в космической гонке, и о полёте Гагарина американцы узнали даже раньше, чем подавляющее большинство советских граждан, еще до его приземления.
На фото - один из кадров телекартинки Юрия Гагарина, которую Соединенные Штаты перехватили и обработали в начале его полета.
Основываясь на этих фотографиях и перехваченных передачах разговоров между космонавтом и наземными диспетчерами, правительство США знало - еще до того, как приземлился Гагарин, - что Советы успешно отправили человека в космос.
(с) Агенство Национальной Безопасности
Но вернемся из 1961 года на несколько лет назад, к тому времени, когда Самара (тогда - Куйбышев) подключилась к грандиозному советскому проекту освоения космоса.
2 января 1958 года появилось закрытое постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР № 2-1 «Об организации серийного производства изделия 8К71 на Государственном авиационном заводе № 1 имени И.В. Сталина Куйбышевского Совета народного хозяйства».
В том же документе говорилось о производстве двигателей для этой ракеты на заводе № 24
В том же году проект возглавил и один из самых знаменитых самарцев - Дмитрий Ильич Козлов.
01.04.1958 г. – Приказом начальника 7-го управления Государственного комитета по оборонной технике № 8с ведущий конструктор ракеты
Р-7 Д.И. Козлов был назначен заместителем главного конструктора и ответственным представителем ОКБ-1 на авиационном заводе № 1.
В Самаре немало объектов, история которых прямо или косвенно тесно связана с развитием отечественной космической отрасли.
Пожалуй, самый знаменитый из них - так назывваемый «Козловский дом».
Строительство жилого комплекса на проспекте Ленина, 1 начали по приказу Дмитрия Ильича Козлова, который в дальнейшем и сам вошел в число его жильцов.
Здесь же жили сотрудники ЦСКБ, а также соратники и помощники легендарного конструктора.
Знаменитый "козловский дом" , фото 1988 г.:
Впрочем, до строительства "козловского дома" в начале 1960-х было еще далеко, а вот ракету-носитель для первого клсмического полёта с человеком на борту построили именно у нас в Куйбышеве, на заводе №1 ("Прогресс").
Для полета человека в космос по заказу Королёва в Подлипки из Куйбышева отправили ракету 8К71 с серийным номером Л-16, но не одну, а с «приданым».
Вслед за ней в январе 1961 года на завод № 88 выехала большая, около тридцати человек, группа работников ведущих цехов завода № 1.
Целая делегация сотрудников куйбышевского завода помогала готовить гагаринскую ракету к полёту - впрочем, тогда об этом никто из кукйбышевцев даже не догадывался, хотя все прекрасно понимали, что ракета готовится для какого-то очень важного и чрезвычайно секретного события.
Гагарин в числе других космонавтов первого отряда, готовившихся к космическому полёту, попал в Куйбышев, будучи еще никому не известным старшим лейтенантом, еще до своего триуфального полёта:
16-17 марта 1961 года, Юрий Гагарин отдыхал на 7-й просеке в военном санатории «Волга» в составе группы из шести первых пилотов-космонавтов (Павел Попович, Валерий Быковский, Григорий Нелюбов, Андриян Николаев и Герман Титов).
Старт корабля «Восток» с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту был произведён 12 апреля 1961 года в 09:07 по московскому времени (06:07 UTC) с космодрома Байконур.
Позывной Гагарина был «Кедр».
Начальником стартовой команды («стреляющим») во время запуска был инженер-подполковник ракетных войск (впоследствии генерал-майор) А. С. Кириллов — он отдавал команды по этапам пуска ракеты и контролировал их выполнение, наблюдая ракету в перископ из командного бункера.
Его дублёром у второго перископа был Л. А. Воскресенский — заместитель главного конструктора С. П. Королёва по испытаниям.
На орбите Гагарин сообщал о своих ощущениях, состоянии корабля и наблюдениях. Он в иллюминатор наблюдал Землю с её облачностью, горами, лесами, реками, морями, видел небо и Солнце, другие звёзды во время полёта в тени Земли. Ему нравился вид Земли из космоса, так, он, в частности, записал на бортовой магнитофон такие слова:
"Наблюдаю облака над Землёй, мелкие кучевые, и тени от них.
Красиво, красота!…
Внимание. Вижу горизонт Земли.
Очень такой красивый ореол. Сначала радуга от самой поверхности Земли и вниз. Такая радуга переходит. Очень красиво!"
"Восток" должен был приземлиться вблизи села Пестравка Куйбышевской области (прогнозируемый район приземления располагался полосой (200 км на 800 км) по линии Ростов-Куйбышев-Пермь).
Заранее было известно и место, где состоится послеполётное обследование космонавта и его отчёт о полёте на заседании Государственной комиссии. Таким местом стал дачный комплекс Куйбышевского обкома КПСС в Куйбышеве, на Первой дачной просеке.
В течение трёх лет, пока в Куйбышеве шло освоение производства ракетно-космической техники, сложилось тесное взаимодействие между руководством отрасли и местными органами власти, командованием военного округа, руководителями и специалистами предприятий.
Всё это и предопределило выбор Куйбышева для послеполётных мероприятий первых пилотируемых космических стартов.
Перед полётом поисково-спасательные группы рассредоточили во всех крупных городах Поволжья от Горького до Волгограда.
Штаб поисково-спасательного отряда также находился в Куйбышеве, на аэродроме Кряж.
Выполнив один оборот вокруг Земли, в 10:55:34 на 108-й минуте корабль «Восток-1» завершил полёт и начал снижение к Земле.
На высоте 7 км в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно (по такой же схеме происходила посадка и остальных пяти кораблей из серии «Восток»).
Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Сталинграда, а в Саратовской области, неподалёку от Энгельса в районе сёл Смеловка и Подгорное.
У спускаемого аппарата космического корабля «Восток», на котором совершил свой полет Ю.А. Гагарин.
Слева направо: Л.А. Воскресенский – заместитель С.П. Королёва, председатель Саратовского облисполкома Данилов, конструктор ракетно-космической техники Д.И. Козлов, второй секретарь Куйбышевского обкома КПСС Буров.
Фото сделано 12 апреля 1961 года, примерно через час после посадки Ю.А. Гагарина.
После доклада Гагарин и группа сопровождающих лиц сели в самолёт Ил-14, прибывший с куйбышевского аэродрома «Кряж», и полетели в г. Куйбышев.
Ю.А. Гагарин на борту Ил-14 по пути в Куйбышев:
Ю.А. Гагарин выходит из самолета на заводском аэродроме в Куйбышеве. 12 апреля 1961 года:
... вечером 12 апреля Гагарин на самолете Ил-14 прибыл на наш заводской аэродром, откуда его увезли на дачу обкома КПСС.
Ю.А.Гагарин в форме майора авиации на даче обкома КПСС Куйбышевской области 12-14 апреля 1961 г. Фото Д. Брянова. Из фондов СОИКМ им. П.В. Алабина
Гагарина и других гостей разместили в небольшом доме на берегу Волги в гостиничном комплексе Куйбышевского обкома КПСС на Первой дачной просеке.
Территория тщательно охранялась, здесь присутствовали только первые лица руководства города и области.
После медосмотра Гагарин вместе со всеми пообедал и немного отдохнул.
Вечером прибыли члены Государственной комиссии во главе с председателем Госкомитета Совета Министров СССР по оборонной технике К. Н. Рудневым: С. П. Королёв, М.В. Келдыш и другие.
Вместе с ними прибыли и космонавты, присутствовавшие на старте.
Там он прошел полное медицинское обследование, ответил на вопросы медиков и конструкторов, а потом отправился на отдых.
12-13 апреля Ю.А. Гагарин проходил послеполётную реабилитацию на даче обкома КПСС Куйбышевской области, которая стала своеобразной резиденцией для будущих космонавтов.
Гагарин гулял, проходил послеполётные медицинские обследования, играл в бильярд.
Ю.А. Гагарин играет в бильярд на даче обкома КПСС в Куйбышеве. 12-13 апреля 1961 года. Фото Д. Брянова. Из фондов СОИКМ.
Фото Ю.А. Гагарина, сделанное после его полета, с автографом первому секретарю Куйбышевского обкома КПСС А.С. Мурысеву. Куйбышев. 14 апреля 1961 года. Из фондов СОИКМ.
На Волге только что сошёл лёд, и для Гагарина организовали прогулку по реке. На небольшом катере переехали на правый берег, разожгли костёр. Была скромная закуска, минеральная вода и водка.
На обратном пути Гагарину доверили управлять катером, в шутку отметив, что "катер – не ракета".
Во время поездки за Волгу. Слева направо - Ю.А. Гагарин, Н.П. Каманин, А.С. Мурысев, И.Г. Павловский.
Встречал датировку этой фотографии 13 апреля 1961 г., но это явно не так - на гагаринском кителе погоны подполковника, это звание было досрочно присвоено Юрию Алексеевичу в июне 1962 г., а в ноябре 1963 г. он стал полковником.
Так что, вероятно, фотография была сделана в 1962 или 63 году, но никак не 13 апреля 1961г.
14 апреля, перед самым вылетом в Москву, Гагарин по предложению Литвинова побывал в сборочном цехе завода и поблагодарил ракетостроителей за отличный труд.
Память о первом космонавте Земли увековечена и в г. Самаре. Его фамилией названо бывшее Черновское шоссе (ныне улица Юрия Гагарина).
Мозаичная стела "Покорителям космоса" на ул. Гагарина:
Когда-то она была рельефной, и барельеф космонавта на ней вполне мог отождествляться с Гагариным - но затем стала просто мозаичной абстракцией на тему космоса...
В 1976 г., в ознаменование 15-летия со дня первого полёта человека в космос новому парку культуры и отдыха также было присвоено имя Ю.А. Гагарина.
Гагарин и после своего единственного полёта неоднократно бывал в нашем городе, встречая своих коллег-космонавтов после их полётов.
Поскольку в советское время непосредственное участие предприятий нашего города в космических программах было строго секретным и не только не афишировалось, но и тщательно скрывалось и легендировалось, о космосе в Куйбышеве напоминали лишь названия улицы и парка, да, пожалуй, вот этот монумент на городской набережной с мужиком, забрасывающим в космос спутник ПС-1:
Однако многие куйбышевцы, лично так или иначе причастные к работам на секретные космические проекты, как, например. мой родной дядька, работавший на мехзаводе слесарем-лекальщиком 5 разряда и полжизни проведший в командировках на Байконуре, где намеками, а где иносказательно намекали на свою причастность к космосу и страшно этим гордились.
26 декабря 1993 года в составе второго пускового участка Самарского метрополитена в городе была открыта станция метро «Гагаринская»:
Станция интересна не только огромным мозаичным панно, но и стилизованными под первую ступень "семерки" светильниками, которые, впрочем, давным-давно уже не работают, но будучи включенными, создавали иллюзию работы ракетных двигателей:
И только в последнее время Самара смогла воздать должное своему героическому прошлому, установив, например, вот этот уникальный памятник - самую настоящую ракету-носитель "Союз" (Р-7А) у музея "Самара космическая" на пр. Ленина:
Источники:
Звездный путь «Прогресса»/Б.В. Беляков; Самара: Изд-во СамНЦ РАН, – 2014, 388 с.: илл.
ИНТЕРНЕТ-ВЫСТАВКА "САМАРА КОСМИЧЕСКАЯ" (ПО ДОКУМЕНТАМ СОГАСПИ)
ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ (к годовщине первого полёта человека в космос 12 апреля 1961 г. и 85-летию со дня рождения первого космонавта планеты Земля Ю. А. Гагарина)
Сорок часов до триумфа
|
</> |