Френдлентой навеяно

Света Горюн отметила
интересную особенность голландского воспитания.
Давным-давно, когда я жила здесь еще совсем мало, сразу после
курсов голландского языка меня отправили в женскую рабочую школу.
Когда-то такие школы открыли специально для женщин, не имеющих
возможность найти работу в силу обстоятельств. Например,
забеременели еще в школе и не смогли получить диплом. Или
рассчитывали, что будут всю жизнь домохозяйками, и не получили
специальность, а муж объелся груш. Благодаря росту иммиграции в эти
группы стали допускать женщин с высшим образованием из
развивающихся стран, чтобы обеспечить их хоть какой-то корочкой. Их
отставание в языке компенсировалось более высокой обучаемостью.
Проще говоря, со справочниками и словарями работать умели и текстов
длиннее половины страницы не пугались. Забегая вперед, скажу, что
госы только они и сдали.
Обучение было сугубо практическим, никаких расширяющих кругозор
знаний не давалось, только то, что конкретно может понадобиться:
дебет и кредит, Microsoft Office, печатание вслепую, написание
официальных писем, деловой английский, страхование, чем отличаются
акции от облигаций и т.п. Зато учащиеся допускались к госэкзаменам,
после которых можно было получить настоящие дипломы.
Раз в неделю проводились групповые занятия с психологом. На одном
из занятий нам предлагалось рассказать, какое образование было
принято в семье и как мы получили свое, по каким критериям его
выбрали. В группе были две русские женщины, одна средних лет,
другая лет на десять старше меня, закончившие пединститут, но в
школе никогда не работавшие, потому что считали это ужасной
работой. К величайшему удивлению психолога и соучениц, которые не
могли понять, зачем им это понадобилось. Мол, бывает такое, что
учеба не нравится, но в таком случае ее бросают и учатся чему-то
другому, или идут работать, а иначе какой смысл. Очень смеялись на
объяснение, что это вопрос статуса, а не профессии, мол,
работодателю пофиг, где ты учился, все равно придется все
забыть и учить все заново.
В конце занятия психолог спросила, какое образование мы бы хотели
дать своим детям. Мы, т.е. женщины из Восточной Европы, Африки,
Азии, которые получили образование, но не смогли его применить,
ответили в общих чертах то же самое. А именно постараемся дать
возможность его получить, но не в коем случае не будем давить и
дадим выбрать, какое именно. Голландки, не закончившие школу, а
также черные женщины из гетто сказали, что образование у детей
должно быть, не можешь - научим, не хочешь - заставим. Так что дело
скорее не в стране, а в ощущении, что что бы они ни выбрали, они не
пропадут. Толерантность в гетто не растет, если плывешь по течению,
в хорошее место уж точно не выплывешь, барахтаться надо.
|
</> |