Фраумюнстер


Остался у меня один должок с январской поездки, я не рассказала про посещение Фраумюнстер.
Фраумюнстер — одна из трёх наиболее прославленных церквей
Цюриха.
Как часть женского монастыря, относящегося к Бенедиктинскому
ордену, собор был выстроен в 9 веке. В 16-м веке аббатство было
закрыто, еще через 300 лет монастырское здание было разрушено, от
всего монастыря осталась площадь Мюнстерхоф, да церковь, по сей
день действующая.

После реформации церковь использовалась и для католических, и для протестантских богослужений, а одно время здесь даже проводились православные службы. Без единого хозяина храм медленно, но верно ветшал, так что реконструкция в 1960 году пришлась очень кстати.

В соборе вновь появился орган, самый большой в кантоне, в котором более пяти с половиной тысяч труб.

Поперечный неф Фраумюнстера украшает витраж работы Августо
Джакометти, созданный им в 40-х годах 20 века. Это масштабная
работа, изображающая бога Отца и Сына, восемь пророков, четырёх
евангелистов и десять ангелов.

В данном случае прославленная фамилия относится к художнику и родному дяде всемирно известного скульптора Альберто Джакометти.
Но, пожалуй, главное сокровище Фраумюнстера — витражи хора и южного нефа работы Марка Шагала, созданные им в рамках проекта по реставрации собора в 70-х годах прошлого века.

Решение взяться за работу над окнами собора далось художнику нелегко. Во-первых, в то время Шагалу было уже за восемьдесят, а во-вторых, габариты окон метр на десять заставляли призадуматься.

У меня на фото только 3 витража южного нефа, витражи хора совсем
не получились, начало февраля — не лучшее время для подобных
съемок.
Сегодня росписи на ветхозаветные и евангельские сюжеты в
стрельчатых окнах Фраумюнстера считаются шедеврами мировой
культуры. Каждая из них выполнена в своей гамме: предположительно,
Шагал использовал цветовой символизм сине-зелёных оттенков для
обозначения Земли и жёлто-красных — для Небес. В сети нашла
более-менее крупные фрагменты этих витражей.



Протестантские церкви очень скупо оформлены внутри, в них нет ни икон, ни скульптурных изображений. Правда, в первой половине XX века появились фрески работы Пауля Бодмера с изображениями святых покровителей города и истории монастыря.
А над фресками расположился шестой витраж Шагала, круглое окно-розетка с семью стилизованными лепестками, по одному на каждый день Творения. Оно появилось через 8 лет после первых пяти, в это время художнику шёл девяносто первый год.

Уже дома, прочитав путеводитель по собору, выданный мне в кассе, я узнала, что съемка там запрещена, даже на телефон. Хорошо, что я узнала это пост-фактум.