Французская магия в ностальгической обложке. За что мы полюбили «Амели»

топ 100 блогов picturehistory12.02.2024 Французская магия в ностальгической обложке. За что мы полюбили «Амели»

Впервые мир увидел картину французского режиссера Жан-Пьера Жене в апреле 2001 года. Магическая музыка, узнаваемый визуальный стиль и нежная история о преодолении одиночества стали ее визитной карточкой и причиной, по которой зрители вновь и вновь пересматривают фильм. Вспоминаем, за что мы полюбили «Амели».


«Амели» собрана из деталей и историй, коллекционируемых режиссером

Французская магия в ностальгической обложке. За что мы полюбили «Амели»

Маленькие житейские радости — то, из чего строится мир одинокой Амели. Непростое детство, безразличие отца и смерть матери не помешали ей стать беспечным романтиком, яркой и изобретательной девушкой, по сто раз смотрящей любимые старые фильмы, пускающей «блинчики» по парижским каналам и обожающей засовывать руку в мешок с фасолью.

Искренность, с которой Жан-Пьер Жене подошел к созданию картины, поражает. Многие детали, странноватые хобби героев появились в сценарии прямиком из жизни. Привычки Амели стали продолжением увлечений режиссера (да, он тоже любит пускать «блинчики» и смотреть старое кино). Большинство милых (и не очень) историй Жене старательно собирал на протяжении многих лет. Прочитав газету, увидев телевизионный репортаж, подсмотрев за своими родителями, он выписывал интересные новости, события и привычки в свой дневник. Впоследствии некоторые записи перекочевали и на экран.

Например, отец Жене любил дотошно выстраивать обувь в ряд и начищать ее — той же особенностью он наделил отца Амели. От матери режиссера маме героини досталось стойкое желание навести порядок в сумочке. Снимки путешествующих садовых гномов, благодаря которым свою мечту воплощает отец девушки, тоже реальны — такой флэшмоб запустил австралиец, присылавший своему другу фотографии из разных уголков планеты с украденным из его сада гномом. Идея с коллекцией снимков Нино, персонажа Матье Кассовица, развилась из увлечений друга Жене.

Практически каждая необычная деталь фильма так или иначе связана с «коробкой воспоминаний» режиссера, в которую он то и дело заглядывал в поисках новой краски для создания портрета Амели. Зритель чувствует эту искренность и влюбляется в нежно сотканное из нитей памяти полотно.


Вдохновенный образ Одри Тоту

Французская магия в ностальгической обложке. За что мы полюбили «Амели»

В центре композиции находится образ Амели, воплощенный актрисой Одри Тоту — эта роль сделала ее звездой. Внутренний и окружающий ее миры были выстроены в детстве: отец не уделял девочке должного внимания, но раз в месяц проводил для нее обязательные медицинские осмотры, она не училась в школе, из-за чего ей приходилось заниматься дома с истеричной матерью. Реально существующих друзей не было — ее лишили даже любимой рыбки, остались только вымышленные, с которыми она играла так, как научили родители, ибо мира вне дома не видела.

В поведении уже повзрослевшей Амели, загнанной отцом и матерью в прочные рамки, проявляются признаки расстройства аутистического спектра. Ей привычнее находиться внутри себя, не заводить дружеских и любовных знакомств (хотя попытки она все же совершает), впадать в ступор при внезапной встрече, жить в собственном мире, управлять которым могут странные и навязчивые идеи.

Вероятно, корни магии «Амели» растут именно отсюда — после неудачных поисков друзей (реальных, воображаемых, рыбки, в конце концов) она обращается напрямую к зрителю. Благодаря этому необычному приему Жене удается провести нас за руку во вселенную фантазий, ключ от которой есть только у Амели. Ощутить сказочность повествования помогают визуальные решения режиссера, но велика и заслуга Одри Тоту. Ее пылкий, разрушающий «четвертую стену» взгляд в камеру убедительно приглашает каждого зрителя к приключению в причудливой реальности героини.

«В каждой из женщин, которых я играла, есть что-то от меня — мечтательность, независимость, стремление не упиваться страданиями, а самой решать свои проблемы», — описывает свою фильмографию Тоту, и, кажется, нащупать это амплуа ей помогла именно Амели.


Визуальный рай

Французская магия в ностальгической обложке. За что мы полюбили «Амели»

Визуальный стиль «Амели» не спутать ни с каким другим фильмом. Художественное видение Жан-Пьера Жене формировалось под влиянием картин Кубрика и Леоне, а первый опыт в кино он получил в анимации и сюрреалистичных лентах совместно с режиссером Марком Каро («Деликатесы», «Город потерянных детей»), что сильно отразилось на его будущих работах.

В «Амели» доминируют зеленые и красные цвета, изредка разбавленные вкраплениями желтого и синего. Повсеместные контрастные сочетания этих цветов не характерны для реального мира, но именно они создают пространство фантазий чудаковатой Амели. Антонимичные зеленый и красный здесь повсюду: в декорациях, реквизите, одежде. Благодаря цветам Жене выделяет локации: островки спокойствия (например, квартира «Стеклянного человека» или магазинчик Колиньона) выполнены в зеленых тонах, а места обитания странноватых персонажей — самой Амели и ее возлюбленного Нино — наполнены красным цветом.

Французская магия в ностальгической обложке. За что мы полюбили «Амели»

По словам Жене, каждый из используемых цветов олицетворяет определенные чувства и эмоции героев. При создании «Амели» он вдохновлялся работами бразильского художника Хуареса Мачадо, в чьем творчестве превалируют как раз красный (цвет любви и страсти), зеленый (цвет спокойствия) и синий (цвет печали). Прямо как цвета персонажей-эмоций в пиксаровском шедевре «Головоломка».

Антонимичность мира Амели с миром реальным подчеркивается и операторскими решениями Брюно Дельбоннеля. Его ленты легко узнаются по цветокоррекции: болотно-зеленый «Гарри Поттер и Принц-полукровка», мрачные тона в фильмах Тима Бертона («Мрачные тени», Дом странных детей мисс Перегрин») и серые у братьев Коэнов («Внутри Льюина Дэвиса» и «Трагедия Макбета»). В «Амели» активно используются наезды камеры и крупные планы, заставляющие вспомнить о работах Терри Гиллиама и формирующие сюрреалистическое ощущение картины. Статичная камера используется в сценах столкновения Амели с реальным миром, когда она избегает общения и зрительного контакта с другими людьми, а динамичная, напротив, помогает путешествовать по закоулкам ее фантазии.

И необычные сочетания цветов, и операторские решения Дельбоннеля, и композиция кадра, намеренно подчеркивающая незначительные детали окружения, — многочисленные визуальные находки работают на создание особого настроения, буйства эмоциональных красок, за которым мы раз за разом и обращаемся к «Амели».


Идеализированный Париж

Французская магия в ностальгической обложке. За что мы полюбили «Амели»

В борьбе за звание самого романтического города в кино с Парижем не может соперничать ни один другой. Разве можно пройти мимо небольшой лавки со свежими багетами или уличного художника, запечатляющего момент? Многие образы столицы Франции, созданные в кино, далеки от реальности, но фильм Жене и не пытается копировать эту реальность, а со всех ног бежит от нее.

Значительная часть действия «Амели» разворачивается в районе Монмартр, который уже более двадцати лет остается местом притяжения поклонников картины. Для съемок улицы французской столицы очищались от граффити и дополнялись баннерами и афишами в присущих фильму тонах. Кафе «Две мельницы», любимая овощная лавка Амели, маленький кинотеатр, где героиня ломала «четвертую стену», и даже ранее ненавистная горожанам Базилика Сакре-Кер — все эти достопримечательности Монмартра сегодня считаются неотъемлемой частью туристической карты Парижа.

И пусть магический образ большого города обманчив — на то он и магический, зрители вновь и вновь с головой погружаются в «Амели», чтобы путешествовать по идеализированной Франции, не выходя из дома.


Волшебная музыка Яна Тирсена

Французская магия в ностальгической обложке. За что мы полюбили «Амели»

Немаловажную роль в создании волшебной атмосферы «Амели» играет музыка французского композитора-мультиинструменталиста Яна Тирсена. В поисках неповторимых звучаний к своему фильму Жене случайно услышал по радио мелодии Тирсена и сразу решил пригласить начинающего композитора к работе над «Амели».

Ян придерживается экспериментального и минималистического стиля — как раз это и было нужно режиссеру. Для ленты он написал всего несколько новых композиций: три вариации одной пьесы (La valse d’Amelie) и еще два трека. Остальная музыка, использованная в фильме, была создана для ранних альбомов. В мелодиях Тирсена французский фолк смешивается с современным звучанием акустических и электронных инструментов: к примеру, в отдельных сценах зрители могут услышать аккордеон, мандолину, фортепиано, сэмплер и драм-машину.

Контрастирующая с ярким визуальным стилем, подчеркнуто минималистичная и игривая музыка Тирсена создает ностальгическую атмосферу, которая позволяет даже нефранцузскому зрителю почувствовать то, что чувствовал Антуан Эго, вернувшийся в пасторальную Францию благодаря рататую от крысенка Реми в одноименном мультфильме Pixar.

Отсюда

См.также:

От неё теряли голову Ален Делон и Марчелло Мастроянни: 7 самых ярких романов французской кинодивы Катрин Денев

Почему звезда серии фильмов об Анжелике вынуждена была продавать личные вещи: Мишель Мерсье

Самая обаятельная и привлекательная ведьма. 6 лучших ролей Евы Грин

От неё отказался родной отец, ее ненавидел Трумен Капоте, но обожал весь мир: Виражи судьбы великолепной Одри Хепбёрн

Как Роже Вадим женился на Бардо, Денёв и Фонде — и все они пришли его хоронить


Французская магия в ностальгической обложке. За что мы полюбили «Амели» В Телеграм!

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Копирую из жж-мыла, ибо коммент был скрыт и моментально удален. Да простит меня анонимный комментатор skolkovu_net за вынесение этого коммента на свет бложий. Ответ был таким:   Проблема гораздо серьезнее. Судите сами: 1. Проектирование и   ...
Российские военные провели в Сирии испытания не имеющего аналогов в мире боевого лазерного комплекса «Пересвет». Сообщая сегодня об этом, издание Avia.pro подчеркивает что для нашей армии уже стало доброй традицией испытывать новейшее оружие на террористах. Во время испытательного ...
Капитал существовал всегда в истории человеческой цивилизации. А вот капитализм изменил с его помощью мир необычайно сильно и быстро. Принципиальная разница между капитализмом и временем до него в том, что капитализм капитализировал труд, а не социальный статус. До капитализма ...
Сегодня дошел слух, что МСЭКи уже не принимают новые направления для определения стойкой утраты нетрудоспособности (инвалидности). Правда или нет не знаю, слышал из одного источника. Мотивация - мол нас после НГ ликвидируют и хорошо бы разобраться хотя бы с теми что уже есть... ...
Ну, вот и — слава Богу закончилась инаугурация. По мне так это действие более символическое и показательное, чем просто вступление в должность. Но раз требуется, значит надо. Я бы, ...