Французы грабили, русские пьянствовали
valerongrach — 03.11.2020Читаю переписку двух милых дам первой половины XIX века в книге «Грибоедовская Москва в письмах М.А. Волковой к В.И. Ланской». Там попадается прекрасное:
Письмо.
«Высокое Клинского уезда, 26 августа 1813 г., Мария Аполлоновна Волкова - Варваре Ивановне Ланской, в Петербург .
Все забываю сказать тебе, что барон Винцингероде здесь пользуется очень плохой репутацией, не то что в ваших краях. Знаешь ли, что, пока французы были в Москве, он стоял со своим отрядом в Клину и его окрестностях; он и адъютант его Нарышкин и кн. Сергей Волконский были постоянно пьяны.
Втроем они опростали все погреба в околотке, наш лишь один уцелел, потому что находился в стороне. несколько помещиков Клинского уезда, хотя и оставались в своих имениях, но не смогли уберечь от этих господ своего вина. Я узнала про эти подвиги, приехав сюда».
То есть то, что французов поблизости не было, так мелкие шайки, а были свои родные защитнички – помогло не сильно. В том числе и даже в том случае, если в имении находились хозяева.
И как тут не вспомнить недавно прочитанную книгу Бориса Акунина «Мiр и война», в которой кроме детективной составляющей есть еще и история метаний одной помещицы с ее запасами овса, как раз в условиях Отечественной войны. Там все очень трагикомично получилось – если вдруг не прочитали, прочтите обязательно – настоятельно рекомендую.
Ну а во-вторых, один из героев этого письма – Серж Волконский. А кто он у нас? Правильно – знаменитый декабрист, муж той самой Марии Волконской.
И как тут не вспомнить то, что после выхода фильма «Союз спасения» все так возмущались, что декабристов там показали какими-то алкашами, которые постоянно пьют, и пьют, и пьют.
Французы грабили, русские пьянствовали. А простым людям было не скучно – от всех доставалось
Ну так знаете – они постоянно и пили. Так тогда принято было. А уж Серж Волконский так вообще был по этому делу большой мастак. И не только потому что, про него так написала в письме Мария Аполлоновна Волкова. Он и сам в своих воспоминаниях признавался. Вот небольшая цитата:
«Вспоминаю я, что, живши на бивуаке, пригласивши к себе знакомого мне товарища из свиты Беннигсена, молодого барона Шпрингпортена, с горя (по русской привычке) не имея других питий как водку, выпили вдвоем три полуштофа гданской сладкой водки и так мы опьянели, что плюя на бивуачный огонь, удивлялись, почему он не гаснул»
Полуштоф, если что – это чуть больше 0,6 литра. То есть молодой Волконский (а это случилось в 1807 году в Тильзите, когда ему было 19 лет) и Шпрингпортен выдули на двоих больше трех бутылок водки. Неудивительно, что им показалось, что бивуачный огонь можно погасить плевками.
Французы грабили, русские пьянствовали. А простым людям было не скучно – от всех доставалось
Прекрасные в общем люди были, вот что я сказать хочу. Открытые, душевные. Погреба с вином чистить умели. Потом в декабристы подались. Не скучали, в общем.
|
</> |