«Фото, говорящее само за себя», скорее всего, врёт
wonderbull — 05.10.2013Подразумевается, что «старик крестьянин тяжело работал, чтобы сын получил образование».
И это, скорее всего, правда.
Подразумевается также, что «сын теперь выбился в люди, и старику больше не придется работать в пыли и ходить босиком».
А вот это, скорее всего, брехня.
Удобная, глянцевая, трогательная брехня, успокаивающая нервы хомячков из т.н. «первого мира».
Перепощивая эту картинку, они словно бы говорят друг другу: «да, Азия бедна, но ее дети получат западное образование и перестанут быть бедными».
Из-за этой позиции проглядывает более глубинная: «мы не отвечаем за последствия колониальной политики наших предков, построивших по сей день существующее благосостояние наших стран именно путем грабежа заморских колоний».
Дело в том, что люди на картинке — бирманцы.
«Западное» одеяние выпускника (с поправкой на фирменные дурацкие цвета в местном вкусе) — это наследие колониальной эпохи: когда-то Бирма была колонией, и люди из-за моря видели свое «бремя по Киплингу» в том, чтобы насаждать там цивилизацию.
Но, конечно, не в виде промышленности, медицины или всеобщего образования.
Под цивилизацией для местных британцы подразумевали штаны, шляпы, а лучше — сразу мундиры. Бирма была для англичан «казармой Юго-Восточной Азии», воинственные бама и шэны как солдаты котировались даже выше гималайских гуркхов, и воевали за Е.И.В. Королеву Викторию по всему Большому Востоку.
Потом англичане ушли, оставив по себе, кроме мантий и шапочек с кистями, пару жалких технических артефактов, вроде «самого высокого железнодорожного виадука Готейк», к настоящему времени напрочь ушатанного нагрузкой и временем.
В 41м Бирма была оккупирована Японией, затем скатилась в гражданскую войну, и попала под военное управление (военные там стали особо привилегированной кастой, почти все правительство училось в одной и той же Военной Академии). Затем США, из своих злостных соображений, объявили Бирме бойкот, который в той или иной степени действует и сегодня. Инфраструктура и экономика изолированной страны со 50-милионным населением к настоящему времени пришла в полную негодность.
Возвращаясь к фотографии: да, на ней — выпускник местного вуза (скорее всего, он ездил учиться в Мандалай или Янгон). Однако, бирманские вузы, которые заканчивают местные жители, ничего, кроме этих тряпочек и умения писать-читать по-английски, своим выпускникам не дают. Не появляется у них ни более квалифицированной работы, ни лучших перспектив. Разве что у семьи несколько повышается статус в глазах соседей, да прибавляется шансов попасть на госслужбу. Где, впрочем, тоже платят копейки.
То есть родители действительно вкладывают уйму сил в диплом для своих детей, но жизнь их от этого ни фига не меняется.
Я видел в деревнях между Баганом и Мандалаем целые стены крестьянских хижин, увешанные подобными фото. Вот, например, часть такого иконостаса в сравнительно зажиточном семействе держателя харчевни в Ньянг Уу:
Хозяин гордо рассказывал мне, что обучил троих своих детей — одного на военного, двоих — на бухгалтера и психолога. Военный, кстати, служит, бухгалтер же с психологом — живут тут же, в Ньянг Уу, на подхвате в родительском бизнесе. Аналогична судьба гордых дипломантов других «гражданских специальностей»: в городе работы они не нашли, вернулись, сфоткались, мантии-шапочки сняли, и работают с родителями — в лавке, в мастерской или в поле.
Вся эта традиция высшего образования в Бирме — бессмысленный и даже вредный социальный ритуал, типа как в других неразвитых регионах мира — традиция 25 лет копить детям на свадьбу.
Из всего этого можно сделать множество ценных выводов, но эту работу я предоставляю читателю проделать самостоятельно.