Формулировка Сергея Худиева
a_bugaev — 09.03.2012 http://sergeyhudiev.livejournal.com/951203.htmlКогда люди, которые часто даже не дают себе труда притворяться христианами, начинают наставлять Церковь, как она должна себя вести - и в целом, и в конкретных случаях, а христиане - причем далеко не самые плохие христиане, как раз люди с чувствительной совестью, искренне боящиеся греха, искренне желающие привлечь внешних ко Христу - очень переживают, смиряются, делают то, что от них добиваются - и в итоге делаются жертвами более чем явных манипуляций, как в случае с шикарным панк-молебном мы и видим.
Я не собираюсь упрекать тех, кто подписывал письмо к Патриарху - я не имею на это права, я на похожие разводки сам пару лет велся как последний идиот. Только меня этот неприятный опыт чему-то научил. Когда мне говорят “если ты хороший христианин, ты должен поступать по Евангелию, а поступать по Евангелию - это уступать мне, соглашаться со мной и делать то, что я хочу”, у меня срабатывает сигнал тревоги. Я это слышал уже. Я таких манипуляторов лучшими чувствами видал. Явление известное и описанное в литературе.И помню момент пробуждения - “минуточку, с какой это стати я должен рассматривать тебя в качестве наставника в том, чего от меня требует Евангелие? Евангелие я принимаю как слово Божие, а ты-то кто?” Ну, теоретически, где-то у монахов написано. что мы должны смиряться перед всяким ближним - но это не следует понимать по-фундаменталистки буквально:) Найдутся такие ближние, которые, начни мы перед ними смиряться, вовлекут нас в грех.
Поэтому кому-то надо просто сказать - да не волнует меня, какой я христианин в твоих глазах. Более того, даже твое мнение об РПЦ МП в целом совершенно не лишает меня сна и аппетита. Вот у меня есть люди, мнение которых о моем духовно-нравственном облике меня волнует - как священники, так и миряне. Мне есть у кого просить совета и наставления; и есть люди, суждения которых о моих христианских обязанностях я нахожу не представляющими интереса.
Что там представители креативного класса одетые по последней революционной моде, говорят о моем христианстве, меня не волнует. Писем с подтекстом “как же этот нехороший Патриарх смеет ставить нас в такое неудобное положение перед Маратом Гельманом и нашими креативными друзьями вообще” я не пишу потому что меня не интересует мнение креативных друзей - а вот мнение Патриарха, напротив, интересует.
Поэтому первое - у нас есть на кого оглядываться в нашем хождении, и это не придворные какаторы и не перуанские шаманы.
Второе - манипуляция использует эмоции, причем не очень важно какие. Если манипулятору удалось вывести вас из равновесия, это значительно повышает вашу уязвимость. Сначала он приводит вас в сильное раздражение и вы говорите глупости, потом вы чувствуете себя гадко и неловко (ай-яй-яй, недостойно христианина), и пытаетесь загладить происшедшее, а манипулятор подскажет вам, как.
С группой манипулятору еще удобнее - он может играть на чувстве неловкости и стыда, которые у одних членов группы вызывает неадекватное поведение других (им же и спровоцированное).
Тут то же самое - некоторые православные христиане, особенно имеющие ближневосточный темперамент, пишут в крайнем раздражении какие-то ни с чем несообразные вещи, ни с Евангелием, ни с душевным здравием вообще. Такая чрезвычайная воинственность может испортить Гельману клавиатуру - которую он зальет кофием, когда будет безудержно хохотать над свирепостью православных интернет-воинов. Сетевая кровожадность всегда чрезвычайно забавна, а в православном исполнении - особенно. Люди, которые изъявляют ярость и гнев, делают ровно то, что от них ожидается манипуляторами. Имейте в виду - вас разводят и используют, еще лучше, чем тех, кого агитируют в защиту гельмановских подопечных.
Как используют? О, чрезвычайно эффективно. Другим православным людям муторно с такой кровожадности (и тут их не в чем упрекнуть), они чувствуют себя скверно и неловко, им хочется показать, что православие - это не это (что правда) и тут их подлавливают манипуляторы и говорят: чудесно, чудесно, у вас есть возможность показать,что вы-то добрые, милосердные, прощающие, хорошие христиане, пойдем вместе с нами на очередной панк-молебен, поскачем по солее задом к алтарю, по совершении какового ритуала мы, так уж и быть, признаем, что вы - хорошие ребята, не то, что те злобные уроды. После дальнейшего курса объективности вас можно будет даже сопричислить к креативному классу. Ну, если хотя бы вы напишете у себя в ЖЖ, что не видите в таком скакании ничего неправильного, это тоже пойдет вам в зачет.
И тут нужно просто вообще в эмоции не входить - ну не волнует нас мнение этой тусовки о нашем христианстве. Вообще не волнует. Неловко мне или нет за чьи-то кровожадные призывы - не ваше дело; уж в любом случае не перед вами. А закон пусть сделает свое дело - приговор не должен быть чрезмерно суровым, но он должен быть произнесен.
Весь креативный какариум будет считать меня противным инквизитором и мракобесом? Мне придется это пережить. Боюсь вас огорчать, но, видимо, это будет не очень-то и тяжело.
|
</> |