Фолкнеровская экономика
occuserpens — 12.08.2024 ... a love or sorrow is a bond purchased without design and which matures willynilly and is recalled without warning to be replaced by whatever issue the gods happen to be floating at the time ...На эту замечательную мысль я наткнулся, перечитывая эссе Сартра про "Шум и ярость" Фолкнера. В Союзе это воспринималось как образец искусства для искусства, сверхкрасивое словесное упражнение, не имеющее однако отношения к реальной жизни.
А сейчас оказывается, что это мощная метафора с вполне определенным экономическим смыслом. Вспомним хотя бы сталинские займы. Они десятилетиями матерели, матерели, а потом взяли и превратились в бессмысленные бумажки :)
Вообще говоря, бонды с их низким % считаются надежным вложением, но со слабой защитой вкладчика от инфляции, на что, собственно, они и рассчитаны. Не говоря о том, что страховка FDIC их не покрывает.
Более конкретно, "Шум и ярость" - это написанный в 1920х гг роман об американском юге. В то время южане хорошо помнили разорение проигравших в гражданской войне плантаторов, так что у фолкнеровской метафоры имеется серьезная историческая нагрузка.
Pоман опубликован в 1929г, буквально накануне Великой Депрессии с ее банковским кризисом. В этом смысле он еще и пророческий.
А вот сартровские параллели между Фолкнером и Прустом сейчас кажутся поверхностными. "В поисках утраченного времени" - это порождение парижского ЛГБТшного застоя конца 19 - начала 20в. Фолкнер - певец южного застоя, это совсем другое дело.
Пруст так по-американски написать о деньгах не мог. А уж о русских религиозных философах и говорить не приходится :)
|
</> |