Физическое наказание. Как воспитать ребёнка неудачником?

Он маленький, шустрый и неугомонный. В свои семь лет он уже
лучше папы с мамой «сечёт» в компьютерных играх. В столь нежном
возрасте он уже отлично знает, что такое хитрость, лукавство,
притворство и лень, но все эти взрослые
пороки у него какие-то игрушечные, ненастоящие,
понарошку.
А вот благородные качества игрушечными не бывают: если человек –
мужчина, то он мужчина и в семь лет, и в семьдесят. Защитить
сестрёнку, взять на себя вину, поделиться вкусненьким, отвечать за
свои слова… Какая женщина не мечтает быть рядом с мужчиной, который
всегда защитит, никогда не пожадничает, не солжёт…
Замечательный лингвист Александр Афанасьевич Потебня сказал фразу,
которую я бы назвал главной общечеловеческой формулой общения:
«Говорящий работает за двоих». Это означает, что каждый человек,
который изрекает какую-либо мысль, должен работать не только за
себя, составляя слова в фразы. Он должен поработать и «за того
парня», который его слушает: построить фразу именно так, чтобы
слушающий максимально адекватно воспринял заключённую в этой фразе
мысль, чтобы он правильно его понял. Это двойной труд.
Стать на место слушающего, позаботиться о его восприятии способен
далеко не каждый. Многие люди неспособны научиться этому за всю
свою жизнь. А дети просто ещё этого не умеют, потому что это –
высший пилотаж общения. А чтобы достичь уровня асса, нужно сперва
побыть учеником.
Поэтому взрослый при общении с
ребёнком должен работать не за двоих, а за троих: как родитель
– строить общение, как педагог – понимать смысл и значение этого
общения, как психолог – видеть причины той или иной реакции на свои
слова…
Это всё слишком сложно, скажете вы. Не слушается – по попе, и
разговор окончен. Пусть со слезами, но родительское желание
исполнено. Результат достигнут. Но какой результат? А вот какой:
ребёнок делает что-либо по приказу не потому, что понимает,
что это важно, необходимо и своевременно, а потому, что если он
этого не сделает, ему будет больно. Это – верхушка айсберга.
Продолжим логическую цепочку, пойдём глубже.
Запуганный угрозой физической боли, ребёнок вынужденно
подчиняется грубой силе. Причём такой грубой силе, которая
неотвратима, не поддаётся уговорам и объяснениям, не считается с
его мнением, состоянием и желаниями, а значит, не подвластна
интеллекту. Это – животная сила, которой любой взрослый
нормальный разумный человек всегда противостоял и будет
противостоять.
Если личность привыкнет подчиняться грубой силе – она
перестанет быть личностью и станет одной из бессловесных овец в
стаде. В стаде, отданном на откуп неизвестно какому пастуху. Не
«пастырю овец православных», а жестокому пастуху с собаками,
кнутом, ножом, который позволяет жить и нагуливать сало своей овце
только до того момента, пока не придёт время варить шурпу. Стадо из
личностей – невозможно. Возможно лишь стадо из бессловесных тварей,
скота или, грубо говоря, быдла.
Физическое насилие, угроза боли – это принцип плохой дрессуры, а не
воспитания. Так недалёкие укротители раньше поступали с животными.
Да и то давным-давно, до того, как появился великий Владимир
Дуров, родоначальник знаменитой цирковой династии, который
добивался от животных фантастических результатов вообще без
нагайки. Он совершил переворот в дрессуре. В наши дни кнут в
руках дрессировщика – скорее, декоративный традиционный элемент
антуража, а не инструмент насилия.
А «невинный» шлепок по попе, не говоря уже о подзатыльниках,
отцовском ремне и прочем рукоприкладстве, – знак того, что вы не
воспринимаете своего ребёнка как мыслящее существо. Вы относитесь к
нему как к зверьку, неспособному при помощи интеллекта понять,
принять и исполнить действие ввиду его своевременности и
объективной необходимости.
Постоянно бездумно исполнять чужую волю вредно для личности. Можно
постепенно привыкнуть. И стать бессловесным и бездумным
исполнителем, то бишь рабом. А история показала, что
рабовладельческий строй – худшая, наиболее низкопроизводительная из
всех возможных общественных формаций.
Можно возразить, что хороших исполнителей ценят, они нужны, их в
современном обществе абсолютное большинство – не всем же быть
руководителями! Суть в другом: какой судьбы вы хотите для своего
ребёнка? Исполнитель, даже
очень хороший, всегда находится в зависимом положении. И эта
зависимость далеко не всегда бывает справедливой. И умные
руководители больше ценят исполнителей, способных к инициативе,
обоснованным возражениям, трезвой и объективной оценке проблемы… А
не бездумных проводников своей воли.
Есть только один вид насилия, достойный существования: когда мать
силой отдёргивает руку ребёнка от открытого огня. В прямом и
переносном смысле. Все остальные виды насилия – от лукавого, под
какими бы личинами они ни скрывались, как бы ни маскировались и ни
мимикрировали.
Государство тоже инструмент насилия. Такая форма организации
общества – явление временное, вынужденное на тот период, пока
общество не достигнет такого уровня самосознания, которое обеспечит
саморегулирование, самоуправление и самосовершенствование.
Когда руководители государства говорят о своей необходимости и
полезности – не поддавайтесь на провокацию, они всего лишь временно
неизбежны. Причём любые президенты и премьер-министры, мэры и главы
администраций – умные и глупые, жестокие и «добрые», активно
действующие или пассивные – являются всего лишь признаком
недостаточной развитости человеческого общества…
Если ваш непосредственный начальник на работе отдаёт вам приказ
вместо того, чтобы объяснить суть проблем и задач – это плохой
начальник. Умный руководитель объясняет суть вашей задачи в
кругу общих задач коллектива. Он не жандарм, он партнёр по делу и
координатор задач коллектива. Чувствуете разницу? Но это только в
том случае, если вы – личность, а не овца в стаде. Овца не поймёт
ничего, кроме прямого приказа, нет смысла тратить время на
объяснения овце опасности приближения волка – нужно кнутом загнать
её в загон. Если у вас на работе так – то бедный ваш начальник,
бедный ваш коллектив и бедный вы сами.
Какой судьбы вы хотите для своего ребёнка? Бессловесной овцы? Тогда
вы на верном пути: не упускайте ни одной возможности унизить его,
наказать физически, наорать, ударить… Пусть он знает, что прав
всегда тот, кто сильнее физически. Пусть знает своё место – ниже
плинтуса!
Если вы отец или мать, уже волей природы вы – вожак стаи для своего
ребёнка, начальник, бог и царь, ещё и офицер на поле боя. Но право
применять силу к нему у вас есть только в одном случае: при
непосредственной угрозе его жизни. С силой отдёрнуть от перил
балкона, когда он уже замахнулся ногой перелезть через край. Или
ударить по руке, которая тянется к открытой электрической розетке.
Если ваше насилие будет таким редким и существенным, оно навсегда
отпечатается в сознании ребёнка, и он уже никогда в жизни не
пострадает ни от беспечности на высоте, ни от удара током.
Но даже этого форсмажорного насилия можно
избежать, если заранее научиться не приказывать, а
объяснять ребёнку смысл явлений и суть вещей, объяснять ему
его роль и задачи в этом мире.
Да, это требует усилий. Да, это тяжёлый труд. Но не делать этого можно только по одной причине: если вы безнадёжно ленивы и безразличны, и вам наплевать на будущее ваших детей.