Финское образование
notabler — 02.12.2016Солидное исследование интересующего меня вопроса. Финляндия – признанный чемпион Европы в этой сфере. В затылок ей дышит Эстония. Это опережение очень волнует Великобританию, чьи забалованные дети отстают сейчас по многим показателям от этих двух, уже не говоря о школьниках азиатских стран: Китая, Тайваня, Сингапура, Южной Кореи, Японии. Так что публикую, чтобы подумать на досуге http://sputnikipogrom.com/education/62787/finnish-education/#.WEF9nOaLRPZ (не рассказывайте мне, что это – неприличный сайт, я знаю)))
Финская и российская системы школьного образования в цифрах
Несмотря на потерю нескольких пунктов в международном рейтинге PISA (Programme for International Student Assessment — международная программа по оценке достижений учащихся) в последние несколько лет, финские школы все еще лучшие среди европейских. В 2012 году финские дети заняли 5-е место по естественным наукам, 6-е в области чтения (в обоих случаях уступив только азиатским школьникам) и 12-е по математике (тут помимо азиатов финны проиграли Лихтенштейну, Швейцарии, Нидерландам и Эстонии). Россия в том же рейтинге заняла 34-е место по математике, 37-е по естественным наукам и 41-е по чтению.
В Финляндии на 1000 детей школьного возраста только 1.12 не посещают школу (145-е место в мире), в России — 1.53 (134-е место). Финны тратят на образование 6.84% ВВП (17-е место в мире), Россия — 4.1% (76-е место). В начальной школе на одного финского учителя приходится 13.67 детей, на одного российского — 18.06; в старшей — 9.5 в Финляндии, 8.47 в России. В вузы поступают 70.4% выпускников финских школ (1 место в мире) и 64.1% российских (5 место). Финские школьники в возрасте 10 лет в среднем учатся по 684 часа в год, российские — по 893.
Структура финской системы образования
Дети в Финляндии оказываются включенными в образовательную систему задолго до того, как впервые переступают порог школы. Финны считают, что дошкольное образование — очень важная часть образовательной системы, так как мозг на 90% формируется в первые 5 лет жизни ребенка, а 85% нервных путей — в первые 7 лет. В так называемый материнский набор, который получают все финские родители, входят три книги — одна для ребенка, она должна стать его первой книгой, и по одной для каждого из родителей — в них рассказывается, как способствовать развитию у малыша любви к чтению. С 1990 года в Финляндии действует бесплатная система дошкольного образования, куда входят муниципальные центры по уходу за детьми (нечто вроде детского сада, сюда принимаются дети от 8 месяцев до 5 лет) и один год подготовки к школе (для детей в возрасте 6 лет).
Доступ к системе есть у всех финских семей, родителям не приходится заранее занимать очереди на запись в детский сад и, в случае отсутствия мест, думать о том, где взять денег на оплату няни (и потом бояться, что няня окажется Бобокуловой).
В школу финские дети идут ровно в 7 лет, отдать чадо в первый класс раньше просто не получится. Затем юные финны 9 лет постигают обязательную учебную программу. Как она выглядит, мы расскажем чуть ниже. После окончания 9 класса школьники имеют право продолжить обучение по академической или профессионально-технической программе в течение 3 лет. Затем они могут поступить в университет и получить степень бакалавра, а потом магистра и кандидата наук.
Отличительная черта финской системы — образование бесплатно на всех уровнях. В системах дошкольного и обязательного школьного образования государство берет на себя расходы даже на еду, транспорт и учебники. На последующих ступенях за транспорт и учебники должны платить уже сами ученики, но обеды по-прежнему остаются бесплатными. Финны стремятся сделать образование доступным для всех граждан, поэтому для тех учеников старших классов и студентов, у которых нет денег на дополнительные расходы, предусмотрены гранты. Расходы при этом покрываются не за счет государственного бюджета, а за счет средств муниципальных образований. Частных школ в Финляндии практически нет. Исключение составляют школы с религиозным уклоном и школы, работающие по особым образовательным программам, например, по Вальдорфской системе. Но и там за образование не нужно платить — частные школы получают от муниципальных властей гранты, по размеру совпадающие с объемом финансирования государственных школ. Как государственные, так и частные школы обязаны принимать абсолютно всех, вступительные экзамены запрещены. Это отличает Финляндию от других стран, в том числе и России, где лучшие школы, как правило, селективны.
Что изучают финские школьники
С первого класса юные финны начинают изучать математику, базовые естественные науки (у нас это называется «окружающий мир» или «естествознание») и родной язык. В Финляндии два государственных языка, финский и шведский, и в зависимости от региона обучение в школе может проходить на том или на другом, но на деле «шведских» школ только 5%. Кроме финского и шведского в качестве родного языка могут преподаваться саамский (для коренного населения — саамов) и цыганский (для… цыган?). В школьную программу для первого-второго классов входят музыка, визуальное искусство (подобие нашего МХК), «практические предметы» (что-то вроде уроков изобразительного искусства или труда, но устроенных так, чтобы ученики могли попробовать разные практические занятия и выбрать то, что им нравится). Никакого обязательного вырезания по дереву для мальчиков или курсов кройки и шитья для девочек. И то, и другое есть, но школьник может сам выбрать, чем именно ему заниматься. Мальчик спокойно может попробовать себя в качестве повара, а девочка освоить столярное мастерство. Есть в финских школах и уроки религиозно-этического воспитания. В чем их принципиальное отличие от православной программы, которую хотят ввести в России? Дети могут выбрать, какую именно религию хотят изучать, или вообще отказаться от изучения религии и посещать вместо этого уроки этики, которые ни с одной религией не связаны. Финское министерство образования подготовило программы для следующих религий: евангелическое лютеранство, православие, католицизм, ислам, иудаизм, буддизм, кришнаизм, адвентизм, движение святых последних дней, движение «свободная церковь», движение «общественное христианство» (последние четыре в РФ, очевидно, будут преподаваться в рамках темы «Искаженные толкования библейских текстов в литературе деструктивных сект»). Если ребенок хочет изучать какую-то религию, программы по которой еще нет, министерство образования готово заняться ее разработкой совместно с представителями этой религии.
В третьем классе к перечисленным предметам добавляются первый иностранный язык и история. В пятом — второй иностранный язык. К слову, в первые годы обучения финские школьники не получают домашних заданий и не пишут контрольные. С 7-го класса общий предмет о естественных науках делится на три: биология и география, физика и химия, наука о здоровье. Кроме того, в 7-м классе начинают преподавать экономику.
Школьники, которые решают продолжить обучение в старших классах по «академическому» направлению, следующие 3 года ходят на те же предметы, но на более высоком уровне. Те, кто идёт на профессионально-техническое направление, могут выбрать одну из десятков специальностей, которые разбиты на следующие группы: культура; гуманитарные науки и образование; природные ресурсы и окружающая среда; естественные науки; социальные науки, бизнес и администрирование; социальная служба, здоровье и спорт; технологии, коммуникации и транспорт; туризм и сфера обслуживания.
Что делает финскую систему школьного образования уникальной
Всё сказанное выше вполне вписывается в традиционные представления о школьном образовании. Теперь поговорим о том, что делает финскую образовательную систему уникальной. Занятия в школах начинаются примерно в 9–9.30 и заканчиваются в 14–14.45. Власти Хельсинки даже хотят ввести закон, запрещающий начинать уроки раньше 9.00, так как результаты многочисленных исследований показывают, что сон очень важен для развития детей и подростков. Во многих российских школах уроки начинаются в 8.15–8.30 и могут продолжаться до 15–16 часов. Во всех школах Финляндии пятидневка, по субботам никто не учится. Вообще учебная суббота — это чисто постсоветское изобретение, от которого большинство стран СНГ стало отказываться лишь недавно. К слову, учеба по субботам, так любимая многими российскими университетами — тоже явление, немыслимое за пределами постсоветского пространства. Как уже было сказано, в младших классах дети почти не получают домашних заданий. В старших классах домашние задания есть, но их объем весьма невелик — финские старшеклассники тратят на домашнюю работу всего лишь около 2.8 часа в неделю — один из самых низких показателей в мире. Российские школьники посвящают домашним заданиям около 9,7 часов в неделю и занимают по этому показателю 2-е место в мире (больше не повезло только школьникам из Шанхая, которые вынуждены делать домашние задания по 13 часов в неделю). Возможно, объемы домашних заданий в российских школах — наследие советской системы. В пользу этой версии говорит хотя бы то, что школы братского Казахстана — четвертые в мире по объему домашних заданий (8.8 часа в неделю). Что, кстати, никак не способствует качеству казахского образования. К сожалению, других стран СНГ в рассматриваемом рейтинге нет.
Общий стандартизированный тест в Финляндии только один — школьный выпускной экзамен, но и он не обязателен и не нужен для получения аттестата о среднем образовании или поступления в университет (хотя выпускники все же предпочитают его сдавать). И никаких тебе ОГЭ в 9 классе, «экзамена в формате ЕГЭ» в четвертом или «окружных контрольных работ» каждую четверть. Каждый преподаватель самостоятельно разрабатывает систему тестирования для своих подопечных. Вместо стандартных оценок по шкале от «неудовлетворительно» до «отлично» финские школьники, как правило, получают от учителя отзыв о своей работе — преподаватель отмечает, что у ученика получилось хорошо, а над какими навыками и знаниями стоит поработать и как это лучше сделать. Любой заваленный тест ученик может пересдать, предварительно заново разобравшись в материале под руководством преподавателя. Из-за того, что в финских школах по факту нет стандартных оценок, там нет и никакого разделения на «отличников» и «двоечников» — учеников не сравнивают друг с другом. Если финский ученик чего-то не понимает, преподаватель не отделывается от него плохой оценкой, а проводит дополнительные занятия — цель финской школы не оценить, а научить ребенка.
Нет в Финляндии и «рейтинга школ», в соответствии с которым одни школы считаются хорошими, а другие плохими. Преподавателей не награждают за выдающиеся успехи их учеников по сравнению с другими детьми и не делают им выговоры за то, что дети написали «окружную контрольную» хуже, чем ребята из соседней школы.
Поскольку вступительные экзамены в школы запрещены, в одном классе могут учиться ребята с абсолютно разными способностями. Казалось бы, это должно создавать множество неудобств и выливаться в огромный разрыв между школьниками. На деле разница между «лучшими» и «худшими» учениками в Финляндии одна из самых низких в мире.
Финны стремятся сделать обучение как можно более интересным для учеников и максимально снизить уровень стресса. Перемены в младшей школе длятся в сумме около 75 минут. При этом на перемене ученики не заперты в классе или на этаже — они выходят погулять и поиграть на улицу в сопровождении преподавателя. В финских школах нет формы, ученики вольны ходить, в чем заходят. Многие, кстати, ходят босиком — просто потому, что дома принято ходить без обуви, а школа — в некотором смысле «второй дом». Естественно, об «обязательных дежурствах» финские дети никогда не слышали. Мысль о том, что принудительный труд может чему-то научить детей и подростков, распространенная в РФ, финским педагогам в голову не приходит.
Кто учит финских детей
Конечно, финская школа не всегда была такой, как сейчас. Масштабные изменения начались в 1970-е. Правительство провело ряд реформ, направленных на децентрализацию школьного образования и изменение учебных планов. В 1970-е решения о том, как и чему учить детей, а также как их тестировать, принимались централизованно. Сегодня есть только общие методические рекомендации, но каждое из 320 муниципальных образований и каждая школа могут достаточно свободно трактовать эти рекомендации. Реформы 1970-х коснулись не только общей организации образовательной системы, но и подготовки преподавателей. Раньше на педагога учились 3 года, в 1970-х длительность подготовки будущих педагогов увеличилась до 4–5 лет. В 1990-е программы подготовки учителей были пересмотрены с тем, чтобы дать педагогам навыки для обучения школьников критическому мышлению. Тогда же финских учителей обязали иметь магистерскую степень по педагогике с исследовательским компонентом и практикой по проведению учебных занятий.
Учитель — очень престижная профессия в Финляндии. Учителями могут стать только выпускники одной из 11 трехлетних магистерских программ по педагогике, на каждую из них очень высокий конкурс — поступают всего 10–15% абитуриентов. Будущие педагоги учатся за счет государства и получают стипендию, которой вполне хватает на покрытие всех базовых расходов. Для сравнения: проходной балл на бакалаврские программы по педагогике в одном из самых известных педагогических вузов РФ, МПГУ, в 2016 году колебался от 190 до 261 баллов, но в среднем составляет порядка 210–215 баллов по трём предметам. То есть, чтобы получить педагогическую подготовку, достаточно набрать порядка 70 баллов по каждому предмету — довольно средний результат. И это не говоря о том, что далеко не все выпускники педвузов идут потом работать в школу. Самые высокие проходные — для будущих преподавателей гуманитарных дисциплин, например, иностранных языков. Такое образование позволит в будущем работать переводчиком, а не педагогом, что многие выпускники и делают.
Подготовка финских педагогов включает в себя как множество курсов по методам преподавания, так и исследовательский компонент — будущие учителя самостоятельно разрабатывают новые методики, а затем в течение года проверяют их на практике в одной из школ, сотрудничающих с университетом. Эти «университетские» школы, как правило, служат площадками для тестирования инновационных педагогических практик. Преподавательская подготовка включает освоение методологии исследований — это необходимо для того, чтобы в будущем учителя могли способствовать развитию исследовательских навыков у своих подопечных.
Во время преподавательской практики будущие учителя работают в группах и совместно занимаются планированием занятий, их проведением и последующей оценкой. Затем педагоги будут строить собственные уроки по аналогичной схеме — для финских учеников работа над групповыми проектами и самостоятельная их оценка — вполне обычная практика.
Особый акцент при подготовке педагогов делается на том, как варьировать методики преподавания в зависимости от способностей и потребностей учащихся. В том числе педагоги учатся работе с учениками с особыми потребностями (например, с детьми-инвалидами).
Сегодня большинство финских педагогов имеют по две магистерские степени — одну в области педагогики, а другую в области своей специализации. Таким образом, считая бакалавриат, продолжительность подготовки будущих учителей занимает около 8–9 лет — примерно как у врачей и юристов. Естественно, стремление молодых финнов потратить почти 10 лет на освоение трудоемкой профессии школьного учителя объясняется не только тем, что это уважаемая в финском обществе профессия. Финские преподаватели получают достойные деньги — сразу по окончании университета молодой педагог получает около $29000 в год, со временем эта цифра растет. По данным Росстата, средняя зарплата школьного учителя в России в первом полугодии 2016 года составляла 32639 рублей. По текущему обменному курсу это примерно $509 в месяц, или $6120 в год. И это средняя зарплата — здесь учтены доходы как молодых, так и опытных учителей. Не говоря уже о том, что зарплаты учителей сильно варьируются в зависимости от региона — так, московские педагоги получают в среднем 66957 рублей в месяц, а костромские — всего 21211. Вполне логично, что талантливые молодые люди в РФ редко выбирают карьеру учителя. Исключение составляют люди, которые идут в школу по призванию и готовы жертвовать ради своей работы достатком и комфортом.
Как Финляндия меняет систему образования
Несмотря на то, что финская образовательная система более чем успешна, финны не останавливаются на достигнутом и постоянно меняют школьное образование в соответствии с требованиями времени. Например, не так давно прописи в младших классах заменили на уроки компьютерной грамотности. Конечно, финны не считают, что учить детей писать от руки не нужно совсем, однако в условиях, когда большая часть письменных коммуникаций осуществляется при помощи клавиатуры (будь то клавиатура ноутбука или кнопки на экране смартфона), акцент на компьютерную грамотность вполне обоснован.
С августа 2016 года в силу вступили еще несколько изменений. Теперь финские школы обязаны каждый год в течение определенного периода (его длину каждая школа определяет самостоятельно) проводить не стандартные уроки по определенным предметам, а кросс-предметные тематические занятия. Например, берется широкая тема «Евросоюз», в рамках которой ученики изучают ЕС с разных сторон, тем самым совмещая занятия по истории, географии, экономике, другим социальным наукам и иностранным языкам. Нельзя сказать, что это радикальное нововведение — некоторые школы в Финляндии экспериментируют с таким кросс-предметным подходом еще с середины 1980-х годов. Если реформа окажется успешной, в будущем финские школы могут совсем отказаться от узкоспециализированных предметов и полностью перейти на «тематическое» обучение — одна из школ Хельсинки уже это сделала.
Школа в финском городе Эспоо
Другое важное нововведение — отныне ученики будут непосредственным образом участвовать в процессе планирования уроков. Школьники смогут самостоятельно выбирать темы для кросс-предметных занятий, а затем будут оценивать, насколько полезными они оказались. Впрочем, снова ничего радикального — в большинстве финских школ ученики не следуют какому-то строгому порядку изучения того или иного предмета, а каждый раз обсуждают с преподавателем, что именно они хотели бы изучить в определенный период. Учителя варьируют учебную программу, что возможно благодаря значительной автономии, которой обладают финские школы.
Чем российская система отличается от финской и что это значит
О некоторых различиях между российской и финской школами мы уже сказали — например, о разнице в учительских зарплатах или о разном объёме домашней работы. Теперь разберем еще несколько принципиальных отличий в образовательных системах РФ и Финляндии.
Во-первых, хорошие и плохие школы. Российские школы, в отличие от финских, соревнуются между собой, ранжируются на основании баллов стандартизированных тестов и в итоге получают клейма «хороших» и «плохих». К чему это приводит? Тут уместно вспомнить скандал в «элитной» 57-й школе, где как преподаватели, так и выпускники и даже ученики настолько боялись испортить имидж своей «хорошей» школы, что годами замалчивали историю о преподавателях-педофилах. Конечно, можно сказать, что дело в тусовке «пятисемитов» и в других «хороших» школах такого нет — на то они и хорошие. На деле «элитизм» — отличительная черта если не всех, то очень многих «хороших» школ РФ. В моем родном лицее 1535, который множество раз получал звание лучшей школы Москвы/России, нам часто говорили вещи вроде «вы везде лицо лицея», подразумевая «не попадайте в нехорошие истории — вас могут связать с 1535, а это существенно подпортит наш имидж». Вообще не выносить сор из избы — обычное дело в элитных учебных учреждениях РФ, будь то «хорошие» школы или «топовые» университеты. И их руководство можно понять — это действительно отличные учебные заведения (по крайней мере, на фоне того, что есть), а если какая-нибудь громкая история (да, вроде педофилов из 57-й) получит огласку, школе, вероятно, придет конец. В условиях, когда «ничего лучше нет», подобное выглядит как настоящая трагедия и для учащихся, и для их родителей, и для преподавателей, и для выпускников. Еще один минус ранжирования школ на базе результатов ЕГЭ и других вариантов стандартного тестирования — учителя склонны не помогать детям научиться, а бездумно натаскивать их на тесты. А если учитель понимает, что его воспитанники все равно не получат высоких баллов, он вполне может «помочь» им прямо во время экзамена, чтобы избежать выговора от руководства. Российские школьники воспринимают списывание куда спокойнее, чем их зарубежные сверстники. Практика «приемлемого списывания» потом легко переносится на жизненные реалии — зачем напрягаться, если проще скопировать диссертацию или «выехать» за счет более умного коллеги, чем сделать что-то самому.
Во-вторых, селективность и ее отсутствие. Еще одна черта российских «хороших» школ — селективность. Чтобы попасть в одну из топовых школ, учащиеся должны сдать довольно серьезные вступительные экзамены, и конкурс при этом может быть выше, чем в некоторые университеты. Истоки этого отбора — тоже в существовании «хороших» и «плохих» школ. Родители, озабоченные будущим своих чад, понимают, что попадание в «хорошую» школу часто означает поступление в «хороший» вуз и даёт некоторую уверенность в будущем. В результате отбора «хорошие» школы продолжают быть «хорошими» — туда поступают только «хорошие» дети (в некоторых случаях еще и дети влиятельных людей, вне зависимости от их способностей), — а разрыв между «хорошими» и «плохими» школами в уровне подготовки только увеличивается, равно как и общее интеллектуальное расслоение.
В-третьих, «уравниловка» и индивидуальный подход. Российская образовательная система до сих пор работает на базе единого подхода к ученикам, не обращая внимание на их индивидуальные особенности и потребности. По всей стране действует единый учебный план, а все выпускники для поступления в вузы обязаны сдавать один и тот же единый государственный экзамен. И это в самой большой стране в мире — парадоксально, что калининградские школьники учат абсолютно то же самое, что и владивостокские. Хотя вполне логично было бы варьировать школьную программу в зависимости от местного контекста, как это делают финны — ученикам на Дальнем Востоке куда больше пригодится китайский язык, чем немецкий, детям в приморских городах будет полезно узнать больше о судоходстве и морской фауне, а жителям тайги — о лесном деле, и так далее. В РФ этот подход пока действует только в области религии — на Кавказе и Татарстане православную культуру совершенно точно заменят на мусульманскую.
Финнам понадобилось 40 лет, чтобы отойти от централизации и выстроить современную систему среднего образования. И это в условиях довольно маленькой страны с гомогенным населением, правительство которой действительно хотело создать хорошие школы. Надо ли говорить, что у властей РФ другой подход и другие приоритеты — место будущего в российской школе занимает сакральное прошлое, место высоких технологий и критического мышления — очень своеобразно понятые «духовность» и «патриотизм». Русскому государству придётся исправлять эту проблему одной из первых — и процесс строительства нового образования займёт как минимум несколько десятилетий.
|
</> |