филологические досуги
clear_text — 22.01.2017О
ЗАКОНАХ СКАЗКИ
Есть вещи,
которые не надо объяснять - ни в жизни, ни в кино.
Например, если человек носит синий шарф, хотя ему более к лицу
серый. Если человек приходит в гости к бедным родственникам
в модном и дорогом костюме, или наоборот - к богатым
приятелям в заношенном свитере. Объяснение простое - ну, бывает,
бывает!
Но если человек приходит на прием в смокинге и крахмальной рубашке с бабочкой, но при этом в забрызганных грязью брюках и ботинках, или является к тете на именины с взводом автоматчиков в качестве охраны - это требует каких-то объяснений. Типа - пять минут назад упал в канаву, ха-ха; полчаса назад был избран крёстным отцом мафии...
И это объяснение должно войти в сценарий, в диалог - если речь идет о фильме.
Вот точно так же в великом фильме "Ирония судьбы" меня поражало вот что: Жене Лукашину 37 (тридцать семь!) лет, а он ни разу не был женат. В России, с ее дефицитом мужчин...
Скажут: бывает, бывает!
Да, разумеется,
бывает. Но это именно то самое "бывает" (как грязные брюки со
смокингом) - которое требует объяснений в сюжете. Ибо подавляющее
большинство мужчин такого возраста женаты (или хоть раз были
женаты), и у них, как правило, есть дети.
По итогам переписи населения 1979 года в городском населении
Российской Федерации в возрастной группе Жени Лукашина
было 4.7% мужчин, никогда не состоявших в
браке.
Очевидно, Женя Лукашин - особый случай. В чем же его особость, почему так сложилась его жизнь? Может быть, у него какая-то особая, хотя и непроявленная, ориентация? Не знаю.
Меня не удивляет то, что это никак не объяснено в фильме.
Как и в старом советском фильме "Моя любовь" с Лидией Смирновой в главной роли не объяснено, откуда у простой советской студентки огромная роскошная квартира, в которой она живет одна.
Меня удивляет то, что это никого не удивляет.
Мне возражают: это сказка!
Ничего подобного.
Не надо путать сказку с вольным фантазированием, и тем более с
реалистическим фильмом в жанре комедии, чем и является "Ирония
судьбы".
Сказка, леди и джентльмены, это чрезвычайно строгий жанр. Сюжет жёсток, все персонажи лишены индивидуальных свойств. Это своего рода маски, символы. Они, можно сказать, монументальны, они воплощают одно какое-то качество.
Емеля на печи - везунчик, и только. Младший брат (Иван-Дурак) - хитрец, и только. Царь - что мы о нем знаем, кроме того, что он что-то там "повелел-приказал"? Ничего не знаем о его трудной работе по управлению царством. Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Царевна-Несмеяна или просто Царевна, которую хочет съесть Змей - это совершенно разные, но одинаково одномерные царевны.
Почему Иван полюбил Царевну? За ее красоту? За ее богатый внутренний мир? Из соображений карьеры? Да нипочему. Жёсткий сюжет велит ему вступить в состязание с заморскими королевичами и победить - но не просто так, собственными силами, а непременно с помощью волшебного конька, умной мышки, старушки-советчицы и т.п.
В реалистическом произведении - даже в том, где много
фантазии и романтики - всё не так. Герои многомерны, это
не маски, а личности; их поступки мотивированы, сюжет
вариативен.
Поэтому, если мы что-то не понимаем в современной новогодней комедии, не надо говорить: "ах, это же сказка!"
Лучше попытаться понять. Тем самым мы поймем сами себя.
|
</> |