Фильмы, которые нас выбирают

Владимир Высоцкий - Гололед (зима 1966-1967) | 01:25 | |
Вчера и сегодня смотрела еще два фильма. "Новая земля" Александра Мельника и "Айрис" Ричарда Айра.
Сразу хочу предупредить друзей, которые меня читают, что мои пристрастия, наверное, чуть отличаются от обычных. Эти фильмы не попса, нив коем случае. Их стОит смотреть тем, кто не боится грузить себя мировыми проблемами.
Как обыденно выглядит прогулка людей в синих куртках на территории, огороженной высоким забором - сеткой. На вышке вертухай-самозванец. Где-то в стороне - люди в красных куртках наслаждаются относительными жизнью и свободой. Наслаждаются, как могут. Вертухай покрикивает: "Ходить! Не останавливаться! А ну, живей!" Красные и синие. А вокруг - белизна скал, покрытых наледью. Цвета нашего флага. Маленькая проекция нашего государства. Красные управляют синими.
Все, постараюсь больше не кидаться лозунгами и высокими словами. Сначала людей опросили в тюрьмах, согласны ли они участвовать в эксперименте. При опросе каждому задали вопрос, что бы он сделал, если бы стал свободным. Опрашивали только тех, у кого пожизненное. Ответы были разные (довольно интересные). В соответствии с ответами каждый из этих людей и выполнял свою миссию там, куда их привезли.
Их привезли на остров. Пока они плыли, за решетками в трюме шли разговоры на тему, утопят их сразу или нет. "Наше содержание в тюрьме невыгодно государству" - рассуждали зэки.
Их не утопили. Выгрузили в не жестких наручниках и кинули на прибрежную гальку пару сотен ключей. Объяснили, что в экстренном случае они могу связаться с администрацией эскперимента, нажав на кнопку, находящуюся на буе в тридцати метрах от берега. Лодку им оставили.
Пока шла драка за ключи, паханы отправились к бую и разбили кнопку.
В драке за ключи погибло всего несколько человек.
Это не обычное сентиментальное мыло о тюрьме и зэках, которое у нас часто снимают и показывают, видимо, в назидание всем, что, мол, жить надо правильно.
В фильме есть главный герой, которому дали пожизненное за то, что он расстрелял диспетчера, по чьей вине погиб самолет, на котором летели жена и две дочери главного героя - Жилина (играет Константин Лавроненко).
Дальше мне просто больно пересказывать - кадры фильма так и стоят перед глазами. Да и не нужно. Кто-то все равно посмотрит. А кто-то уже видел.
Хотите знать, в чем суть эксперимента (если я, конечно, правильно поняла - ведь зрителю абсолютно всего так и не рассказывают). Привезли 206 зэков. Через три месяца осталось в живых 87 (сколько и от чего погибли, не уточняю, скажу лишь, что многих просто съели). Как выбирали, кого съесть? Помните вертухая на вышке? В конце прогулки он давал команду: "По баракам! Последний - мертвец!" Люди в панике бежали к спасительной двери в барак, отталкивая друг друга... Но всегда оставался кто-нибудь последний...
Ингеборга Дапкунайте, кстати, играла представительницу второй (или первой?) стороны участников эксперимента, международного, кстати.
Еду, оставленную зэкам, погрызли леминги. Поэтому и процветал каннибализм. Кнопка связи разбита. Когда, наконец, на забытый остров приплыли эсминцы с солдатами и едой, кучка оставшихся в живых чуть воспряла духом. Но на прощанье их огорошили по-настоящему: все выгружено, солярка для генератора, новая одежда, инструменты и вот офицеры высыпают на берег две сотни знакомого вида ключей. Перед 87 русскими зэками стоит шеренга убийц из зарубежных тюрем.
В результате этой последней битвы в живых остаются трое наших раненых, один из них - Жилин. Эти люди были инициаторами и главными участниками ремонта найденного Жилиным небольшого самолета. Сам Жилин - летчик, его помощники - кто слесарь, кто инженер...
Самолет заправлен. Все погибли. Трое оставшихся в живых взлетают над островом. Думаете, хэппи энд? Так нет. Америкосы успевают пальнуть по самолету. Последний кадр - в живых только главный герой. Его улыбка говорит нам о том, что человек, наконец, обрел свободу.
Заключительные титры идут на фоне фотографий эпизодов из прошлой жизни погибших заключенных. Оказывается, в прошлой жизни никто из них зверем не был.
Незадолго до этого мой сын цитировал какой-то пост из интернета, в нем рассказывалось, сколько человек было варварски уничтожено в результате восстаний, репрессий и т.д., причем, не в нашей стране. Возможно, у вас возникает раздражение, что это я сочувствую убийцам и каннибалам - у нас простой народ, еще не попавший в тюрягу, живет на грани смерти и нищеты...
Так ведь это фильм как раз о нас, о нашем народе. Красный и синий. Вот цвета нашего флага. Всегда находится кто-то, кто управляет всеми, всех мотивирует. И в фильме есть момент, когда синие свергают красных. И прекращают убийства людей ради еды.
Жизнь именно так и катится. Власти меняются. Не меняется суть. Еды никогда не хватит абсолютно на всех страждущих. Все. пора писать стихи. Про "Айрис" - в другой раз...
