
Фильм ужасов 1920 года - шедевр, пугающий до сих пор.


- Кадр из фильма «Кабинет доктора Калигари» (1920).
В главной роли - Конрад Фейдт.
Потом я увидела «Кабинет…» в московском кинотеатре «Иллюзион», специализировавшемся на старом кино. Это нечто. При том, что никаких особых спецэффектов в эру немого синема попросту не водилось – всё творилось при помощи подсветки, декораций, грима. В самом начале мы видим двух молодых и респектабельных с виду мужчин. Один из них констатирует, что их окружают некие духи, мешающие вернуться домой. На парковой дорожке появляется девушка в белом одеянии – она идёт странной походкой (ближайшая ассоциация у современного любителя хорроров – Садако из японского «Звонка», правда, длинные тёмные волосы разделены на прямо пробор, и мы можем видеть красивое лицо актрисы Лил Даговер, но от этого не легче). Повествование переносится в родной город рассказчика.
- Кадр из фильма «Кабинет доктора Калигари»
(1920).
И вот тут начинается жуть – уже картонные домики, теснящиеся у подножия горы, вызывают смесь удивления и страха – тут всё искривлённое (в духе модного тогда экспрессионизма). И это деформированное пространство создаёт невнятную и очень сильную тревогу. Казалось бы – ну, косые линии. И – что? Но это надо видеть в динамике – люди передвигаются среди этого нагромождения, как в адском лабиринте. Доктор Калигари (Вернер Краус) просит местную администрацию разрешить к показу на ярмарке юношу-сомнамбулу Чезаре (Конрад Фейдт). Перед нами – измождённое лицо с громадными глазами и ярким ртом. Потом начинаются убийства и другие «приключения»; мы наблюдаем, как сомнамбула похищает ту девушку, которая в начале ходила по парку… Её похищение – отдельная жуть – бег Чезаре по непонятным «улицам» с нависающими стенами, будто падающими на человека.
- Кадр из фильма «Кабинет доктора Калигари»
(1920).
В общем, феерия заканчивается презанятно – все герои оказываются обитателями сумасшедшего дома и в финале мы видим холл некоей, судя по всему, респектабельной, психлечебницы – тут слоняются и Чезаре, и та дева в белом, и рассказчик с другом и главное – Калигари, который на самом деле – врач. Тут наконец-то приходит осознание, что этот отвратительный город с его безумными окнами и вся история – плод больного воображения. «Дорогая передача… Вся Канатчикова дача…», - как пел Владимир Высоцкий примерно по тому же поводу. Сюжет реально в духе европейских 1910-х, когда общество спятило по итогам Первой Мировой войны и страдало непониманием: куда бежать, где найти приют – разве что в дурдоме. Это сейчас нам кажутся милыми ретро-платья и ретро-мотивы, а в те годы человек был реально безумен и эта ущербность создала почву для очередной войны.
- Кадр из фильма «Кабинет доктора Калигари»
(1920).
P.S. По поводу финала есть и такое объяснение - все эти люди стали жертвами эксперимента, поставленного доктором-маньяком Калигари. Эта двойственность и многозначность тоже делают фильм шедевром. «Кабинет доктора Калигари» и нынче смотрится именно, как хоррор, то есть вызывает положенные чувства, хотя, и мир изменился, и менталитет, и кинематографические приёмы.
- Все кадры взяты на сайте https://www.pinterest.ru/
|
</> |
